Шарль Монтескье
Выполнили:
Ученицы 101 группы
Зайнуллова Дина
Сластенникова Юля
Содержание
- Биография
- Философия
- Политические взгляды шарля Монтескье
- «Персидские письма»
- «О духе законов»
Биография
Монтескье Шарль Луи Секонда,
барон де Ла Бред , французский
мыслитель эпохи Просвещения, правовед.
Монтескье происходил из аристократического
рода Первоначальное образование он получил
в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-05),
затем, вернувшись в Бордо, изучал право.
В 1708 стал адвокатом, в 1714 советником парламента
Бордо, а два года спустя унаследовал от
своего бездетного дяди барона де Монтескье
вместе с титулом и именем должность президента
бордоского парламента.
Службу в парламенте
он сочетал с занятиями наукой.
В 1716 Монтескье был избран
членом Академии Бордо и написал
массу докладов и речей по
самым разным разделам естественных
наук «О причинах эха», «О назначении
почечных желез», «О морских приливах
и отливах» и т. д. Умер от
воспаления легких и погребен
в церкви Сен-Сюльпис (могила не
сохранилась). Дидро сопровождал
его гроб.
Философия
Уже в первой своей
работе Монтескье стремится обосновать
вывод о том, что миром управляет не божественный
промысел или фортуна, а действующие в
любом обществе объективные общие причины
морального и физического порядка, определяющие
"дух народа" и соответствующие формы
и нормы его государственной и правовой
жизни.
- Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность - политическая свобода,которая заключается в справедливых законах и надлежащей организации государства.
- Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ.
- Как существо разумное, человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.
- Естественные законы по Шарлю Монтескье: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.
- Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства (монархия,республика,деспотия) учреждаемого в гражданском состоянии.
Политические взгляды Шарля
Монтескье
- В своих политических взглядах Шарль Монтескье выделяет два понятия: природа правления и принцип правления.
- Природа и принцип взаимообусловлены, они не существуют друг без друга.
- Деспотизм: по своей природе это такое правление, при котором правит один человек, но в соответствии со своими прихотями. Принцип деспотизма – страх.
- Свобода есть «право делать все, что дозволено законами». Для гражданина же политическая свобода есть «душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности».
- Республика удовлетворяет условиям равенства, но не свободы.
- Республика делится на аристократическую, федеративную и демократическую.
- Законодательная власть должна принадлежать всему народу. Представители могут обсуждать главнейшие государственные дела и принимать соответствующие решения – народ на это не способен, и это одна из слабейших сторон демократии.
«Персидские письма»
Противоречия, характерные
для капитализирующегося французского
дворянства первой половины XVIII в.
, явственно выразились в «Персидских
письмах», где автор высмеивает
правление Людовика VI и сочувствует
рабовладельческому строю своих
героев-персов. Дворянско-аристократическими
элементами идеологии Монтескье
«Персидские письма» связаны
с основным его трудом «Дух
законов», где автор настаивает
на учреждении верхней аристократической
палаты. Противоречие между дворянско-консервативными
и буржуазно-либеральными тенденциями,
обусловленное противоречивостью,определяет
всю литературную позицию Шарля
Монтескье.
«
О духе законов »
- ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону.
- ЗАКОНЫ должны соответствовать природе и принципам установленного правительства.
- Задача политических законов: устройство правительства.
- Задача гражданских законов: поддержание его существования.
- Законы, определяющие политическую свободу по отношению к государственному устройству, отличны от законов, определяющих политическую свободу по отношению к гражданину.
- О ЗАКОНАХ ДЛЯ ДЕМОКРАТИИ:
- Право голосования, являются основными для этого вида правления.
- Основной закон демократии: власть издавать законы принадлежит только народу.
- Народ способен контролировать деятельность других лиц, но неспособен вести дела сам.
- В демократическом государстве народ разделен на определенные классы, от которых зависит прочность и процветание демократии.
- Закон определяет будет ли голосование открытым или тайным.
- Дух республики - мир и умеренность.
- О ЗАКОНАХ МОНАРХИЧЕСКОГО ПРАВЛЕНИЯ:
- Природа монархического правления: правит одно лицо посредством основных законов.
- Дух монархии - война и расширение территории.
- О ЗАКОНАХ ДЕСПОТИЧЕСКОГО ПРАВЛЕНИЯ:
- В деспотических государствах нет основных законов, нет также и охраняющих их учреждений.
- Нравы и обычаи приближены к законам.
- О ЗАКОНАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ:
- Республика: соответствие законов принципу республиканского правления - добродетели:
- Любовь к равенству, умеренности
- Республика будет устойчива, если законы в ней воспитывают большое число людей посредственных.
- Общее правило: в сенат, созданный для того, чтобы служить образцом, хранилищем нравов, сенаторов следует избирать пожизненно; в сенат, созданный для подготовки дел - избирать на срок.
- В деспотии - отсутствуют. Безопасность личности зависит от ее ничтожества.
- Монархия: в так называемых юридических проволочках - свобода подданных, поэтому не стоит их упрощать ради ускорения правосудия. Государь и министр не должен быть судьейПричины всякой распущенности - от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний.
- Республика: Все люди в республике Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона.
- Наказание должно соответствовать преступлению
- Есть четыре рода преступлений:
- против религии;
- против нравов;
- против общественного спокойствия (наказуемо заточением и т.д.);
- против безопасности граждан (наказуемо казнью).
- Демократия и аристократия не являются государствами, свободными по самой своей природе. Свобода бывает в них лишь тогда, когда там не злоупотребляют властью.
- Чтобы не было возможности злоупотреблять властью,различным властям необходимо сдерживать друг друга.
- В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная - ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная - ведающая вопросами права гражданского (судебная власть).
- Представительное собрание должно создавать законы.
- право естественное;
- божественное право - право религии;
- право церковное - каноническое - право религиозной дисциплины;
- право международное - вселенское гражданское право;
- общее государственное право;
- семейное право.
Предрассудки - не то, что
мешает нам познавать те или
иные вещи, а то, что мешает
нам познать самих себя.