Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:56, шпаргалка

Краткое описание

1) Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии и его историческая динамика.Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_Filosofia.docx

— 248.62 Кб (Скачать)

 

            Однако многие универсалии естественных  языков, необходимые для выполнения  ими познавательных функций, в  языках искусственного интеллекта  пока реализованы слабо (например, открытость) или используются ограниченно (например, полисемия). Все большее  воплощение в семиотических системах  универсалий естественного языка, обусловленных его познавательной  функцией, выступает одной из  важнейших линий совершенствования  систем искусственного интеллекта, особенно тех, в которых проблемная  область заранее жестко не  определена.

 

            Современные системы искусственного  интеллекта способны осуществлять  перевод с одномерных языков  на многомерные. В частности, они могут строить диаграммы, схемы, чертежи, графы, высвечивать на экранах кривые и т. д. ЭВМ производят и обратный перевод (описывают графики и тому подобное с помощью символов). Такого рода перевод является существенным элементом интеллектуальной деятельности. Но современные системы искусственного интеллекта пока не способны к непосредственному (без перевода на символический язык) использованию изображений или воспринимаемых сцен для «интеллектуальных» действий. Поиск путей глобального (а не локального) оперирования информацией составляет одну из важнейших перспективных задач теории искусственного интеллекта.

 

            3. Воплощение в информационные  массивы и программы систем  искусственного интеллекта аналогов  категорий находится пока в  начальной стадии. Аналоги некоторых  категорий (например, «целое», «часть», «общее», «единичное») используются  в ряде систем представления  знаний, в частности в качестве  «базовых отношений», в той мере, в какой это необходимо для  тех или иных конкретных предметных  или проблемных областей, с которыми  взаимодействуют системы.

 

            В формализованном понятийном  аппарате некоторых систем представления  знаний предприняты отдельные (теоретически  существенные и практически важные) попытки выражения некоторых  моментов содержания и других  категорий (например, «причина», «следствие»). Однако ряд категорий (например, «сущность», «явление») в языках  систем представления знаний  отсутствует. Проблема в целом  разработчиками систем искусственного  интеллекта в полной мере еще  не осмыслена, и предстоит большая  работа философов, логиков и кибернетиков  по внедрению аналогов категорий  в системы представления знаний  и другие компоненты интеллектуальных  систем. Это одно из перспективных  направлений в развитии теории  и практики кибернетики.

 

            4. Современные системы искусственного  интеллекта почти не имитируют  сложную иерархическую структуру  образа, что не позволяет им  перестраивать проблемные ситуации, комбинировать локальные части  сетей знаний в блоки, перестраивать  эти блоки и т. д.

 

            Не является совершенным и  взаимодействие вновь поступающей  информации с совокупным знанием, фиксированным в системах. В семантических  сетях и фреймах пока недостаточно  используются методы, благодаря  которым интеллект человека легко  пополняется новой информацией, находит нужные данные, перестраивает  свою систему знаний и т. д.

 

            5. Еще в меньшей мере современные  системы искусственного интеллекта  способны активно воздействовать  на внешнюю среду, без чего  не может; осуществляться самообучение  и вообще совершенствование «интеллектуальной»  деятельности.

 

            Таким образом, хотя определенные  шаги к воплощению гносеологических  характеристик мышления в современных  системах искусственного интеллекта  сделаны, но в целом эти системы  еще далеко не владеют комплексом  гносеологических орудий, которыми  располагает человек и которые  необходимы для выполнения совокупности  функций абстрактного мышления. Чем больше характеристики систем  искусственного интеллекта будут  приближены к гносеологическим  характеристикам мышления человека, тем ближе будет их «интеллект»  к интеллекту человека, точнее, тем  выше будет их способность  к комбинированию знаковых конструкций, воспринимаемых и интерпретируемых  человеком в качестве решения  задач и вообще воплощения  мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42)Проблема познаваемости мира и истины в истории философии. Философские концепции истины.

Познание – это сложный и многогранный процесс получения, накопления и приумножения знаний. Традиционно выделяют две основные познавательные способности: рациональную и чувственно-сенситивную. Рац познав способн - это способн к формированию понятий, суждений и умозаключений. Чувств-сенситивная - способн к ощущениям, восприятиям и представлениям.

Уровни познания:

1)Духовно-практический(мифология,обыденый опыт),

2) духовно-теоретический(философия,наука)

Философы по-разному отвечали на вопрос о познаваемости бытия. Так, гносеологические оптимисты (Маркс, Платон, Аристотель) считали, что мир, в сущности, познаваем. А скептики (Пиррон, Юм, Эмпирик) сомневались в возможности ответа на вопрос, познаваем ли мир. Агностики (Беркли, Кант) утверждали, что мир в своей сущности не познаваем.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Свойства истинности:

1.Объективность - независимость от  познающего субъекта.

