Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 27 вопроса по дисциплине "Философия".
2)Метод моделирования и
недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.
3)Эксперимент и наблюдение. В
ходе эксперимента наблюдатель
искусственно изолирует ряд
19,1 Философия Аристотеля , ее место и роль в истории философии.
Аристотель IV в. до н.э.
Впервые провел разграничение всех наук теоретические - метафизика, физика, математика. Практические- этика, экономика, политика. Творческие Поэтика, риторика. Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Каждое бытие содержит в себе внутреннее целое. Движение вечно следовательно существует нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. ДУША является формой по отношению к материи. Душа проявление активности живительной силы. Разумной душой обладает только человек. Аристотель считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляцией общественной жизни, Высшая цель государства достижение добродетельной жизни, Человек – общественное животное наделенное разумом. Человек своей природой предназначен жить сообща. Предпосылка политической концепции факторов законности и необходимости рабовладения – речь идет о государстве свободных: рабы не считались гражданами государства.
19,2. Сущность материалистического понимания истории.
Идеалистическое понимание истории, абсолютизирующее роль сознания в жизни общества долго было безраздельно господствующим в философии. Причина этого – реальная сложность общественных процессов. Нель не признать, что и в рамках идеалистического понимания философии осуществлялся прогресс знаний, имели место гениальные догадки. Особенно большой вклад в разработку научной концепции общества и соответствующей методологии его познания внесла немецкая классическая философия. Научное исследование исторического процесса подобно изучению природы, начинается там и тогда, где и когда удается выделить объективные законы, независимые от воли и сознания преследующего свои цели человека. Задача формирования материалистического взгляда на историю не может быть сведена к столь упрощенному пониманию, хотя и представляющемуся на первый взгляд самоочевидной: разделить общественную жизнь на то, что принадлежит сознанию субъекта и то, что находится вне его. Нужно конкретизировать, уточнить само понятие материи с учетом специфики общественной жизни. В социально-философской концепции марксизма любая категория и любой вопрос рассматриваются на основе диалектико-материалистического подхода к объяснению исторического процесса. И все связанные с эти подходом понятия и проблемы – общественное производство, базис и надстройка – все это, с одной стороны, «разворот» конкретизация материалистического понимания истории, а с другой – результат, следствие применения материализма в качестве методологического принципа к познанию общественной жизни. В материалистическом понимании истории неразрывно связаны идеи детерминированности человека объективным условиям и признание свободы, активности, творчества. Каждый человек – дитя своего времени, продукт сформировавших его обстоятельств. Но он же и творец обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Материалистическое понимание истории включает в себя единство всемирной истории. Как бы ни отличались племена, нации, регионы по своим обычаям, средствам и способам трудовой деятельности, сам труд и то что с ним связанно – сознание, язык, общение – присутствуют всюду, где есть человеческие общности.
20,1. Пифагореизм и элейская школа в античной философии (Ксенофан, Парменид, Зенон элейский.
Крупным шагом в развитии раннегреческой Ф была Ф Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Ф элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, воэдуха, земли, огня – бытию как таковому. Центральное понятие их Ф – БЫТИЕ. По словам Параменида, единственно истинным является положение: «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно познать (ведь оно не постижимо), ни высказать». С этим связано утверждение П, что «мыслимо только сущее», ибо «нельзя отыскать мысль без бытия, в котором осуществлена эта мысль». …………….. Ксенофан называет Богом – единое вечное, не сотворенное и не уничтожаемое начало. Бог – субстанция мира. У К отчетливо прослеживается пантеистическая тенденция отождествления Бога с природой. Бог тождественен Космосу. Элиаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами – мудрецами. И поэтому они также стремились дать и физическую картину мира. Следует отметить, что их физическая картина мира находилась в определенном противоречии с их философским учением. Получалось, что это как бы две разные не стыкующиеся стороны Мудрости. Это противоречие между метафизикой (философией) и физикой (учением о природе) элеатов от части и объясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение основанное на чувственных восприятиях. Последние, считают они, - знакомят людей лишь с видимостью вещей. Знание их истинной сущности дает философское учение о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, описывается в учении о Природе. Чувственное многообразие мира, с точки зрения элиатов, иллюзорно. Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона. ……………..
20,2. Материальное производство - основа жизни общества. Способ производства и его стр-ра. Диалектика производительных сил и производственных отношений.
В сфере реального отношения
людей к миру - к природе, к об-ву,
к другим людям - формируются исходные
стимулы развития всех форм челов.
культуры. Создаваемые в культуре - и в материальном
пр-ве, и в регуляции отношений между
людьми в об-ве, и, наконец, в сфере науки,
иск-ва, философии -способы деятельности
возникают по сути своей как ответ на определ.
проблемы и задачи, связанные с воспроизводством
челов. существования в окр. человека реальном
мире. Ограничная связь видов человеч.
