Шарль Монтескье и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Главные труды его жизни - это три книги: “Персидские письма”, “О духе законов”, “Размышления о причинах величия и падения римлян “.
Авторитет Монтескье в современном ему научном мире “мыслящей общественности” был, бесспорно, велик. И ныне, более чем два столетия спустя, идеи Монтескье не утратили своего плодотворного потенциала. Одни обращаются к его наследию, чтобы найти подтверждение своим мыслям, другие не устают его ниспровергать.
Цель данной работы рассмотреть основные теоретически положения работ Монтескье, а также отразить влияние его идей на современность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Шарль-Луи Монтескье, его жизнь, научная и литературная деятельность Глава 2 Теоретические основы и философские взгляды Монтескье
2.1. Деизм
2.2. Теория познания
2.3. Об обществе и его законах
2.4. Основные положения теории разделения властей
Глава 3 Современные проблемы разделения власти в России в отражении идей Монтескье
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Шарль Монтескье и современность.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

      В  “Персидских  письмах”  Монтескье характеризует русского  государя  как неограниченного властителя  над жизнью  и имуществом  своих подданных. Вместе  с тем Монтескье в книге “О  духе  законов”  высоко  ценит патриотизм  русского  народа,  доказанный  в войне  со  шведами,  выносливость  русских  солдат,  их  настойчивость,  твёрдость духа  при  поражении,  их  умение  в  конечном  счёте  добиваться  победы.

      Будучи  верен  своему  географизму,  Монтескье  рассматривал  холодный  русский  климат  и обширные  территории  в числе главных причин  возникновения самодержавия.

      Монтескье заявляет,  деспотический  режим  и  интересы  прогрессивного  развития экономики  находятся  в  глубоком  противоречии.  Россия  прежде  всего  нуждается  в  торговле,  а  торговля  требует  денежных  операций.  Однако  эти  операции  наталкиваются  на  деспотические  законы,  воспрещающие  денежные  отношения  с  иностранными  государствами. 

      Русский  народ  состоит  из  крепостных,  фактически  являющихся  рабами,  и  из  духовенства  и  дворянства,  являющихся  политическими  рабами  царя.  Ей  не хватает  прежде  всего  третьего  сословия,  которое  должно  состоять  из  ремесленников  и  купцов. Монтескье говорил  о  необходимости  изменения  экономического  и  политического строя,  отмены  крепостничества,  уничтожения  несправедливых  законов  и поощрения  деятельности  третьего  сословия.  Его  социально-политическая  программа  для  России  в  ряде  решающих  вопросов  совпадает  с  его  программой  политических  реформ во  Франции.

      В  России  Монтескье  приобрёл  большую  популярность.  Представители  господствующей дворянской идеологии,  включая  императрицу  Екатерину,  пытались  использовать непоследовательность  Монтескье,  его  монархические  идеи  для  укрепления крепостнического  государства.  передовые деятели русского  народа,  начиная с Радищева,  и кончая  революционными  демократами,  подняли на  щит   передовые просветительские  идеи  Монтескье,  его смелую  борьбу  против  абсолютизма,  его критику церковно-схоластического мировоззрения.

      Монтескье  предстал  пред  русским  читателем  как  талантливый обличитель феодально-крепостнического  строя,  как  глубокий  мыслитель  и  выдающийся  учёный,  открывший  новую  страницу  в  истории  социологической  мысли. Горячая  вера  Монтескье в  общее  благоденствие,  его  искренняя  и  благородная  ненависть  к  феодальному  абсолютизму  делали  Монтескье  любимцем  антикрепостнических  русских  писателей  и  публицистов,  всех,  кто  мечтал  о  благоденствии  народа  и  ненавидел  дворянско-аристократическую  верхушку.

      Императрица,  стремившаяся  прослыть  просвещённой  государыней,  объявляла  себя  сторонницей  Монтескье. Используя  в  интересах   деспотической  формы  правления  географизм  Монтескье:  “Никакая  другая  власть  на  таком  пространстве  не  может  действовать  и  была бы  не  только  вредна,  но  прямо  разорительна  для  граждан”.

      Надеюсь,  что  наша работа  даёт  возможность  составить  хотя  бы приблизительной  представление  о  грандиозной  фигуре  учёного,  мыслителя,  философа  и  блестящего  литератора,  стоявшего  на  пороге  судьбоносного  поворота  в жизни  человечества. 
 

 

     Литература 

  1. Азаркин Н.М. Монтескье. – М.: Юридическая литература, 1988.
  2. Азаркин Н.М. Учение Монтескье о разделении властей// Правоведение., 1982 №1
  3. Азаркин Н.М.,Левинко В.Н. история политических учений:Уч. Пособие М.,1994
  4. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
  5. История политических и правовых учений. Учебник под ред. Нерсесянца В.С.,М.1987
  6. Монтескье Ш.Л.. Избранные произведения/под ред. М.П. Баскина. – М.: гос. изд-во Политической Литературы, 1955.
  7. Никонова А.А. Шарль-Луи Монтескье, его жизнь, научная и литературная деятельность. Библиографический очерк./Сост., общ. Ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1996.
  8. Фетисов А.С. Разделение властей // Социально-политический журнал, 1995, №6.

Информация о работе Шарль Монтескье и современность