2.Относительность - неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность  изменения и приращения знания.

3. Абсолютность – знание, которое  полностью исчерпывает предмет  и не может быть опровержен при дальнейшем познании.

4. Конкретность.

Концепции:

  • Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.
  • Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)
  • Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью (Кант, Гегель)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43)Формы  чувственного и логического познания  и их взаимосвязь.

Общее направление процесса познания выражается в формуле «От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины». Тут выделяется две ступени познания: чувственная и логическая.В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания). Генетически первой ступенью познания явл. чувственное.

 

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

 

Ощущение- отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств. Ощущения являются исходным строительным материалом для познания действительности, представляя собой одновременно сложнейший психический процесс, в котором интегрируются как объектные, так и субъектные (информационно-аналитическая работа нервной системы и мозга) характеристики.

Восприятие- целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятия собирают отдельные ощущения в интегральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда не просто как цвет или запах, но как конкретное целостное образование.

Представление- воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или вображения. Оно обусловлено предшествующим опытом, но, в свою очередь, является предпосылкой всякого конкретного восприятия, основанного на механизме «узнавания» воспринимаемого объекта.

 

Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение.

 

Понятие- форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем практики. Любое слово - это понятие.

Суждение- форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны.

Умозаключение- форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

 

Оппозиция сенсуализма и рационализма ошибочна. Подобно тому как содержание материального объекта не сводится только к явлению или только к сущности и нельзя противопоставлять их друг другу, процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к логическому анализу или переоценивать одно за счет другого. Чувственное и логическое познание – самостоятельные способы познания и в то же время они взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Хотя в деталях «механизмы» взаимосвязи чувственного и логического познания еще не изучены, но в общей форме можно выделить ряд форм их взаимосвязи.

Первая форма взаимосвязи – от чувственного к логическому. Чувственное познание не только генетически предшествует логическому, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями.

Вторая форма взаимосвязи – от логического к чувственному. Это – осмысленность чувственных образов, т. е. влияние логических образов на чувственные, их своеобразная «вплетенность» в чувственное познание. К этому нужно добавить, что обычно чувственное познание стимулируется какой-то целью, поставленной мышлением.

Особый интерес при изучении познания представляют такие феномены, как фантазия, творческое воображение, интуиция. Представляется весьма перспективным их объяснение на основе взаимосвязи, взаимопереходов чувственных и логических образов.Обратимся к интуиции.

Интуиция обычно характеризуется следующими признаками.

• Неожиданность интуитивного решения проблемы.

• Непосредственная очевидность интуитивно найденного результата и связанное с этим чувство уверенности в его истинности.

• Невозможность последовательного логического вывода результата из имеющихся данных.

• Неосознаваемость причин возникновения связи результата с первоначальными данными.

Нередко интуиция представляется как проявление в сфере сознания познавательных операций над чувственными или логическими образами в сфере подсознания, результат которого неожиданно «всплывает» в сознании. Но такое объяснение интуиции оставляет непонятным появление нового знания.

 

 

 

44)Наука  как высшая форма познания. Наука  как деятельность, социальный институт  и система знания.

Наука - это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Наука как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.), как деятельность в XVII-XIX в. Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом.

Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, Ф. и т.д.

Основные особенности научного познания:

1. обнаружение объективных  законов действительности. Цель научного познания - объективная истина.

2. наука ориентирована  на воплощение в практике

3. результат научного  познания - целостная развивающаяся  система понятий, теорий и т.д.

4. особый язык науки - категориальный  аппарат

5. наука работает с  идеальными объектами

6. занятие наукой требует  особой подготовки субъекта познания

7. наука формирует знания  о методах научного познания, т.е. методологию

Отличие науки от обыденного познания:

1. форма организации научного  знания - рационально-логическая, позволяющая  представить знание в правиле, формуле и т.д.

2. наука ориентируется  на познание сущности

 

Наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания может быть только мышление — либо в форме построения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объектов.

Науку можно рассматривать как: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид деятельности; 3) наука как особый социальный институт.

1) Наука как специфический тип знания

Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление тех признаков, которые необходимы для различения научного знания и различных форм вненаучного знания (обыденное знание, искусство, религия, экзистенциальные переживания и т.д.). Критерии научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость).

2) Наука как  познавательная деятельность

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"