Социально -культур. деят-ти с практикой
в системе культуры заключается в том,
что все эти виды деят-ти имеют выход
на практику, обогащают ее возможности.
Важнейшим каналом воздействия на
практику косвенно связанных с ней видов
обществ. деят-ти является развитие их
с пом-ю самого человека, его способностей,
направляемых им в ходе практически-
Структура. Эл-ты процесса труда по К.Марксу: человек с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообр. деят-ти; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия. Объекты расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты труда. Труд как преобр. человеком в-ва природы предполагает предполагает взаимодействие всех этих эл-тов. Формы: материальная производственная деятельность, практически-преобразовательная деятельность, социальная практич. Деятельность (социальная, классовая борьба, революции и т.п.), техническая деятельность (наука, НТР, прогресс и т.п.).
21,1. Основные характеристики
философии позитивизма и
Неопозитивизм - задача Ф. в логическом анализе "языка науки". Своими методологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки.
Позитивизм - все знания могут быть получены объединением различных знаний. Поэтому ф. не должна существовать. Наука должна отказаться от претензий на раскрытии сути явлений, она может лишь их описывать. Конвенционализм (соглашения) вместо методов ф. Был выведен принцип верификации - проверки, сравнения с фактом, к-рый завёл их в тупик и опровергнул сам себя. Был выдвинут принцип фальсификации - опровержения, т.е. всё научное можно опровергнуть.
П - одно из самых влиятельных направлений современной классической философии. Неопозитивизм – это третья исторически сложившаяся форма позитивизма. П возник в 1830-40 гг. во Франции. Его родоначальником был Агюст Конг. В истории П есть 3 этапа П Конга и Спенца, эмпириогатицизм, неоП нашего столетия. К философии, по убеждению неоП, следует строже предъявить те требования научности, которые сложились в естественных и математических науках. Неоп-ты взяли на себя задачу осуществить переоценку ценностей и приоритетов философии, пользуясь критериями «строгих наук», критериями формальной логики. Неоп-ты подвергают решительной критике понимание философии, как метафизики. П-ты первого этапа не только противопоставляют конкретные науки философии, но и вообще стремятся ликвидировать самостоятельное значение философии в системе научных знаний. Дальнейший шаг противопоставления наук П-м сделал на втором этапе своего развития, выступив уже как механизм. Опираясь на данные естествознания м?????? Претендует подняться выше материализма и идеализма, заняв какое-то промежуточное третье звено между материвлизмом и идеализмом. По мнению неоп-тов философия должна заниматься исследованием самого научного знания, По мнению п-тов философия не должна выходить за рамки «позитивного» положительного знания т.е. опытных данных науки. А науке с их точки зрения недоступна сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, выяснять их внещнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие их изменением и развитием. Следовательно характерная черта агностицизм (невозможность познания достоверной сущности вещей).
21,2. Общественно-эконом. формация и её стр-ра. Формация и реальное общество. Проблема многовариантности исторического прогресса.
Общественно-экономическая
22,1. Основные черты и особенности философии жизни и экзистенциализма: проблема человека свободы жизни и смерти.
Экзистенциализм – иррационалистическое направление, возникшее в конце 1 мировой войны. Э сформировался на идеях Ницше, Достоевского ,Паскаля. Центральная проблема отчуждение индивида от общества. Философы делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Моделью человека, как такового, для этих философов стал помещенный в пограничную ситуацию – ситуацию на грани жизни и смерти человек. Человек делает самого себя, обретая свою сущность , уже существуя , - в этом и состоит первый принцип Э, из которого вытекают следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внещняя сила никто кроме данного индивида не может за него осуществить превращение в человека. Мир Э-ски ориентированного индивида – это свобода, на которую человек обречен. Человек свободен он и есть свобода, Сартр. Свободный выбор индивида его удел, ответственность и его трагедия. Э философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта от повседневности к самому бытию, к собственной Экзистенции – сущности, которая едина с существованием.
Экзистенциализм(Ф-ия существования)-
22,2. духовная жизнь
общества. Общественное сознание
его структура и
Общественная жизнь, конечно, не сводится к производству материальных благ, она намного богачи и шире. Но при этом все основные формы общества – социальна, политическая, духовная – оказываются связанными между собой, не просто взаимовлияниями, но и тем, что они имею общую единую основу, определяющую их развитие. Общественное сознание представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это, в свою очередь, открывает возможность последовательного научного анализа духовной жизни общества, объяснение явлений сознания из особенности общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в форме его активности. Иначе говоря, оно способно взаимодействовать с другими общественными явлениями, обратно влиять на повадившее его общественное бытие. И так, вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность – таковы две наиболее фундаментальные закономерности развития общественного сознания. Термин «общественное сознание» характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражение состоянием у которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающею его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей. В структуре общественного сознания выделяются уровни: