Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:56, шпаргалка
1) Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.
Предмет философии и его историческая динамика.Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.
Однако многие универсалии
Современные системы
3. Воплощение в информационные
массивы и программы систем
искусственного интеллекта
В формализованном понятийном
аппарате некоторых систем
4. Современные системы
Не является совершенным и
взаимодействие вновь
5. Еще в меньшей мере
Таким образом, хотя определенные
шаги к воплощению
42)Проблема познаваемости мира и истины в истории философии. Философские концепции истины.
Познание – это сложный и многогранный процесс получения, накопления и приумножения знаний. Традиционно выделяют две основные познавательные способности: рациональную и чувственно-сенситивную. Рац познав способн - это способн к формированию понятий, суждений и умозаключений. Чувств-сенситивная - способн к ощущениям, восприятиям и представлениям.
Уровни познания:
1)Духовно-практический(
2) духовно-теоретический(
Философы по-разному отвечали на вопрос о познаваемости бытия. Так, гносеологические оптимисты (Маркс, Платон, Аристотель) считали, что мир, в сущности, познаваем. А скептики (Пиррон, Юм, Эмпирик) сомневались в возможности ответа на вопрос, познаваем ли мир. Агностики (Беркли, Кант) утверждали, что мир в своей сущности не познаваем.
Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Свойства истинности:
1.Объективность - независимость от познающего субъекта.
2.Относительность - неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания.
3. Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании.
4. Конкретность.
Концепции:
43)Формы
чувственного и логического
Общее направление процесса познания выражается в формуле «От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины». Тут выделяется две ступени познания: чувственная и логическая.В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания). Генетически первой ступенью познания явл. чувственное.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение- отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств. Ощущения являются исходным строительным материалом для познания действительности, представляя собой одновременно сложнейший психический процесс, в котором интегрируются как объектные, так и субъектные (информационно-аналитическая работа нервной системы и мозга) характеристики.
Восприятие- целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в интегральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда не просто как цвет или запах, но как конкретное целостное образование.
Представление- воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или вображения. Оно обусловлено предшествующим опытом, но, в свою очередь, является предпосылкой всякого конкретного восприятия, основанного на механизме «узнавания» воспринимаемого объекта.
Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие- форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем практики. Любое слово - это понятие.
Суждение- форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны.
Умозаключение- форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.
Оппозиция сенсуализма и рационализма ошибочна. Подобно тому как содержание материального объекта не сводится только к явлению или только к сущности и нельзя противопоставлять их друг другу, процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к логическому анализу или переоценивать одно за счет другого. Чувственное и логическое познание – самостоятельные способы познания и в то же время они взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Хотя в деталях «механизмы» взаимосвязи чувственного и логического познания еще не изучены, но в общей форме можно выделить ряд форм их взаимосвязи.
Первая форма взаимосвязи – от чувственного к логическому. Чувственное познание не только генетически предшествует логическому, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями.
Вторая форма взаимосвязи – от логического к чувственному. Это – осмысленность чувственных образов, т. е. влияние логических образов на чувственные, их своеобразная «вплетенность» в чувственное познание. К этому нужно добавить, что обычно чувственное познание стимулируется какой-то целью, поставленной мышлением.
Особый интерес при изучении познания представляют такие феномены, как фантазия, творческое воображение, интуиция. Представляется весьма перспективным их объяснение на основе взаимосвязи, взаимопереходов чувственных и логических образов.Обратимся к интуиции.
Интуиция обычно характеризуется следующими признаками.
• Неожиданность интуитивного решения проблемы.
• Непосредственная очевидность интуитивно найденного результата и связанное с этим чувство уверенности в его истинности.
• Невозможность последовательного логического вывода результата из имеющихся данных.
• Неосознаваемость причин возникновения связи результата с первоначальными данными.
Нередко интуиция представляется как проявление в сфере сознания познавательных операций над чувственными или логическими образами в сфере подсознания, результат которого неожиданно «всплывает» в сознании. Но такое объяснение интуиции оставляет непонятным появление нового знания.
44)Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
Наука - это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Наука как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.), как деятельность в XVII-XIX в. Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом.
Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, Ф. и т.д.
Основные особенности научного познания:
1. обнаружение объективных законов действительности. Цель научного познания - объективная истина.
2. наука ориентирована на воплощение в практике
3. результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д.
4. особый язык науки - категориальный аппарат
5. наука работает с идеальными объектами
6. занятие наукой требует
особой подготовки субъекта
7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию
Отличие науки от обыденного познания:
1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д.
2. наука ориентируется на познание сущности
Наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания может быть только мышление — либо в форме построения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объектов.
Науку можно рассматривать как: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид деятельности; 3) наука как особый социальный институт.
1) Наука как специфический тип знания
Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление тех признаков, которые необходимы для различения научного знания и различных форм вненаучного знания (обыденное знание, искусство, религия, экзистенциальные переживания и т.д.). Критерии научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость).
2) Наука как познавательная деятельность