Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:22, шпаргалка
Работа содержит 39 вопросов и ответов на них для экзамена (зачета) по по "Философии".
33.
34. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».
Жизнь является всеобщим необходимым
условием осуществления всех иных (реальных
и утопических) целей, задач, мечтаний,
которые человек ставит перед
собой. В отличие от животного
человек осознает свою смертность,
понимает, что жизнь не бесконечна.
Поэтому он стремится продлить свою
жизнь, приобщиться к вечному, оставить
о себе память. Но это удается
человеку лишь в том случае, если
его жизнь была наполнена смыслом.
Выяснение, уяснение и поиск этого
смысла выступают, таким образом, предварительными
условиями человеческого
Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.
Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.
Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.
Человек как биологическое
Человек не удовлетворяется ситуацией.
И эта неудовлетворенность
Жизнь человека продолжается в его
детях, внуках, последующих поколениях.
Человек создает различные
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.
Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.
В истории философии первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум» как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.
Понятие «ум» также применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность эмоциям и воле.
Господство в прошлом
Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.
Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:
— познание (одной из форм существования сознания является знание);
— практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;
— ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:
— оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;
— оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;
— оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;
— оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;
— оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.
В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:
— религия;
— искусство.
Сознание, с одной стороны, может
создать возможности для
36. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.
Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:
— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:
— природа познания;
— возможности и границы познания;
— отношение знания и реальности;
— соотношение субъекта и объекта познания;
— предпосылки познавательного процесса;
— условия достоверности знания;
— критерии истинности знания;
— формы и уровни познания и др.
Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:
— одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;
— одни находят знания, а другие — знания
о знании, которые важны и для самой науки,
и для практики, и для выработки целостного
мировоззрения. Теория познания также
называетсягносеологией, или эп
— gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);
— episteme — знание, умение, наука.
В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:
— знание как данность, добытый факт;
— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.
Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.
Теория познания должна:
— обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;
— объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:
— исследует природу человеческого познания;
— исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);
— рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;
— исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.
Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
37. Общество
как предмет философского
Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими общественными науками.
Различают философские подходы к изучению общества:
1. Материалистический (исходным пунктом
объяснение всех общественных
процессов выступает
2. Идеалистический (исходит из
духовных и социально –
Философские учения в понимании общества отличны тем, что выступает исходной точкой анализа: отдельный человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей и динамику всей общественной жизни
Общество – это прежде всего социальные связи, закрепленные социальными институтами (религия, армия, наука, образование и т.д.), сложившаяся при прежних поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях
Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества
Трактовка общественных процессов обусловлена ценностями ученого, его свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет
Согласно неокантианству, в природе действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые устанавливает сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно только описывать.
Проблема соотношения фактов и
теоретической схемы при
Трактовка одних и тех же фактов, их оценка зависит от общей философ – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь
38.Духовная жизнь чел и человеч-ва
феномен, кот, как и К, отличает их бытие от чисто природного и придает ему соц хар-р. Ч/з духовность идет осознание окр мира, выработка более глубокого и тонкого отнош к нему. Ч/з духовность идет процесс познания чел-ом самого себя, своего предназнач и жизн смысла.Духовность - сложное понятие. Оно use в религии, религиозной и идеалистически ориентированной Ф. Здесь оно выступало в виде самостоят духовной субстанции, кот принадлежит ф-я творения и определения судеб мира и чел-а. Духовность есть обретение смысла. Д - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира чел. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. Пробл духовности - это не только определение высшего уровня освоения челом своего мира, отнош к нему - прир, об-ву, др i, к себе. Это пробл выхода чел за рамки узко эмпирического бытия обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Внут основой самоопределен личности явл «совесть» - категория нравственности. Нравс-ть явл определителем духовной К личности, задающей меру и качество свободы самореализац чел.Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития чел и об-ва, в содержании кот проявляется подлинно человеч сущность.
39 ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ А. ТОЙНБИ И К. ЯСПЕРСА
Философия истории – самостоятельная область философского знания, целью которой является изучение качественного своеобразия общественного общества, особенности его развития и перспектив.
Одним из первых представителей философии истории является Августин Аврелий (IV в. н. э.). Он рассматривает историю человечества с религиозной, христианской точки зрения как процесс спасения, обретения человечеством утраченного единства с Богом. Только в XVIII в. философия истории начинает формироваться как светская наука.