Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 27 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры на экзамен по философии - шпоры.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

7,2. Проблема противоречия.  Закон единства и борьбы противоположностей.

Открытие противоречивых, взаимоисключающих  противоположных тенденций в  самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития. Противоположными называю такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «предельные», крайние места. Примеры противоположности: верх – низ, правое – левое, горячие – холодное и т.д.. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носят динамичный характер. Формула «единства-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и закономерность, часть и целое, форма и содержание – эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель,  свое другое: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное – с бесконечным, прогрес – с регрессом и т.д.. Единство противоположности проявляется в том, что их нельзя резко обособить, они взаимосвязаны на столько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов.

Диалект. противоположности - такие  стороны целостного, измен. предмета( явления, процесса ), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредлагают друг друга.Диалект. противоречие - сложное, подвижное отношение между противоположностями.

"Е и Б" говорит о взаимодействии  полярных свойств предмета. Диалектика, изучая предмет, находит противоположные категории его меры и сближает их, находя между ними взаимосвязь. Диалектические противоположности не лежат на поверхности явлений, а связаны с глубинной сутью предметов.

 

 

8,1 Милетская школа  античной Ф (Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен, Гераклит)

Спецификой древнегреческой Ф (ДГФ) в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросов ДГФ был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле Ф перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить вопрос по принципу  - кто родил сущее, то Ф ищет начало - из чего все произошло. Так родоначальник греческой Ф Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – ВОДЫ. Он утверждает, что все вещи возникают из воды, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр, У Анаксимена таким первоначалом и субстрактом всех вещей был ВОЗДУХ. Анаксимандра – АЙПЕРОН (бесконечное)- неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.  Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой Ф является учение Гераклита (его главное произведение «О природе»). В качестве начало Вселенной он рассматривает ОГОНЬ. Мир по Г – упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан не богами не людьми, а всегда был есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и потухающим. На основе превращений Огня строится космология Г. Мир в учении Г представляет собой упорядоченную систему – Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей «Все течет все изменяется, нет ничего неподвижного». Движение по Г, свойственно всему существующему. Вся природа не останавливаясь, изменяет свое состояние «В одну и туже реку нельзя войти дважды …..». Т.о., в ранне греческой Ф налицо совмещение философского и физического подхода в объяснении первоначала мира.

 

 

8,2. Диалектическое отрицание.  Закон отрицания отрицания.

В отличии от метафизически толкуемого отрицания подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменения, диалектическое отрицание предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое отрицание включает в себя трехступенчатый процесс:

  1. деструкция (разрушение, преодоление) прошлого;
  2. кумуляции (его частичного сохранения, приемственности);
  3. конструкции (формирование, созидание) нового.

Первый момент – преодоление  пройденного – обеспечивает необходимую  почву для следующей фазы данного  процесса. Но сама по себе деструкция отбрасывала бы процесс назад, разрушала бы предпосылки развития. Нужна не только деструкция. Нормальное продолжение процесса, его связь, целостность, единство, обеспечивается вторым моментом – сохраняем остью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое «топтание» на месте. Нарастание процесса, движение его к новым фазам требует также третьего момента – наваций (формирование качественного новых связей, функций). Реальным аналогом «отрицания-отрицания» и в природе и в обществе служат, в частности, «спиралевидные» процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Циклических процессов – различных циклов, кругооборотов – существует в мире великое множество. Цикличность рождения и смерти, обновления и старения и т. д. проявляется во всех процессах природных и общественных измерений. Глубокие догадки заключены и в мыслях противоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности. Гармонизации и нарушении равновесия как постоянно производящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточнены, получили свое развитие. Идея цикличности была дополнена идеей поступательности, прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирование качественно новых уровней бытия. В материалистической диалектики отношение противоположностей толкуется не просто как чередование нарушений и восстановление их равновесия, но и как их асимметрия, приводящая к направленному поступательному изменению, развитию.

Диалект. отрицание - переход от одного к другому, а не противоположность  предмета( явл. ). Состоит из: а)деструкции( разрушение прежнего ); б)кумуляции( частичное сохранение ); в)конструкции( создание нового ).

"О О" неизбежно в силу  развития знаний.

 

 

9,1.Основные черты средневековой  Ф., её религиозный хар-р. Проблемы  разума и веры. Реализм и номинализм.

