Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 27 вопроса по дисциплине "Философия".
Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей. Теоретическое сознание – отражение существенных связей и закономерности действительности. Обыденное сознание – отражение внешней стороны действительности. Общественная психология также формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Идеология – сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающее из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массы.
23,1,?????
23,2. Философия истории
XX века: теории индустриального,
постиндустриального, информаци
Философия истории есть особый подход к историческому материализму. Философия истории это изучение взаимосвязи исторического бытия, как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней диалектики человеческой души. Основной вопрос – о человеческом смысле истории, о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени. История персонолична, т.е. объективные процессы в истории в значительной мере опосредованны человеческой личностью. История не подчиняется человеку, но развиваясь через человека, она имеет человеческое лицо. Постижение истории есть ничто иное как познаним человечеством самого себя и в себе самом божественного голоса.
24,1 Основные характеристики философии неотомизма: проблеммы веры и разума, добра и зла, науки и религии
Неотомизм - религиозная философия восходит к идейным принципам Ф. Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Религиозные философы выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке. Они скорректировали представление религиозной философии о науке. С одной стороны, признаются, что благодаря науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. С другой стороны в документах и произведениях, большую роль занимают критика науки, демонстрация противоречивости научно-технического прогресса. Главная цель критических рассуждений: все беды проистекают из-за того, что мир «забыл Бога». Важнейшей проблеммой для религиозной философии остается проблемма бытия Бога. За основу принимаются, те традиционные схемы доказательства бытия Бога, которые, обосновал для неотомистов Ф. Аквинский. Одни томисты пытаются поставить достижения современной науки на службу религии и полагают необходимым укрепить «союз веры и разума. Другие видят путь усиления позиции веры теологии в том, чтобы не заигрывать с разумом, а прямо апеллировать к «необъяснимому», «таинственному», «мистическому» в человеческом опыте. Центральное место в томизме занимала идея гармонии естественного, т.е. человеческого, разума и веры. Философы неотомисты говорят, что в мире много зла – потому что много греха. Не Бог, а человек ответственны за зло, особенно за большое зло. Бог нужен, чтобы накзывать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой.
24,2. Культура и цивилизация;
исторические судьбы цивилизаци
Цивилизация - это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего соц. мира или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.
Анализируя переход от первобытности к цивилизации можно выделить ее основные характеристики: общественное разделение труда, отделение города от деревни, умственного труда от физического ,возникновение товарно-денежных отношений, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, как следствие – появление государства, права наследования имущества, создание письменности и развитие форм духовного производства. Цивилизация (Ц) – это синоним культуры? В социальной философии понятие Ц используется для характеристики конкретного общества как социального образования локализованного в пространстве и во времени (цивилизация древнего Египта, Вавилона, Арабсакая цивилизация) или как фиксация определенного уровня технологического развития. Цивилизация включат в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу (в девственной природе существование цивилизации не возможна) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений. Как форм социальной организации культуры. Цивилизация – понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе – это различия внутри цивилизации. Цивилизация представляет собой социокультурное образование . если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры.
25,1. Особенности русской философии XIX-XX веков: проблемы человека, свободы, исторических судеб России.
Этот период в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом. Говоря об общих тенденциях развития отечественной философии нельзя не обратить внимание на ее преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический характер. Специфика российской философии в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. В противовес так истолкованным западным философским течения родилась попытка наполнить философское знание гуманистическим содержанием. Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии XX века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще предстает в виде «кристоцентризма», т.е. в виде религиозной философии человека.
Специфика русской философии - в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой.
В противовес потоку новой западной Ф. хлынувшей в Россию родилась попытка русских фил-ов наполнить фил. знание гуманистическим содержанием( т.е. Ф. близкая к художественному творчеству ) Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека - основа рус. Ф. XX века.
25,2. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Нравственные основы личности. Проблема свободы личности. Диалектика исторической необходимости свободы личности.
Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами живой и неживой природы. Маркс: "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности". Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно она - наибольшая ценность. Маркс : лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью.
Индивид (неделимое), первоначально - лат. перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
26,1. Философия русского космизма: идеи гармонии, разума и природы.
Русский космизм – удивительное философское явление. Это явление возникло под влиянием нового естествознания и в тоже время стремившегося к построению широкого гуманистического взгляда на универсум.русский космизм интересен тем что в сочинения философов (Федорова, Соловьева, Умова, Циалковского и т.д.) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. В русском космизме представлены 2-е тенденции:
Современный человек, по мнению Циалковского, завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам. Направвление русского космизма привлекательно не только верой в безграничные возмозности человеческого прогресса. Весьма существенно, что этот прогресс, как правило, не мыслится вне единства всего человечества и его неуклонного нравственного совершенствования.
26,2. Понятие прогресса. Объективный критерий и типы социального прогресса. Соотношения научно-технического, социального и нравственного прогресса.
Человека ф. понимает как
целостность. Сущность ч.
Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Типы общественного прогресса: антогонистический (капитализм) и неантогонистический (социализм). Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный по своей организации, по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий.
27,1. Этическое учение в Ф. Сократа,
Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших теоретических
дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.
Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от материалистического
натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь
на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис. Дал
образцы определения и обобщения этических понятий, например "доблести" и
"справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей невтемных
вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика С.
рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не
бывает злым по доброй воле.
Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела мира и
исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником
движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежит
индивидуалистический идеал
радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не
деятельноть, а покой (атараксия).
Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической
культуры в связи с
идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон,
Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во для