Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 39 вопросов и ответов на них для экзамена (зачета) по по "Философии".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 113.12 Кб (Скачать)

— Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

— Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

 

20 ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.

Создал систематическую теорию диалектики - науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество  бытия и мышления - главный системообразующий  принцип в философии

Г.В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мира - Абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) - безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания.

Она внутренне (имманентно) присуща  всем проявлениям материального  и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие диалектики Г.В.Ф. Гегеля - развитие как характеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития заключается  в:

1) сверхвременном движении абсолютной  идеи в области чистой мысли  в восходящем ряду все более  конкретных категорий (бытие - ничто - становление; качество - количество - мера; сущность - явление - действительность - понятие - объект - идея, завершающаяся  абсолютной идеей);

2) погружении себя в природу  - в состояние инобытия и возвращение  в себя через воплощение в  человеке в формах психической  деятельности (в мышлении, в осознании  себя, обретении воли и других  личностных качеств) («субъективный  дух»);

3) сверхиндивидуальном «объективном  духе» (право, мораль и нравственность - семья, гражданское общество, государство)  и «абсолютном духе» (искусство,  религия, философия как формы  самосознания духа).

Противоречие по И. Канту - внутренний источник развития, описываемого в  виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается  Гегелем Г.В.Ф. в новых трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». (Основатель теории противоречия - Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.) Противоречие пронизывает всю философию Г.В.Ф. Гегеля.

Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себп и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История - «прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Анализируя категорию отчуждения, предметную деятельность, Г.В.Ф. Гегель рассматривает человека и историю  как результат его собственного труда.

Осуществление буржуазно-демократических  требований Г.В.Ф. Гегель видел в  компромиссе с феодально-сословным  строем в рамках конституционной  монархии.

Произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских  наук», «Основы философии права».

21.АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА

Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист.

Первоначально - последователь Г.В.Ф. Гегеля, видный представитель младогегельянской школы. Затем (1839 г.) подверг критике идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

Основное содержание и смысл  философии - отстаивание материализма.

Мировоззрение - следствие исторических условий предреволюционной Германии, выражение идеалов революционной  буржуазной демократии.

В центре философии - человек. Антропологизм  философии - в выдвижении на первый план сущности человека, которая - «единственный, универсальный и высший» предмет  философии. Но провести последовательно  материальную точку зрения в этом вопросе не удается, так как человек  для него - абстрактный индивид, чисто  биологическое существо в теории познания.

Вместе с тем он не отрицал  и значения мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Идеалистические  воззрения на общественные явления  вытекают из стремления применить антропологию как универсальную науку к  изучению общественной жизни.

Религия представляется как продукт  человеческой фантазии, отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается  и в лице Бога созерцает свою собственную  сущность.

Таким образом, религия выступает  как бессознательное самосознание человека. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости  человека от стихийных сил природы  и общества. Особый интерес представляют догадки о социальных и исторических корнях религии. В работе «Сущность  христианства»: специфика религиозного сознания - в вере в сверхъестественное и фантастические образы.

Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя - «религию любви» к  человеку.

Основа нравственности - в стремлении человека к счастью, достижимому  посредством человеческого рдинения, взаимосвязи «я» и «ты». В вопросах гносеологии акцент - на роли чувств и опыта в познании. Этим Л. Фейербах значительна отличается от традиции философии и трактовки теории познания Г.В.Ф. Гегелем.

Л. Фейербах считал, что прежняя  философия преувеличивает роль разума в освоении мира.

Философия актропологична: общественные связи трактуются с нравственных позиций.

В антропологической парадигме  Л. Фейербаха человек обладает изначальной  неизменной природой, не зависящей  от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого  человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его  поведение в культуре. Л. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен, к нему неприменимы оценочные  характеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизни  делают его тем, кем он становится.

Подобная антропологически и атеистически ориентированная философия оказала  значительное влияние на мировоззренческие  дискуссии о судьбе идей Г.В.Ф. Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человека в центр  философии, необходимости видеть мир  через его потребности, что импонировало радикально настроенным кругам

21 Современная  западная философия.

Наиболее влиятельные западные учения об обществе можно разделить  на три большие группы.

Первая группа объединяет те социально-философские  концепции, которые пытаются выявить  всеобщие черты общественной жизни, сформулировать глобальные схемы исторического  процесса. Эти наиболее абстрактные  учения об обществе составляют современную  западную Ф-ию истории.

Ко второй группе относятся собственно социологические теории. Они ориентированы  на анализ тех реальностей, которые  характерны плеяде всего для современного западного общества. Эти концепции  получили название структурно-функционального  анализа.

К третьей группе принадлежат многочисленные школы и направления, которые  преследуют задачу описания и первичной  классификации социальных явлений. Они изучают узкие и локальные  участки общества с целью последующего улучшения их функционирования. Эти  исследования составляют современную  западную эмпирическую социологию.  В особую группу можно выделить социологические концепции, которые родились в ходе попыток осмыслить и истолковать" социальные последствия научно-технического прогресса. В эту) группу включаются прежде всего теории технологического детерминизма, а также различного рода социально-критические' модели развития общества (Франкфуртская школа в ФРГ и др.).

Ф-ия истории затрагивает прежде всего проблемы исторического процесса. Важнейшее место среди них занимают такие вопросы, как соотношение человеческой истории и природы, смысл и направление истории, периодизация исторический эпох, специфика исторического процесса, свобода и необходимость в историческом творчестве. 

На почве иррационализма вырастает  направление в обществознании, которое  получило название "критической  Ф-ии истории". Представители этого направления считают, что история человеческого общества не есть движение к некоторой изначальной цели. Человеческая история есть некий иррациональный поток, который лишен структурного оформления, законосообразности. И главную роль в истории играет единичное, случайное, неповторимое. Поэтому бессмысленно, делают выводы сторонники критической Ф-ии истории, искать несуществующие общественные законы, с помощью которых можно было бы объяснить исторические факты.

Всестороннее обоснование и  развертывание этих теоретических' положений осуществлено в работах  немецкого Ф-а и социолога О. Шпенглера (1880-1936) и английского историка А. Тойнби (1889-1975).

В своем основном труде "Закат  Европы" О. Шпенглер рассматривает  историю как некую дискретную совокупность культур. Он выделяет восемь культур, которые достигли своего наиболее полного развития: египетскую, индийскую, вавилонскую,  китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя и русско-сибирскую культуру.

Своим содержанием концепция всемирного исторического процесса О. Шпенглера  была направлена против европоцентризма. В этой концепции схвачено то, что неправомерно превращать исторический путь Европы в универсальную схему развития человечества (это было характерно для традиционной Ф-ии истории).

Тойнби полагает, что общественная жизнь как естественный процесс  есть совокупность дискретных единиц социальной организации, которые он называет "цивилизациями". Цивилизации  уподобляются биологическим видам, которые имеют свойственную только им среду обитания ("ареал"). Важное место в судьбе цивилизаций играют географические условия, которые создают  неповторимый облик каждой цивилизации.

Несмотря на большое влияние, которое  оказывала и оказывает Ф-ия истории на развитие социальной мысли, она тем не менее не является доминирующей линией в исследовании общества в странах Запада. Собственно социологическая мысль развивается в рамках других направлений - по линии эмпирической социологии, в частности.

Период становления западной эмпирической социология приходится на 20-е годы текущего столетия. Она формируется первоначально  в США, а затем широко распространяется в других странах Запада.

Эмпирическая социология с момента  своего появления была ориентирована  на то, чтобы исследовать отдельные  отклонения от норм в поведении человека, отдельные ненормальности в функционировании общества, отдельные помехи на пути его развития, Эмпирические исследования могли дать только практические рекомендации, касающиеся исправления функционирования отдельных элементов общественной системы.

В рамках эмпирической социологии на Западе выделяют две основные ее ветви - академическую и прикладную. Академическая  социология ориентируется на создание теории отдельных областей и явлений  общественной жизни (социология города, семьи, труда, деревни, молодежи и т.д.). Такие теории используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные исследования направлены на решение четко определенных практических задач. Главное в прикладных исследованиях - ориентация на практическую пользу, а  не на прирост знания. Прикладные исследования - это исследования, выполняющиеся  для заказчика (государственные  учреждения, частные фирмы, федеральные  органы власти и др.). Результаты эмпирических исследований - собственность заказчика, который волен поступать с  ними так, как считает нужным:   Наличие у эмпирической социологии особенностей, неадекватных пониманию общества как определенной целостности, толкает западное обществознание к поиску новых методологических и теоретических средств и подходов для изучения социальных процессов. Ведущее место среди них занимает структурно-функциональный анализ.  Структурно-функциональный анализ - одно из распространенных направлений в современной западной социологии. Осн. идея этого направл. - анализ общества как единого целого, некой стабильной системы.

Социальный мир рассматривается  как система, которая имеет определенное строение, структуру. Система состоит  из элементов или взаимосвязанных  между собой частей. Правильно  функционирующие части социальной системы поддерживают ее равновесие.

Сторонники структурно-функционального  анализа считают, что нахождение системы в состоянии патологии  и дезинтеграции свидетельствует  о том, что индивиды в своих  действиях отклоняются от общепризнанных норм и ценностей. В данном случае возникают дисфункции (или нарушения  функций). К ним относятся так  называемые "подрывные действия": преступность, алкоголизм и т.д. Подрывные  действия (или "отклоняющееся поведение") способны нарушить равновесие системы.  Для исключения отклоняющегося поведения и устранения дисфункций в системе предусмотрены механизмы контроля. Таковыми выступают механизм социализации и механизм санкций.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"