1) Главная тема - теоцентризм, т.е.  центр внимания бог. 2) связана  с феодализмом 3) связана с монотеизмом (один бог). Теология систематизированное учение о боге. Идеи СФ. 1) природа и человек - творения бога, все зависит от его воли. Такая точка зрения креоционизм. Творящее начало сверхъестественно. Природа пассивна. Ф. оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в том что только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно  познать только разумом.

Задача СФ.- логически  док-ть истинность веры. Поскольку требовалось  рационально объяснить религиозные  догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал все мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок  внутри бытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально сущ. лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия не только не сущ. независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и качеств. Реализм - учение, согласно к-му подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии сущ-т до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

 

 

9,2.  Природа и общество. Живая и неживая, естественная и искусственная природа.

Понятие «природа» – одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты  природы – это и свет далеких  звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайнее просторы океана и простирающиеся рядом леса, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на земле. Понятием «природа» охватывается все сущее вся вселенная , и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа – это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном смысле, обозначая все совокупность естественных условий существования человека и человечества. Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем  могут стать объектами ео деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть солнечной системы. В естественной среде обитания человека можно выделить две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т. д.) и естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, руда,  и т. д.).

Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания во многгм определяется уровнем развития производства. Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания. Эту среду К. Маркс называл «второй природой». Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующее в природе. Но и живые организмы: растения, животные, выведенные или благодаря искуственному отбору, или методами генной инженерии.

Живо и неживое

Всякий раз, когда человек сталкивается с неведомым ему доселе объектом, одна из первых мыслей, которая приходит ему в голову – является ли этот объект живым или неживым. Различия между живым и неживым – наиболее фундаментальная разграничительная линия для нашего восприятия. Живое – то чем человек и может питаться, и, следовательно, оно является объектом охоты, рыбной ловли, и т.д. вместе с тем это – в форме крупного животного – опасный соперник в борьбе за пищу, а то и смертельный враг, от которого надо защищатся. Человек, наконец осознает себя ка существо, наделенное жизнью и поэтому находящиеся в отношении родства ко всему живому.

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек, человеческое об-во и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто  уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное,  неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека. Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и  человек  не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей Идеал: жизнь в согласии с природой. Средневековье: природа - нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек (со всеми вытек. последст.). Эпоха Возрождения:  природа - убежище, противостоящее  развращенной  и ппорочной человеч. цивилизации Промышленный капитализм: цель науки и техники - господство  над  природой. Природа - объект интенсивной преобразовательской деятельности. Естественнонаучное познание: идея испытания природы, стремление вырвать у нее тайны, свести все ее качественное многообразие к небольшому  числу  строгих количественных законов. Картины мира придумывай соотв. эпохе.

 

 

10,1 Философия эпохи  возрождения. Гуманизм и проблема  человеческой индивидуальности. Натурфилософия, пантеизм; социально – политические  концепции.

Социально-экономические изменения  сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов). Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия.

 Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции: идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения  эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века — бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

 В эпоху Возрождения индивид  приобретает гораздо большую  самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека. который считал себя всецело обязанным традиции,— даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенно новый вклад в традицию,— индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей. обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди  остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

 

 

10,2. Природа, сущность и предназначение человека. Основные проблемы aнтpоnоcоциогенезa.

Со второй половины ЧШЧ века, когда  стало общепризнанным, что человек -  продукт биологической эволюции, центральным сделался вопрос об основном отличии людей и высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Всякое животное рождается на свет уже будучи наделенным богатым набором инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания. Никакая нужна не научит, например,   рысь вести себя так, как ведут себя волк или лиса. Иначе обстоит дело с человеком. Мальчик – индеец во младенчестве привезенный в Париж, со временем делается стопроцентным парижанином. Сын простолюдина. Воспитанный в семье  дворянина, усваивает все условности потомственного дворянского опыта.  В большинстве современных этнографических,  антропологических и социальых теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура признается исходным отличительным признаком и самого типа общества, характерного для Homo sapiens. Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным» тем самым подчеркивая наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое и эти начал является доминирующем. Вместе с тем, что человек часть природе, он прежде всего существо социальное. Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным одноактным событием. Должен был существовать длительный период становления человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза играла и играе трудовая гипотеза, выдвинутая Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"