Шарль Монтескье и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Главные труды его жизни - это три книги: “Персидские письма”, “О духе законов”, “Размышления о причинах величия и падения римлян “.
Авторитет Монтескье в современном ему научном мире “мыслящей общественности” был, бесспорно, велик. И ныне, более чем два столетия спустя, идеи Монтескье не утратили своего плодотворного потенциала. Одни обращаются к его наследию, чтобы найти подтверждение своим мыслям, другие не устают его ниспровергать.
Цель данной работы рассмотреть основные теоретически положения работ Монтескье, а также отразить влияние его идей на современность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Шарль-Луи Монтескье, его жизнь, научная и литературная деятельность Глава 2 Теоретические основы и философские взгляды Монтескье
2.1. Деизм
2.2. Теория познания
2.3. Об обществе и его законах
2.4. Основные положения теории разделения властей
Глава 3 Современные проблемы разделения власти в России в отражении идей Монтескье
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Шарль Монтескье и современность.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Подобно многим своим предшественникам Монтескье считает, что для обеспечения эффективности управления необходимо рациональное разделение труда в сфере государственной жизни. Он отмечает, что каждая из трех ветвей власти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особым самостоятельным органом. Однако Монтескье идет гораздо дальше в исследовании системы государственных органов, характера  взаимоотношений между ними, механизма их взаимодействия и противодействия в целях предотвращения произвола и обеспечения свободы личности. Монтескье неоднократно подчеркивает важность независимости властей и органов, их осуществляющих, в отношении условии их формирования, сроков деятельности, а также их взаимной несменяемости. Он считает недопустимым, чтобы одни и те же лица принимали участие в осуществлении функций более чем одного из трех органов правления, например, чтобы министр или судья заседали в парламенте, а депутат проводил в жизнь законы и отправлял правосудие.

    Особое  значение Монтескье придавал своей  идее равновесия властей и системе «сдержек и противовесов». Он считает необходимым установить такие взаимоотношения между выделенными им властями, чтобы они, самостоятельно решая государственные задачи, каждый своими правовыми средствами, могли в то же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним учреждением. Так, исполнительная власть, будучи, по мнению Монтескье, подзаконной, должна, однако, ограничивать действие законодательного собрания, которое иначе сосредоточит в себе деспотическую власть. Поэтому монарх, личность которого священна, наделяется правом вето при утверждении законопроектов, обладает законодательной инициативой, по его указу созывается и распускается парламент. Вместе с тем законодательная власть, хотя и не вправе, по терминологии Монтескье, «останавливать» требующую быстрых решений деятельность исполнительных органов, однако она полномочна контролировать, каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы, и правительство обязано давать отчет парламенту о своем управлении.

      В отличие от Локка, который  разделение властей трактовал  как их сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Это, однако, не означало их неограниченности. Наоборот, согласно Монтескье, ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, вправе контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления и деспотизм.

    Разработанная Монтескье сложная система «сдержек и противовесов», т. е. взаимного  уравновешивания  и даже  противопоставления властей, не обеспечивала эффективного сотрудничества между ними в решении государственных дел и не предусматривала создания действенного механизма для решения возможных коллизий. Монтескье сознавал, что скомбинированные им, таким образом, власти могут оказаться в состоянии неподвижности и бездействия, но надеялся устранить это затруднение тем соображением, что, «так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут действовать согласованно».

      При обосновании теории разделения  властей Монтескье пытался применить на французской почве некоторые существенные черты современных ему европейских государств и особенно английской конституционной монархии, в которой он видел образец умеренной формы правления, являющейся, по его мнению, наилучшей.

    В частности, сложное построение законодательной власти в лице нижней палаты как выборного органа народных представителей и верхней палаты как наследственного собрания аристократической знати, «обладающего правом отменять решения народа», точно так же, как и «народ может отменять его решения», — было основано у Монтескье на структуре английского парламента.

    Однако  Монтескье, идеализируя английскую систему правления и следуя в  этом отношении Локку, обратил внимание лишь на внешнюю сторону английской конституционной системы. В действительности в Англии не существовало разделения властей в том смысле, в каком его понимал Монтескье. По свидетельству крупного английского государствоведа В. Беджгота, английская конституция построена по принципу единой верховной власти, причем эта решающая власть находится в руках одних и тех же людей. В Англии не было и строгого обособления трех отраслей власти между различными государственными органами. Английский король как носитель исполнительной власти мог также принимать участие и в законодательстве, действуя совместно с обеими палатами («король в парламенте»), и в судопроизводстве, назначая, помимо избираемого населением суда присяжных также несменяемых, пожизненных «коронных судей» с широкой компетенцией. Английский парламент также не ограничивался одной только законодательной деятельностью и мог принимать участие в управлении. Так, он был вправе подвергать ответственности министров королевского кабинета, решать важнейшие финансовые вопросы, определять порядок организации армии. Также и в области судопроизводства парламент мог рассматривать (в верхней палате) дела по обвинению в государственных преступлениях лиц знатного сословия. В тот период, характеризовавшийся, как уже отмечалось, компромиссом буржуазии с либеральным дворянством, все сферы государственной власти несли на себе отпечаток политического господства этих двух классов, одинаково заинтересованных в предотвращении «неконтролируемого» влияния широких народных масс на решение государственных дел.

    Доктрина  разделения властей по своей политической направленности в интерпретации Локка и особенно Монтескье носила умеренный, компромиссный характер и представляла собой идеологическое обоснование классового блока буржуазии и дворянства в ходе буржуазных революций XVII—XVIII вв. В этой теории наиболее ярко и зримо отразились противоречия перехода от феодального общества и государства к буржуазному со всеми его позитивными и негативными проявлениями. Следовательно, при оценке теории разделения властей важно учитывать ее историческую прогрессивность неизбежную ограниченность.

