Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 27 вопроса по дисциплине "Философия".
15,1. Основные особенности теории познания и этики Канта.
В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант -основоположник нем. классич. идеализма, разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе . Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Два периода творчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности.
Антологическое обоснование
15,2. Проблема истины в философии.
Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, они должны находится с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии, как проблема истины. Главный вопрос: Можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, независящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Объективная истина – содержание наших представлений и знаний независящее ни от индивидуального человека, ни от человечества. Каким образом определить истину? 1: Логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истина может быть лишь знание о вечных неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываемся от истинности всех знаний о материально изменчивых процессах. 2: Чувственное созерцание, наблюдение. Но чувственно восприятие не может дать нам абстрактных знаний, математических истин, и не может служить средством их проверки. Гоббс сказал, что истина – дочь разума, подчеркивая этим независимость ее от времени. Отсутствие единства в понимании истины и ее критериев заставило Канта сказать, что выявление объективного критерия истинности знания составляет центральную задачу философии.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и внезавсимо от сознания. Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью. Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является истинным если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно нельзя забывать что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание.(пример делимость атома). Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны
16,1. Объективно-идеалистическая система Гегеля. Идеи историзма и диалектики.
Гегель пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие.
Гегель отождествляет <чистое понятие> с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове Логика совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления -заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, <только в понятии истина обладает стихией своего существования> , и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Диалектика вещей есть, по Гегелю, лишь отраженная, форма подлинной диалектики, присущей только <жизни понятия> Он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его убеждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этаны, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель вовсе не излагает историю культуры в той последовательности и в той фактологически-эмпирической форме, как она представлена в трудах историков, филологов и др. Он дает как бы философскую выжимку и философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного, партикулярного сознания до точки зрения философской.
В <Логике> Гегель ставит своей задачей показать самодвижение понятия. Надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь.
16,2. Понятие науки, осн. ф-ции науки. Особенности научного знания.
Наука – основная форма человеческого познания. Три группы выполняемых ее социальных функций: культурно – мировоззренческая, функция науки, как непосредственно производительной силы, функция науки, как социальной силы. Эти функции отражают исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки. В период становления науки ее влияние обнаруживалось в сфере мировоззрения, где в течении этого времени шла упорная борьба между теологией и наукой. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии монопольно определять формирование мировоззрения. Еще больше времени потребовалось, чтобы предлагаемые наукой ответы на различные вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные знания не могли превратится в составную часть культуры общества. В период становления науки, как социального института создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался строй мышления. И ученные и промышленники начинали видеть в науки мощный двигатель прогресса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Сегодня, в условиях научно-техническое революции наука выступает в качестве социальной силы, включающейся в процессы социального развития.
Научное знание обладает высокой точностью. Но точность проникает и в повседневную жизнь. Довольно часто говорят, что оно оперирует абстрактными понятиями. И это утверждение не в полной мере отражает специфику научного познания. Основная специфическая черта науки - наука существует в виде системы теоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания является теория. Далеко не каждое обобщение является теорией
17,1.Антропологический материализм Фейербаха
Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Однако материализм Фейербаха не случайно характеризуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего. не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие <объект>. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек.
Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
17,2. Строение научного знания. Эмпирическое и теоретическое познание.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.
18,1. Осн. черты марксистской
ф. Проблемы отчуждения, практики,
насилия, свободы. Материалисти
Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2)М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3)как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва.
18,2. Научный метод и
методология. Классификация
Для научного познания характерно наличие
2 уровней: эмпирического и
1)Метод восхождения от