Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 39 вопросов и ответов на них для экзамена (зачета) по по "Философии".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 113.12 Кб (Скачать)

33.

34. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека

Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни  в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования  белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного  порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический  аспект осмысления жизни заключается  не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов  на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».

Жизнь является всеобщим необходимым  условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед  собой. В отличие от животного  человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается  человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого  смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную  цену.

Таким образом, поиск смысла жизни  для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что  он не задан наперед, а формируется  человеком на каждом конкретном этапе  своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

Поэтому, если и возможно, то лишь самое  абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в  самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком  при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление  о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе  есть субъективная и объективная  сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком  по своему, в зависимости от мировоззренческих  установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в  небытие, так человек завершает  свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек  отличается более всего тем, что  на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает  «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.

Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Жизнь человека продолжается в его  детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает  новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в  котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.

Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

В истории философии первым был  термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум» как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.

Понятие «ум» также применялось  и для характеристики части индивидуального  сознания, определяющейся как часть  мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность  эмоциям и воле.

Господство в прошлом религиозной  идеологии имело печальные последствия  для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях души, духовной деятельности человека. Сознание в  развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая  мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила  сознание, душу человека как дар  божий, благодаря которому человек  оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова  «душа» в религиозном смысле заставило  отказаться от этого слова в науке  и употреблять слово «сознание».

Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.

Философия выделяет основные типы отношения  сознания к миру:

— познание (одной из форм существования сознания является знание);

— практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

— ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:

— оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;

— оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;

— оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;

— оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;

— оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.

В жизни возникли и развились  по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались  преобладающими:

— религия;

— искусство.

Сознание, с одной стороны, может  создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить  уход в мир искусства, в мир  религии, в мир фантазии.

36. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена  стремилось к приобретению новых  знаний. Овладение тайнами бытия  является выражением высших устремлений  творческой активности разума, который  составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую  в виде социальной памяти, богатства  ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма  социальной наследственности, культуры.

Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:

— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

— природа познания;

— возможности и границы познания;

— отношение знания и реальности;

— соотношение субъекта и объекта познания;

— предпосылки познавательного процесса;

— условия достоверности знания;

— критерии истинности знания;

— формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с  наукой:

— одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

— одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называетсягносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

— gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);

— episteme — знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

— знание как данность, добытый факт;

— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной  стороной знания, которая состоит  в отношении с субъективной его  стороной, постольку гносеология  в своем развитии определяет предмет  психологии знания.

Теория познания должна:

— обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

— объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

— исследует природу человеческого познания;

— исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

— рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

— исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии  был и остается вопрос о том, какой  практический, жизненный смысл имеет  достоверное знание о мире, о самом  человеке и человеческом обществе.

37. Общество  как предмет философского анализа.  Философия как методологическая  основа обществознания.

Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими  общественными науками.

Различают философские подходы  к изучению общества:

1. Материалистический (исходным пунктом  объяснение всех общественных  процессов выступает материальное  производство(экономика))

2. Идеалистический (исходит из  духовных и социально – политических  процессов как исходных объясн. общества)

Философские учения в понимании  общества отличны тем, что выступает  исходной точкой анализа: отдельный  человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей  и динамику всей общественной жизни

Общество – это прежде всего  социальные связи, закрепленные социальными  институтами (религия, армия, наука, образование  и т.д.), сложившаяся при прежних  поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях

Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества

Трактовка общественных процессов  обусловлена ценностями ученого, его  свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет

Согласно неокантианству, в природе  действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые  устанавливает сам человек, которые  меняются от эпохи к эпохе, которые  можно только описывать.

Проблема соотношения фактов и  теоретической схемы при исследовании человека.

Трактовка одних и тех же фактов, их оценка зависит от общей философ  – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь

 38.Духовная жизнь чел и человеч-ва

феномен, кот, как и К, отличает их бытие от чисто природного и придает  ему соц хар-р. Ч/з духовность идет осознание окр мира, выработка более глубокого и тонкого отнош к нему. Ч/з духовность идет процесс познания чел-ом самого себя, своего предназнач и жизн смысла.Духовность - сложное понятие. Оно use в религии, религиозной и идеалистически ориентированной Ф. Здесь оно выступало в виде самостоят духовной субстанции, кот принадлежит ф-я творения и определения судеб мира и чел-а. Духовность есть обретение смысла. Д - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира чел. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. Пробл духовности - это не только определение высшего уровня освоения челом своего мира, отнош к нему - прир, об-ву, др  i, к себе. Это пробл выхода чел за рамки узко эмпирического бытия обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Внут основой самоопределен личности явл «совесть» - категория нравственности. Нравс-ть явл определителем духовной К личности, задающей меру и качество свободы самореализац чел.Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития чел и об-ва, в содержании кот проявляется подлинно человеч сущность.

39 ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ А. ТОЙНБИ И К. ЯСПЕРСА

Философия истории – самостоятельная область философского знания, целью которой является изучение качественного своеобразия общественного общества, особенности его развития и перспектив.

Одним из первых представителей философии  истории является Августин Аврелий (IV в. н. э.). Он рассматривает историю человечества с религиозной, христианской точки зрения как процесс спасения, обретения человечеством утраченного единства с Богом. Только в XVIII в. философия истории начинает формироваться как светская наука.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"