Шпаргалка "Философия средневековья"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:02, шпаргалка

Краткое описание

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.
Монотеизм — религиозное представление и учение о едином Боге.
Креационизм — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Файлы: 1 файл

Философия Средневековья и эпохи Возрождения.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Философия Средневековья и  эпохи Возрождения

  1. Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Монотеизм религиозное представление и учение о едином Боге.

Креационизм — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Номинализм — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные.

Теодицея — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире.

Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины.

Патристика философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века.

Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Пантеизм религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее, Бога и мир.

Гелиоцентризм — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

  1. Квинт Септимий  Флоренс Тертуллиан - Крайнее противопоставление веры и разума («Верую, ибо это абсурдно»)

Аврелий Августин – Примирение веры и разума («Верь, чтобы  понимать»)

Фома Аквинский - Теология выше всех рациональных доказательств («Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы  думать о Боге»)

3.   1) Точка зрения очевидной истины - Бог существует, ибо это очевидно и это не нужно доказывать (Иоанн Дамасский).

2)Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберрийского: поскольку целое всегда больше части, то понятие Бога настолько говорит за себя, что не нуждается в другом доказательстве.

3) Бог не может быть доказан с помощью разума, ибо он есть истина откровения.

4) Бога можно доказать через доказательство его сущности, но разум слаб для этого; мы можем лишь сказать чем Бог не является и ничего более.

5) Доказательство Бога возможно через результаты его творения, но они не пропорциональны величине Бога, ибо она бесконечна, а результаты конечны. Поэтому результаты творения не могут служить основой доказательства.

4. В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.  
Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.

5. Методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.

6. Специфика философии данной эпохи обусловлена двумя основными причинами:

1) экономическая.  Заключается в интенсификации  экономической деятельности и ее росте, усилении средневековых городов – центров культуры, экономики, торговли и ремесла. Усиливаются торговые отношения в связи с развитием мореплавания.

2) геополитическая.  Наступила эпоха Великих Географических  открытий (далее - ВГО). Огромную роль сыграли плавания Колумба, Васко да Гамы, кругосветное путешествие Магеллана, гелиоцентрическая система Коперника.

Характерные черты  философии Возрождения:

1) философия  возрождения является гуманистической,  и потому антропоцентричной, то  есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Итальянский антропоцентризм определил то, что в центре учений – этика.

2) философия  возрождения носила выраженный  антисхоластический характер и  понимание схоластики в негативном плане

3) усиливаются  мотивы натурализма и материализма (формально идеологические учения).

Именно благодаря  последней особенности во времена  Возрождения получают распространение  новые способы понимания мира, которые в философии получили название пантеизм и деизм.

Теизм: Бог сотворил мир, Бог существует до и вне мира, Бог постоянно присутствует мире, направляет и участвует в делах.

Пантеизм: Бог  сотворил мир, но он не существует вне  и до мира. Например, Бог растворен  в природе мира, как совершенство, сущность этого мира и мир совечен Богу. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог.

Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, который  дальше развивался по собственным законам. Поэтому можно, отвлекаясь от божественного творения мира, исследовать сам мир и полагаться на познанные законы, а не на волю Бога – шаг к свободной науке.

Атеизм: учение, отрицающее божественное творение мира и признание того, что мир вечен, объективен и существует по своим  собственным законам.

Атеизм возникает  позднее, а пантеизм и деизм получают широкое распространение в философии  Возрождения.

4) связь философии  возрождения с искусством: сама  гуманистическая установка пришла  в философию из искусства.

5) усиление связи  философии и научного познания. Для мыслителей возрождения, как и для мыслителей античности, характерна многогранность деятельности (философ, естествоиспытатель, художник)

6) существует  тесная преемственная связь философии  Возрождения и античной философии  и их культур - это привело возрождение идей античности.

7. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на метафизических и природоведческих категориях и представлениях Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентированы на идеи других античных философов, частично или полностью забытых в эпоху средневековья, - платонические, пифагорейские, стоические, атомистические, некоторые идеи досократовских философов ("рассуждавших о природе"). В идейный контекст античной физики некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достижения современного им естествознания. Важнейшая особенность ренессансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии. Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и самосущей, которое господствовало в античности и теперь противостояло креационистским догматам схоластической философии. Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы опытных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а также положения научной мысли, появившиеся в эпоху Возрождения, значительно большую долю их содержания составляли устойчивые фантастические представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячелетия. Весьма значительную роль в натурфилософских учениях Ренессанса играли и астрологические представления, которые опять-таки со времен глубокой древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями. В астрологии имелось свое ("рациональное зерно", заключавшееся в идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную натурфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверхностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широкая распространенность магических суеверий в их натурфилософских представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию с познанием реальных причин в природе.

8. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел — беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все» — формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно. Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение («все») от творца (единого), но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанец делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Весконсчиоо — это то, больше чего ничего не может быть, Кузанец поэтому называет его «максимумом»; единое же — это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей — максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается к математике. указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того — с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

9. В то время астрономы полагали, что Земля является центром мира. Эта идея принадлежала древнегреческому ученому Птолемею, жившему во II веке. Его точка зрения считалась истинной на протяжении столетий. Птолемей утверждал, что Земля стоит неподвижно на одном месте, а небо, состоящее из набора огромных полых сфер, вращается вокруг нее. Картина мира, созданная Коперником, была совершенно иной. Ему в голову пришла мысль, что Птолемей говорил, будто Земля неподвижна и Солнце вращается вокруг нее, по одной причине: каждую ночь древнегреческий ученый наблюдал, как созвездие Большой Медведицы медленно поворачивается вокруг Полярной звезды. Коперник понял, что кажущееся перемещение Солнца вызвано вращением Земли вокруг собственной оси. Он пришел к выводу, что наша планета представляет собой лишь крошечную часть вселенной и вместе с остальными планетами совершает витки вокруг Солнца. Теория Коперника оказалась слишком революционной для XVI века. Он знал, что встретит сопротивление со стороны других ученых, а главное — церкви, учившей, что Земля — центр мира. Он опубликовал свои труды в самом конце жизни, сопроводив их утверждением, что не претендует на истинность своей идеи.

Информация о работе Шпаргалка "Философия средневековья"