    Учение  о разделении властей в условиях абсолютизма того времени служило главным образом предотвращению беззакония и произвола со стороны королевской администрации, обеспечению основных прав и свобод человека. Это само по себе имело, несомненно, важное прогрессивное значение. Концепция разделения властей способствовала укреплению новых, буржуазных общественных отношений и созданию соответствующей им организации государственной власти. В общем, русле на зревших политических реформ шло требование того, что бы управление страной осуществлялось в соответствии с законами, установленными выборными представительными органами. Серьезным шагом вперед в развитии политической мысли и конституционной практики была разработка принципов и организационных начал деятельности государственных органов, исследование основных направлений их взаимодействия, способов «форм их соучастия в осуществлении государственных дел

    Классовая сущность этой доктрины, выразившей притязания буржуазии на политическую власть и готовой в целях обеспечения «умеренного правления» поделить ее с либеральным дворянством, сводилась к отказу от народного суверенитета. Опасаясь «деспотизма большинства», Монтескье считал, что народ, будучи некомпетентным в государственных делах, не вправе принимать активные решения, связанные с исполнительной деятельностью, — все его участие в управлении должно быть ограничено избранием представителей.

    Такая направленность лозунга разделения властей и обусловила большой  успех теории Монтескье. Она позволяла  буржуазии, обосновать свои приход к политической власти, с наименьшим ограничением сословных привилегий и интересов правящих классов провозгласить основные политические права и свободы, обеспечить прочность рождающегося буржуазного строя и в то же время не допустить проведения достаточно глубоких демократических преобразований в общественной жизни. Благодаря этому концепция разделения властей стала влиятельной буржуазной политической доктриной именно в той форме, какую ей дал Монтескье, а самого автора «Духа законов» стали даже называть родоначальником этого принципа.

    Последователи Монтескье утверждали, что теория разделения властей «была им очищена  от шлака и засверкала новыми гранями». По мнению французского государствоведа А. Эсмена, Монтескье настолько преобразовал элементы, выработанные его предшественниками, что «сделал из них как бы новое творение; из зародыша он вывел живое существо, достигшее своего полного развития».

    Не  отрицая решающей роли Монтескье  в обосновании классического  варианта этого учения, необходимо, однако, отметить (и этот вывод полностью вытекает из приведенного выше анализа истоков рассматриваемой теории), что идеи, выдвинутые Монтескье, не были «раскрытием ранее неведомой тайны». Они не явились автору «Духа законов» как «наитие свыше». Связанные с современной ему действительностью, они были основаны на всем предшествовавшем развитии политической мысли.

    Таким образом, теория разделения властей в трактовке Монтескье получила широкую поддержку среди умеренной буржуазии и либерального дворянства. Некоторые мыслители, принимая основные положения этой доктрины, возражали против ее «крайностей», вскрывали некоторые ее противоречия. Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полу властью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь  власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа.

 

       Глава 3. Современные проблемы разделения власти в России

      в отражении идей Монтескье 

     Современная Россия стало на путь построения независимого,  демократического государства, возникает необходимость применения принципа распределения властей как одного из основных принципов демократического государства.

     Взаимодействие  ветвей государственной власти обеспечивает нормальное функционирование государственного механизма в целом, поскольку  не дает возможности ни единой из ветвей власти узурпировать властные полномочия других. Именно с этой целью основатели идеи распределения властей создали систему сдержек и противовесов. С помощью перераспределения власти правовое государство организовывается и действует в рамках правового поля, в рамках всенародно принятой Конституции .

     Конституция России, закрепила принцип распределения властных полномочий властей: "Государственная власть в России осуществляется на основах его деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией границах и соответственно.  В Конституции описаны соответствующие механизмы взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, способные гарантированно обеспечить принцип обособленности и взамоподконтрольности (система сдержек и противовесов) всех ветвей государственной власти и обеспечения их ответственности перед законом. Хотя они и не совершены, требуют более детального изучения и применения, так как Россия ещё на пути построения свободного, независимого и демократического государства.

     В настоящее время  во всем мире, да и в России, актуальной можно считать идею Монтескье о том, что религию  играет роль как  средство  государственного   управления. Религиозные деятели стремятся участвовать во всех вопросах политической жизни страны и мира, тем самым, влияя на ход исторических событий в той или иной мере, но, тем не менее, совместное обсуждение различных вопросов между представителей религией и государственной властью, не обеспечивает эффективного сотрудничества между ними в решении государственных дел и пока не предусматривает создания действенного механизма для решения актуальных вопросов.

      Яркое отражение в современном мире имеет положение Монтескье, что плохо  живётся крестьянам и ремесленникам,  а  за их счёт благоденствуют  господствующие  классы: “Чтобы один  человек  жил  наслаждаясь, нужно чтобы сотня  других  работала  без  отдыха”, так как разделение на «богатых и бедных» легко просматривается даже из простого наблюдения.

      Таким образом, есть все основания считать, что многие идею Монтескье оказали глубокое и плодотворное влияние на мировоззрение своих современников, на монархов и государственных деятелей,  а так же на последующее поколение.  
 

 

Заключение 

      Многие  представители  французской  общественной  мысли  18  века,  в  особенности  просветители,  c  большим интересом относились  к русскому  народу, его истории и культуре.  Вольтер  и  Дидро  надеялись  найти  в  русской  императрице  Екатерине  просвещённую  государыню,  которая  произведёт  необходимые  реформы “сверху”,  без  революции  “снизу”,  которой  опасались  даже  самые  радикальные  философы 18  столетия.

Информация о работе Шарль Монтескье и современность