Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 27 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры на экзамен по философии - шпоры.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

 

 

4,2 .Пpоcтpaнcтво и вpемя   как формы сущ-ния материи, особенности про-но временных свойств....

Каковы бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим  предельным основанием,  своей субстанцией  материю. Материя  бесконечна во всех своих проявлениях, и единственным ее постоянным св-вом является независимость от челов. сознания. Пространство и время  обусловлены  материей  как  форма  своим содержанием,  и  потому  каждый  уровень  движения   материи   обладает   своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие  свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств бесконечность.

Категории пространства и времени  выступают как предельно общие  абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время – это формы бытия материи. В истории философии существовали разные концепции пространства и времени.

  1. субстанциальная концепция рассматривает П. и В. как особые сущности, которые существую сами по себе. Сторонники – Ньютон, Демокрит, Эпикур.
  2. В противовес субстанциональному подходу в истории философии развилась реляционная концепция пространства и времени. Яркий сторонник – Лейбниц.

Достижения современной науки  свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода. Особую роль сыграло создание теории относительности .

Теория относительности (1905 год, А. Эйнштейн) выявила глубокую связь между П. и В. , показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которое оно по разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Идея специальной теории относительности  получила дальнейшее развитие в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916 году. В этой теории было показано, что геометрия пространства- времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются ограниченно сплавленными между собой.

Многообразие форм пространства- времени.

Развитие материи и появление  новых форм ее движения сопровождается становлением качественно-специфических форм пространства и времени.

  1. Неживая природа. В локальных областях макромира, когда можно абстрагироваться от искривления П-В в близи больших масс, П-В характеризуется евклидовой геометрией. В масштабах галактик мегагалактики существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени (его отклонение от евклидовой метрики).
  2. Живая природа. Большинство органических молекул может существовать в двух формах (правой и левой), отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов, причем форме «с правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя» форма.

В живых системах, в составляющих их молекулах  имеются только «левосторонние»  формы. Отсутствие тождественности правого и левого, резкое проявление «левизны» в организации живого следует оценивать как свидетельство особенности биологического пространства.

3) Социальное пространство. Социальное  пространство обладает особым  человеческим смыслом. Социальное  время является мерой изменчивости  общественных процессов. Социально-историческое время течет неравномерно, оно как бы ускоряется.

 

 

5,1 Философия и наука. Проблема  научности философии .

 Научно - философское (НФ) мировоз.  – это такая система понимания  мира и места в нем человека, которая отражается  на науку, корректируется и развивается вместе с наукой  и сама оказывает влияние на развитие науки

 Немного истории: Аристотель  – логика, элементы математической  логики; Демокрит – атомы;  
Декарт – учение о рефлексах головного мозга; Лейбниц – дифф. уравнения , и т.д.

Вокруг проблемы научности фил-го мировоззрения продолжаются споры. При этом нередко допускается неисторическое, абстрактное  сопоставление позновательныхф-ций Ф и Н, которое происходит из посылки, будто Ф решает в принципе теже задачи , что и Н, только на другом предельно обобщенном уровне. При таком подходе их специфика размывается, возникает опасность либо «растворения Ф проблематики в специально-научной, либо обособления Ф мысли, ее противопоставление науке. Ф в отличии от конкретных наук, определялась как наука о наиболее общих законах развития природы общ-ва и чел. мышления. Ф и Н живут и развиваются в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов культуры, испытывая воздействие их компонентов. Ф и Н оказывают заметное влияние друг на другаи на весь комплекс культуры. Ф и Н – не соперницы и  каждая из них выполняет в культуру свой функции. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания Н изучаются и отрабатываются в сфере Ф . НН не обосновывает сама себя в ценностном отношении, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Философия выполняет функцию интеллектуальной разведки,  которая служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием 'белых пятен' познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном  плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет  их силой логического мышления.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих  закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов,  средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются  и формируются в сфере философии.

Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много  общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя  однозначно  причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.  Философия - отдельная форма познания,  имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания,  когда теоретический потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

 

 

5,2. Диалектика как  учение о всеобщей связи и  развитии. Объективная и субъективная  диалектика. ???(метафизическая конц. развития)

