Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:56, шпаргалка
1) Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.
Предмет философии и его историческая динамика.Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.
Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как"скачок". Пример: вода при нагревании.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
• резко, одномоментно;
• незаметно, эволюционно.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
• "эстафета поколений";
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующиеосновные точки зрения:
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
Таким образом, развитие скорееидет н
6. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
• внешние и внутренние;
• непосредственные и опосредованные;
• пространственные и временные;
Наиболее распространенный вид связи — внешние ивнутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеетвнутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
30)Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика.
Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:
1)стихийную диалектику древних,
2)идеалистическую
диалектику немецкой
3)материалистическую диалектику современности.
Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.
Самая характерная, существенная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика, как и диалектика, изменялась:
1.
«Старая» метафизика была
2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
31)Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
Природа является одной из форм бытия. Понятие природы многозначно. Являясь одной из важнейших универсалий культуры, оно отражает эволюцию человеческих представлений о природе, а также развитие естественнонаучных и философских знаний о ней. В настоящее время понятие «природа» используется в трех основных значениях:
В онтологии имеет значение выявление предельных оснований природы в первом и во втором значении этого слова
Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Живая природа – базис, без кот. не было бы ни челов-ва, происшедшего от животных предков, ни общ-ва, кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире - процесс обмена веществ м/у человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.
Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах.
Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология.. Она появилась как следствие появления глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий труда и технологий. Эта концепция называется «Нулевым ростом экономики».
Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать такие технологические способы производства которые как бы сливались с природой. Другими словами должен произойти переход чел-ва из биосферы в ноосферу, т. е . в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную колыбель жизни в нашей части Вселенной.
Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский.
32)Проблема человека в философии и науке
Человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь.
Сущность человека - совокупность признаков, выделяющих человека из мира животных. Сущность человека не есть абстрактн, присущ определ индивид. Он есть совокупность обществ отнош.
Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к. Оно стремится выработать нужную категорию чел-ка, которая включала бы в себя важнейшие сущности и характеристики личности. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка. Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-ке.
Антропогенез - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода.
Процесс становления человека – это трансформация антропогенеза и социогенеза (чел начин развив на основе соц деятельности и соц отнош)
Концепции антропогенеза:
Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюционизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).
• Мысль о сотворении человека высшим существом основывается только на мифах
• Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций.
• Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время.
33)Эволюция представлений о человеке в истории философии и психологии
Эволюция философских представлений о человеке имеет следующий вид:
1. Античная философия – здесь сформировались две основных концепции сущности человека:
Человек есть существо разумное, т.е. сущностью человека является наличие разума.
Разум понимался в античной философии в двояком смысле:
• Во-первых, как способность человека отражать реальность в абстрактных понятиях и совершать с ними различные логические операции.
• Во-вторых, как способность человека контролировать и упорядочивать собственную физиологическую и психическую сферу жизни при помощи определенных этических и эстетических идеалов, т.е. разум несет в себе не только познавательную, но и этическую и эстетическую функции.
Человек есть существо социальное, общественное (Аристотель), т.е. человек ест продукт общества и изначально содержит в себе потребность в сосуществовании с другими, т.к. лишь при помощи «других» он может приобрести культурные и общественные способности, а также удовлетворить свои различные потребности.
2. Средние века – под влиянием христианства здесь складывается представление о человеке как об уникальной и свободной духовной сущности, характеризующейся не столько наличием разума, сколько способностью осуществления свободного выбора в отношении добра или зла. Средневековое мировоззрение абсолютизировало разрыв между «земным» и «небесным», а соответственно между духовным и плотским в человеке. Хотя античное сознание также фиксировало определенные противоречия между разумом и телом, но в общем, за редким исключением, греки считали, что в земной жизни возможно достижение подлинно гармоничного существования через следование принципу меры, золотой середины.
3. Возрождение и Новое время – основным достижением в осмыслении человека заключалось в создании представления о нем как о рациональном и творческом индивиде, основой существования которого является активное преобразование внешней реальности в соответствии с собственными потребностями и целями. Если античное сознание являлось космоцентричным, а средневековое – теоцентричным, то Возрождение и Новое время создают анропоцентричное мировоззрение, ставящее активного индивида в качестве центра мироздания, а все остальное осмысливающее как вторичное и подчиненное человеку. Антропоцентрическая модель понимания человека и мира стала основой развития западноевропейского капитализма, который приобрел глобальную тенденцию в XX – XXI вв. Вместе с тем в современной философии данная модель подверглась существенной критике, т.к. абсолютизация человека и человеческих интересов привела к разрушению и опустошению природы, а также к дегуманизации человеческих отношений, к деградации нравственных и эстетических ценностей.
34)Человек как индивид, индивидуальность, личность.
Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами.
Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.
Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого