Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 39 вопросов и ответов на них для экзамена (зачета) по по "Философии".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 113.12 Кб (Скачать)

Богу присуща бестелесность, бесконечность  в пространстве, вечность, трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и материи Богом.

В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное – он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту.

Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога.

В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в  результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.

16. Философия  эпохи Возрождения

В 14 веке в Европе утверждается новое  культурно историческое движение, определившее направленность всех последующих этапов западной цивилизации, и получившее название Возрождения (Ренессанса). Начало Возрождения было связано с интенсивным  распространением и увлечением античной культурой, искусством и философией. Усиливается интерес к античности в целом как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствующих свободному развитию познавательных и творческих возможностей человека. Постепенно формируется тип мировоззрения, которое уже не апеллирует к религии, теологии и мистике, приобретая все  более внерилигиозный, светский характер. А философия перестает быть служанкой религии и теологии, восстанавливая свой статус рационально-теоретического познания сущности Бытия мира и его законов. Она все более ярко проявляет себя как основа свободомыслия в целом, формирования светского типа мировоззрения.

Зарождается новый тип социально-экономических  отношений – капитализм, с присущей ему интенсификацией рыночных отношений  и требующего от человека инициативных действий, риска. Что также влияло на формирование новой общественной атмосферы для философствования. Растет интерес к естественно-научным знаниям, а развитие естественных наук становится знаменем против религиозных церковных догматов в понимании природы.

Положительное значение для формирования и развития новой философии имела  и церковная реформа, получившая название Реформации. Суть движения Реформации заключается в разоблачении злоупотреблении  церкви и церковных иерархов своей  властью над паствой, верующими

Возвращение к античным традициям  выражалось в формировании новой  натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, нетеологического, а светского осмысления сути бытия  природы и ее законов посредством  философии. Поскольку еще сохраняется  традиционный взгляд на философию как "науку наук".

Особую роль сыграли открытия и  естественно-научные теории Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Николая Коперника  в области астрономии и движения небесных тел.

Познавательные способности человека рассматриваются скорее как естественные, данные ему от природы, а человек  есть часть ее, чем сверхъестественные.

Не менее радикально меняется и  философский взгляд на человека и  его природу. Человек уже не рассматривается  как исключительно греховное  и падшее существо. Пико делла Мирандола, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, в своем трактате "Речь о достоинстве человека" пишет, что "человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения"1 . Создается Возрожденческий антропоцентризм, основой которого является представление о человеке как целостном, гармоничном, творческом и свободном существе.

Свобода человека как индивидуальности являлась для философии Возрождения  одной из главных проблем. Хотя пути достижения свободы и равенства  предлагались различные. Так или  иначе, выдвигается новая Возрожденческая  идея, концепция человека требует  ее реализации и утверждения в  организации общественной жизни, соответствующей  представлению о природе и  сущности человека. По сути дела в эпоху  Возрождения начинает утверждаться особый взгляд на развитие истории  и историческую закономерность. История  меняется в зависимости от того, как изменяется "идея" человека. Поэтому пробивает себе дорогу мысль  об истории как естественно-историческом, а несверхъестественном процессе. Правоту  этого взгляда подтвердила вся  последующая история человеческой цивилизации.

17. УЧЕНИЯ  Ф. БЭКОНА И Р. ДЕКАРТА

Новое время продолжило за Возрождением формировать иное отношение к  природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи - расширение интеллектуального  мира личности - выразился в философских  системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и французского ученого и философа Рене Декарта (1596-1650). Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука - высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового времени («знание - сила» Ф.Бэкон).

Знание, наука для Ф. Бекона - мощный инструмент социальных изменений. Он отстаивал  самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией.

Новый подход к природе доказывал, что «ни голая рука, ни предоставленный  самому себе разум не имеют большой  силы». Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины  затрудняет действие.

Тезис методологии Ф. Бэкона: природа  побеждается только подчинением  ей.

Истинное знание достигается познанием  причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные.

Физика исследует материальные и действующие причины:

1) наука идет дальше и вскрывает  глубинные формальные причины;

2) теология занимается конечными  причинами.

Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений  из других.

У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) - человек, «я» как «мыслящая вещь» - «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая».

Доказательство могущества разума - в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием  истинности, в универсальном сомнении в «старых истинах», опирающихся  на авторитеты и не отвечающих критериям  ясности и самоочевидности.

Определенность философии в  том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к  достоверности познания, основанного  на имени «авторитетов».

Прежде чем довериться данным органов  чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности  интеллекта. В центре внимания - проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено  эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон  преодолевал эти традиции с помощью  критики «идолов» и строил новое  здание на основании опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью  дедукции, основанной на ясных и  очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта – математика как символ ясности и дедуктивной  строгости.

Р. Декарт доказал возможности своей  методологии через открытия в  математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог  создавал те или иные вещи, и оставлять  в стороне вопрос, зачем он это  делает.

18. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА 
XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России. 
Родоначальники просветительских идей — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.  
Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества. 
Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий. 
Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс. 
Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия). 
Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют: 
— материалистическая мировоззренческая ориентация; 
— идеалистическая мировоззренческая ориентация; 
— атеистические взгляды; 
— деистические взгляды. 
В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью. 
Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями: 
— деистским материализмом  Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.; 
— теоретическими основами деизма  на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер  (1694–1778), который вошел в историю философии как: 
— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений; 
— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. 
На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо  (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. 
Шарль Луи Монтескье  (1689–1755): 
— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества; 
— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности. 
Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

19 НЕМЕЦКАЯ  КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

Она представлена философским творчеством:

— Иммануила Канта (1724–1804);

— Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);

— Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);

— Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

— Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

— для Канта человек — нравственное существо;

— Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

— Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

— Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

— Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

— Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

— Шеллинг — натурфилософию, онтологию;

— Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

— Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

— Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

— диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

— диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

— Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"