Диалектика – такое понимание  мира и такой способ мышления, при  котором различные явления рассматриваются м многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и догматическое (его иногда именуют метафизическим). Догматическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействия явлений. Такому мышлению присуще разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов, рассмотрение их, как независимых друг от друга. Теряя и вида связи, взаимодействия, переходы, недиалектическое мышление лишает себя возможности раскрыть многосторонность и единство реальных предметов, явлений, процессов. Мир многогранен и разнообразен. Каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром. Вот пример, показывающий «многогранность» обыкновенного стакана. Стакан – стеклянный цилиндр, сосуд для жидкости, тяжелый предмет… Его можно употребить не только для питья, но и для бросания как пресс-папье, помещение для пойманной бабочки. Он может иметь художественную ценность (резьба, рисунок). При различных способов использования меняется связь предмета с окружающем миром и человеческой практикой. Отсюда следует вывод: чтобы действительно знать предмет, надо изучить все его стороны, все связи. Этого никогда нельзя достигнуть полностью, но требование всесторонности предостерегает от ошибок. Умение выделить связь разнообразных моментов – черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях. Наиболее сложным типом связи, оказавшимся непосильным для догматического мышления, является взаимодействие противоположностей. Суммируя различные характеристики предмета, догматическая философия односторонне выделяет некоторый их набор, исключая противоположное. Признав устойчивость мира, исключает его изменчивость и т.д. опыт осмысления связей вплоть до единства противоположностей – достижение диалектической мысли. Благодаря ему стало доступной для понимания и самая сложная связь – развитие. В философском учении о диалектике тесно связаны друг с другом приемы гибкого мышления и понимания подвижного бытия, которая раскрывается с помощью этих приемов. Иначе говоря, «субъективная» диалектика мысли выступает как отражение и способ постижения «объективной» диалектики.

 

  6,1 Человек в мире и мир  человека – главные проблемы философии

 В мировоззрении вообще, а  в философской его форме в  особенности всегда присутствуют  два противоположенных угла зрения: направленные сознания «вовне» – формирование той или иной картины мира и с другой стороны его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Познавать истину всегда означало для философов обладание достоверными знаниями о бытии человека и мира, о смысле жизни, целях и путях человека. Человек  как часть природы и человек ка существо имеющее особую природу особую  сущность , отличающую его от остальной природы – одна из главных проблем. Общий принцип – убеждение в тесной связи природы и человека в благотворной для человека значимости тесного единства. Единство человека и природы означает подчинение человека тем же общим закономерностям,  которые управляют развитием всей природы. Божественная разумная природа человека есть не что иное как способность к свободному, осмысленному, самостоятельному решению и действию – таково содержание вкладываемое Декартом и в понятие «мыслящие вещи» и в понятие ее «разумно волевой способности». Диалектический  материализм: сознание возникло в процессе длительного исторического развития материи. Большая многоплановая проблема « мир – человек» («субъект – объект», «материальное – духовное и т.д.), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она м.б. в определенном смысле названа основным вопросом философии.

 

6,2. Закон взаимного  пеpехода количественных и качественных  изменений.

Качество - такая определенность предмета( явл, пpоц ), кот. характеризует его как данный предмет с совокупностью присущих ему свойств.

Количество - характеристика предметов (явл, пpоц ) по степени развития или  интенсивности присущих ему свойств., выражаемая в величинах и числах.

"Закон ..." в общем виде по Энгельсу: кач. изменения - точно определенным для  каждого  конкретного  случая  образом  - могут  происходить  лишь  путем количественного прибавления( убавления ) материи или движения( энергии ).

Еще в древности философы обрати внимание на то, что незначительные до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь,  могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем убавление песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводят к тому, что куча песка исчезает а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях он прочерчивается резко. Существуют температурные пределы агрегатных состояний различных веществ. Так, ртуть существует в жидком состоянии при температуре от –39 до +357 С, при -39С, а при +357С ртуть начинает кипеть. На этом основан метод получения ртути. При нагревании руды, содержащей ртуть до 500-550С  ртуть возгоняется и затем улавливается в конденсатах. Где поддерживается температура около 20С. Здесь мы вплотную подошли к переходу количественных изменений в качественные.

Закон перехода количественных отношений  в качественные выражает взаимосвязь  количественных и качественных изменений. Общий смысл данного закона в материалистическом толковании таков: «Качественные изменения – точно определенным для каждого отдельного случая способом могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убывания материи или движения (энергии)».

 

7,1 Исторические условия возникновения и развития античной Ф , ее основные черты и значение в мировой истории

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет  культуры  и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о  космосе.  Космос  охватывает  Землю,  человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму  и  в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет  и  изменяется.  Из чего возникает,  к  чему  возвращается  никто  не  знает.  Одни  греческие  ф-ы (натурф-ы)  считают,  что  основой  вещей  является  чувственно  воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - алейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах;  третьи  (элеаты)  усматривали основу  мира  в  едином,  незримом  бытии;  четвертые  считали  такой   основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа  Платона)  -  земной  шар  лишь  тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все  эти  Ф.  направления  были  во  многих  отношениях  наивными  и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,  они  отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то  и  третьестепенное  место, пытались познать мир из него самого На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до  н.э.  (esp.  Платон,  Демокрит)  четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми  проходит  через всю дальнейшую историю Ф. Особое место  в  Ф.  античности  занимает  материалистическое  направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то  одного,  и  притом вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл,  Анаксагор, Левкип, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал  из к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией.  Согласно Фалесу это вода, Анаксимен -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл  ->  земля + вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, а из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие  вещи следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"