Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:56, шпаргалка

Краткое описание

1) Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии и его историческая динамика.Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_Filosofia.docx

— 248.62 Кб (Скачать)

Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как"скачок". Пример: вода при нагревании.

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

5. Закон отрицания  отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• "эстафета поколений";

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующиеосновные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Таким образом, развитие скорееидет не линейным образом (по прямой), апо спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основными принципами  диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• пространственные и временные;

Наиболее распространенный вид связи — внешние ивнутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеетвнутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

 

 

 

 

 

30)Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика.

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

 

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:

 

1)стихийную  диалектику древних,

 

2)идеалистическую  диалектику немецкой классической  философии,

 

3)материалистическую  диалектику современности.

 

Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

 

Самая характерная, существенная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

 

Метафизика, как и диалектика, изменялась:

 

1. «Старая» метафизика была характерна  для философии и науки в XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи  и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление  по принципу «или-или»), убежденность  в завершенности всех мировых  связей.

 

2. Новая метафизика, в отличие от  старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31)Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Природа является одной из форм бытия. Понятие природы многозначно. Являясь одной из важнейших универсалий культуры, оно отражает эволюцию человеческих представлений о природе, а также развитие естественнонаучных и философских знаний о ней. В настоящее время понятие «природа» используется в трех основных значениях:

  • все существующее (сущее, бытие);
  • естественная среда обитания человека;
  • сущность вещей.

В онтологии имеет значение выявление предельных оснований природы в первом и во втором значении этого слова

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Живая природа – базис, без кот. не было бы ни челов-ва, происшедшего от животных предков, ни общ-ва, кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире - процесс обмена веществ м/у человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах.

Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология.. Она появилась как следствие появления глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий труда и технологий. Эта концепция называется «Нулевым ростом экономики».

Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать такие технологические способы производства которые как бы сливались с природой. Другими словами должен произойти переход чел-ва из биосферы в ноосферу, т. е . в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную колыбель жизни в нашей части Вселенной.

Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32)Проблема  человека в философии и науке

Человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь.

Сущность человека - совокупность признаков, выделяющих человека из мира животных. Сущность человека не есть абстрактн, присущ определ индивид. Он есть совокупность обществ отнош.

Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к. Оно стремится выработать нужную категорию чел-ка, которая включала бы в себя важнейшие сущности и характеристики личности. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка. Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-ке.

Антропогенез - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп - популяций, племен и народов. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода.

Процесс становления человека – это трансформация антропогенеза и социогенеза (чел начин развив на основе соц деятельности и соц отнош)

Концепции антропогенеза:

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюционизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

• Мысль о сотворении человека высшим существом основывается только на мифах

• Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций.

• Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33)Эволюция  представлений о человеке в  истории философии и психологии

Эволюция философских представлений о человеке имеет следующий вид:

1. Античная философия – здесь сформировались две основных концепции сущности человека:

Человек есть существо разумное, т.е. сущностью человека является наличие разума.

Разум понимался в античной философии в двояком смысле:

• Во-первых, как способность человека отражать реальность в абстрактных понятиях и совершать с ними различные логические операции.

• Во-вторых, как способность человека контролировать и упорядочивать собственную физиологическую и психическую сферу жизни при помощи определенных этических и эстетических идеалов, т.е. разум несет в себе не только познавательную, но и этическую и эстетическую функции.

Человек есть существо социальное, общественное (Аристотель), т.е. человек ест продукт общества и изначально содержит в себе потребность в сосуществовании с другими, т.к. лишь при помощи «других» он может приобрести культурные и общественные способности, а также удовлетворить свои различные потребности.

2. Средние века – под влиянием христианства здесь складывается представление о человеке как об уникальной и свободной духовной сущности, характеризующейся не столько наличием разума, сколько способностью осуществления свободного выбора в отношении добра или зла. Средневековое мировоззрение абсолютизировало разрыв между «земным» и «небесным», а соответственно между духовным и плотским в человеке. Хотя античное сознание также фиксировало определенные противоречия между разумом и телом, но в общем, за редким исключением, греки считали, что в земной жизни возможно достижение подлинно гармоничного существования через следование принципу меры, золотой середины.

3. Возрождение и Новое время – основным достижением в осмыслении человека заключалось в создании представления о нем как о рациональном и творческом индивиде, основой существования которого является активное преобразование внешней реальности в соответствии с собственными потребностями и целями. Если античное сознание являлось космоцентричным, а средневековое – теоцентричным, то Возрождение и Новое время создают анропоцентричное мировоззрение, ставящее активного индивида в качестве центра мироздания, а все остальное осмысливающее как вторичное и подчиненное человеку. Антропоцентрическая модель понимания человека и мира стала основой развития западноевропейского капитализма, который приобрел глобальную тенденцию в XX – XXI вв. Вместе с тем в современной философии данная модель подверглась существенной критике, т.к. абсолютизация человека и человеческих интересов привела к разрушению и опустошению природы, а также к дегуманизации человеческих отношений, к деградации нравственных и эстетических ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34)Человек  как индивид, индивидуальность, личность.

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами.

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"