Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:56, шпаргалка
1) Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.
Предмет философии и его историческая динамика.Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.
Наука — это когнитивная, познавательная деятельность. Любая деятельность — это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель — получение нового научного знания, предмет — имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства — имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие решению заявленной проблемы. Известны три основные модели изображения процесса научного познания:
1) эмпиризм;
2) теоретизм;
3) проблематизм.
Согласно эмпиризму, научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе возможных эмпирических гипотез — обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам.
Теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, определенность, неопределенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.).
Модель проблематизма, наиболее четко сформулированная К. Поппером: наука - это специфический способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная проблема — это существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической и/или теоретической информации. Циклическая схема научной деятельности Поппера выглядит так: научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д. Вечно неудовлетворенное любопытство — главная движущая сила науки.
Современная научная деятельность не сводится, однако, к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельности. Научные инновации являются первичным и основным звеном современной наукоемкой экономики.
3) Наука как особый социальный институт
Функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре научно-технической политики общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм. Внутренние ценности науки: универсализм, беспристрастность, отсутствие личной выгоды и т.д.
Одно из важнейших открытий в области исследования науки как социального института: наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и иногда противоречат друг другу. Современная наука — это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений. Все они связаны как между собой, так и с другими мощными подсистемами общества и государства (экономикой, образованием, политикой, культурой и др.).
45)Уровни,
формы и методы научного
Формы науч. знания: факт, проблема, гипотеза, теория, науч. идея.
Факт-это форма эмпирич.знания, достоверность к-го доказана. Объективный факт-это событие,явление совершившееся в реальности,которые м.б. объектом познания. Науч. Факт - это отражение объективного факта в сознании, т.е. его описание, явл-ся основой теоритич. построений.
Проблема-это вопрос,в котором мы обращаемся к природе, практике, теории.
Гипотеза-предполагаемый ответ.
Теория - это развивающаяся система объективно верных, проверенных практикой науч. знаний, объясняющих закономерность явлений в данной области. Оформляется, когда гипотеза подтверждается.
Науч. Идея - это общий способ разрешения проблемной ситуации.
Научное познаниеразвёртывается на двух основных уровнях – эмпирическом и теоретическом.
Критерий их различения есть – это теметоды, которые преимущественно использует учёный в процессе своего исследования.
Метод- путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.Методология- учение о методах
Методы науч. познания:общелогич-е (на эмпирич. и логич. ур-не:дедукция,аналогия
и пр.),эмпирического ур-ня(наблюдение,измерение,
Методология бывает
след. ур-ней:1)всеобщая(диалектика и метафизика)
2)междисциплинарный3)
Любой метод разрабатывается на основе опред. теории.
Классификация методов научного познания:
- всеобщие,общие,частные методы научного познания
-с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования
-в зависимости от структуры
познавательной деятельности
Методы эмпирического исследования: наблюдение; эксперимент; сравнение; измерение
Наблюдение- целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования.Наблюдение- непосредственное и с помощью приборов.Измерение- даёт количественную сторону явления.Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события.Эксперимент-мысленный и с помощью приборов.Сравнение- устанавливает сходство и различие предметов.Методы теоретического исследования:
1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития.
2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы.
3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики
4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые
Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, абстрагирование.
Анализ- процесс мысленного, а нередко
и реального расчленения предмета, явления
на части (признаки, свойства, отношения)
с целью их всестороннего изучения.Синтез- это соединение
выделенных в ходе анализа сторон предмета
в единое целое.Моделирование–
это метод изучения объектов с помощью
моделей (копий), к-рые берутся место оригинала.
Моделирование применяется тогда, когда
исследовать реальный процесс невозможно.Абстрагирование.Зад
46)Социальная
философия, ее предмет и проблемы.
Эволюция представлений об
Объектом изучения социальной философии является общество.
Общество (социум) — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших и малых групп людей, объединенных различными связями и отношениями, потребностями и интересами.
Социальная философия– особая философская наука, которая изучает предельные основанияобществакак целостного явления.
Основная проблема- человек и общество
Становление социальной философиикак относительно самостоятельной философской дисциплины пришлось на эпоху Возрождения и Нового времени и было связано с постижением сущности государственной власти и ее связей с жизнью обычных людей в трудахН. Макиавелли; с теорией естественного праваТ. Гоббса, Дж. ЛоккаиБ. Спинозы; исследованием проблемы соотношения социума и государства, общества и природыДж. Локком и Ш. Монтескье. Заметный вклад в формирование социальной философии Нового времени внесланемецкая классическая философия, особенно в исследовании предельных оснований бытия человека (И. Кант), права, нравственности и морали (Г. Гегель). Важный вклад в развитие современной социальной философии внесла концепция материалистического понимания историиК. Маркса.
Рассмотрим, как развивалась современная Ф.. В Греции во времена Платона и Аристотеля было полисное устройство – союз мелких государств. Там начала появляются борьба соц. сил. Платон считал, что идеальное общество должно состоять из 3 сословий: 1.низшее (ремесленники, земледельцы); 2.воины; 3.управляющие (мудрецы и философы). Сословия комплектуются в связи с преимущественным складом души (три части души). У правителей доминирует разум. У воинов – эмоциональная составляющая души. Аристотель рассматривал вопрос о том, что лежит в основе общества. Он считал, что в его основе лежит соц. природа человека, так как человек – это общ. политич. животное.
Аристотель считал, что наилучшей формой власти явл. Монархия. Монархия может превратится в тоталитаризм, когда монарх заботится только о своих интересах. В средние века выработалась концепция о церкви. Церковь – это град небесный на Земле (по Августину), а град земной образуют люди, кот. на первое место ставят плотские удовольствия. В новое время формируется представление, объясняющее существование общества естественными причинами. Мыслители нового времени – Н. Макиавелли, Спиноза. В концепциях общества есть различия. Одни философы считали, что люди раньше боролись между собой и, чтобы не уничтожить друг друга, они объединились в общество. Возникли и другиеконцепции: общество понимается как определ. живой организм, в кот. правительство выполняет функции разума. У Гегеля эта закономерность связана с развитием мирового разума. Возрастает степень свободы людей. На основе этих концепций сформировалась марксовская концепция развития социума. У Маркса общество развивается с помощью опр. матер. предпосылок: труд. деятельность; общ. бытие явл. первичным по отнош. к общественному сознанию.Общ. бытие– процесс жизни общества, ядром этого явл. производственные отношения, кот. складываются между людьми в процессе производства. Совокупность произ. отношений составляет эконом. основу общества.Способ производства– это неразрывное единство произв. сил и произв. отношений. Маркс выделяет эконом. и производ. отношения, как главные.. Маркс считал, капитализм – последнее антогонистическая форма устройства общества, кот. должна сменится коммунизмом.
47)Общество
как система. Основные сферы
Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей и коммуникация его с окружающей средой.
Общество как система характеризуется открытостью,оп
Внутренняя структура и динамика общественной жизни сложнее любых других живых систем, так как здесь в качестве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и т.д.
Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны и неповторимы. Возникает вопрос о наличии законов в общественном развитии.
Общество имеет два аспекта своей структуры: статический и динамический
Статическая структура
Динамическая структура предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций.
В период становления новой формации, «ведущей» стороной выступает изменение общественного сознания, совершающееся, как правило, под воздействием внешнего насилия. Измененное содержание сознания является исторической предпосылкой нового способа социальной жизни. Затем, когда этот способ жизни утверждается, он сам начинает воспроизводить то содержание сознания, которое до того было исторической, внешней предпосылкой его становления на «собственные ноги». Сознание здесь становится вторичным по отношению к общественному бытию. Но это — «вторичность» элемента социальной системы по отношению к ее целостности. Общественное сознание — функция общественного бытия, его необходимый момент. Как живой организм не может существовать, например, без такого своего элемента, как дыхание, так и общественное бытие не может существовать без жизненно важного для него общественного сознания. В результатеобщественное сознание одновременно и условие существования общественного бытия и его результат, т. е. нечто обусловленное им. Воспроизводя адекватное себе сознание, социальная система поддерживает стабильность своего существования.
48)Материально-экономические
основы жизнедеятельности
49)Понятие
и типология социальной
Социальная структура в узком смысле – совокупность социальных групп, выделенных по критериям, отражающим их положение в обществе, и систему связей между группами, характерных для того или иного уровня расслоения. Дифференция людей по положению в обществе является ключевым понятием для объяснения нашей реальности и в сфере политики и в повседневной жизни населения. Именно здесь формируется та социальная база, на поддержку которой рассчитывают общественные лидеры, партии, движения. В условиях современной техногенной цивилизации наблюдается быстрая эволюция социальных групп. Страта (от лат. слой, пласт) – это интенсивно-мобильная социальная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, спецификой трудовой деятельности, распределением профессионально – ролевых функций.