Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:55, контрольная работа
Главные труды его жизни - это три книги: “Персидские письма”, “О духе законов”, “Размышления о причинах величия и падения римлян “.
Авторитет Монтескье в современном ему научном мире “мыслящей общественности” был, бесспорно, велик. И ныне, более чем два столетия спустя, идеи Монтескье не утратили своего плодотворного потенциала. Одни обращаются к его наследию, чтобы найти подтверждение своим мыслям, другие не устают его ниспровергать.
Цель данной работы рассмотреть основные теоретически положения работ Монтескье, а также отразить влияние его идей на современность.
Введение
Глава 1. Шарль-Луи Монтескье, его жизнь, научная и литературная деятельность Глава 2 Теоретические основы и философские взгляды Монтескье
2.1. Деизм
2.2. Теория познания
2.3. Об обществе и его законах
2.4. Основные положения теории разделения властей
Глава 3 Современные проблемы разделения власти в России в отражении идей Монтескье
Заключение
Литература
В “Персидских письмах” Монтескье характеризует русского государя как неограниченного властителя над жизнью и имуществом своих подданных. Вместе с тем Монтескье в книге “О духе законов” высоко ценит патриотизм русского народа, доказанный в войне со шведами, выносливость русских солдат, их настойчивость, твёрдость духа при поражении, их умение в конечном счёте добиваться победы.
Будучи верен своему географизму, Монтескье рассматривал холодный русский климат и обширные территории в числе главных причин возникновения самодержавия.
Монтескье заявляет, деспотический режим и интересы прогрессивного развития экономики находятся в глубоком противоречии. Россия прежде всего нуждается в торговле, а торговля требует денежных операций. Однако эти операции наталкиваются на деспотические законы, воспрещающие денежные отношения с иностранными государствами.
Русский народ состоит из крепостных, фактически являющихся рабами, и из духовенства и дворянства, являющихся политическими рабами царя. Ей не хватает прежде всего третьего сословия, которое должно состоять из ремесленников и купцов. Монтескье говорил о необходимости изменения экономического и политического строя, отмены крепостничества, уничтожения несправедливых законов и поощрения деятельности третьего сословия. Его социально-политическая программа для России в ряде решающих вопросов совпадает с его программой политических реформ во Франции.
В России Монтескье приобрёл большую популярность. Представители господствующей дворянской идеологии, включая императрицу Екатерину, пытались использовать непоследовательность Монтескье, его монархические идеи для укрепления крепостнического государства. передовые деятели русского народа, начиная с Радищева, и кончая революционными демократами, подняли на щит передовые просветительские идеи Монтескье, его смелую борьбу против абсолютизма, его критику церковно-схоластического мировоззрения.
Монтескье предстал пред русским читателем как талантливый обличитель феодально-крепостнического строя, как глубокий мыслитель и выдающийся учёный, открывший новую страницу в истории социологической мысли. Горячая вера Монтескье в общее благоденствие, его искренняя и благородная ненависть к феодальному абсолютизму делали Монтескье любимцем антикрепостнических русских писателей и публицистов, всех, кто мечтал о благоденствии народа и ненавидел дворянско-аристократическую верхушку.
Императрица, стремившаяся прослыть просвещённой государыней, объявляла себя сторонницей Монтескье. Используя в интересах деспотической формы правления географизм Монтескье: “Никакая другая власть на таком пространстве не может действовать и была бы не только вредна, но прямо разорительна для граждан”.
Надеюсь,
что наша работа даёт возможность
составить хотя бы приблизительной
представление о грандиозной
фигуре учёного, мыслителя, философа
и блестящего литератора, стоявшего
на пороге судьбоносного поворота
в жизни человечества.
Литература