Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа
В настоящее время ведется дискуссия о совершенствовании концепции антинаркотической политики Российской Федерации. Ныне действует «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», принятая 22 июля 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ.
1. Введение………………………………………………..…………3
2. Термины наркоконфликтологии………………………….……..6
3. Введение в теорию сетевых войн…………………………….....8
4. Наркоконфликт как сетевой конфликт…………………………13
4.1. Акторы наркоконфликта……………….…………………13
4.2. Характерные черты сети в наркоконфликте…………….18
Структура…………………………………………...18
Коммуникация……………………………………...19
Идеология………………………………………......20
4.3. Действия: сетевая война в чистом виде…………………21
Идеология снижения вреда………………………..21
D-маркетинг………………………………………..22
Наркотики в обыденном сознании……………......25
4.4. Характерные черты сети в наркоконфликте – резюме…27
5. Эффективная установка касательно приема наркотиков…….29
Эффективная установка «принимать наркотики - можно»……...29
Эффективная установка «не принимать наркотики»..…………..31
6. Обзор предложений по новой концепции государственной антинаркотической политики………………………………….33
7. О неиспользованном потенциале в области антинаркотической политики…………………………………………………………37
Идеология…………………………………………………………..40
Методы и информация………………………………………….....41
8. Заключение……………………………………………………..44
9. Список источников информации……………………………..45
Второй — профилактика уже начавшегося употребления наркотиков.
Третий – лечение людей со сформированной наркозависимостью.
Стоит также обратить внимание на анализ качества реализации Концепции антинаркотической политики 1993 года. Вот что пишет об этом Б.П.Целинский:
«…не все управленческие предписания, крайне важные для сохранения здоровья нации и поддержания правопорядка, полноценно реализованы на федеральном уровне»[16].
«В системе федерального антинаркотического законодательства отсутствует целый ряд важных положений, касающихся профилактики наркомании, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией»[17].
«Специальный федеральный фонд для целей финансирования противодействия распространению наркотиков до сих пор не введен в действие»[18].
Многие докладчики указывают также на недостаточность финансирования, в том числе и последней антинаркотической программы. Другие докладчики обращают внимание, что, например, средства, выделенные на профилактику, нередко употребляются для мероприятий, не имеющих непосредственно профилактического значения, например, на организацию спортивных секций, что связано с нечетким пониманием, как следует вести профилактику.
«В результате не достигнута декларируемая Концепцией основная цель единой государственной политики по контролю за наркотиками — предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе – их снижение»[19].
Тем не менее, отметив недостатки, большинство участников обсуждения положительно оценили теоретическое и стратегическое значение «Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации». Но прошло уже 13 лет, и ситуация в стране значительно изменилась.
Итак, в настоящий момент ведется обсуждение новой, более современной концепции.
Рекомендуются различные методы борьбы с наркоэпидемией, главным образом ориентированные на централизацию этой борьбы, координацию действий, разрабатываются механизмы практической реализации предложенных мер.
Таким образом, мы видим, что ведущаяся работа без сомнения плодотворна.
7. О неиспользованном потенциале в области антинаркотической политики
В дополнение ко всем упомянутым идеям в разработке Концепции антинаркотической политики Российской Федерации, целесообразно добавить механизм, способствующий развертыванию сетевой структуры, призванной противостоять противнику. Такую сеть можно назвать «анти-сетью».
Рассмотрим пример противостояния наиболее организованной части «противника» - наркобизнесу.
С одной стороны, уже многократно высказывались предложения о расширении роли гражданского общества в антинаркотической политике государства. Говоря о гражданском обществе, имеют в виду «общественные организации, бизнес-сообщество, СМИ и др.»[20] Ничуть не умаляя роли таких организаций, можно тем не менее отметить, что, хотя таким образом и можно расширить пропаганду, но она, тем не менее, останется для конкретного человека-адресата внешней, а, соответственно, и менее эффективной.
Сетевой составляющей, способной дать адекватный ответ на действия наркоторговцев, могла бы стать добровольная борьба людей.
То есть участие человека не должно ограничиваться тем, что он «скажет «нет» наркотикам». Как гласит известный анекдот, «хватит разговаривать с наркотиками». Сказать «нет» - это позиция оборонительная; успех, если он будет, будет временным и относительным, так как в следующий раз, возможно, предложение будет высказано кем-то более авторитетным, сформулировано и аргументировано иначе, или человек будет находиться в другом душевном состоянии.
Человек должен иметь возможность нанести своими действиями противнику ущерб и знать, как это сделать.
Это способствует формированию активной, атакующей, неравнодушной позиции, и дополнительно подкрепляет его мотивацию не только отказаться от наркотиков самому, но и оградить от них других людей.
Прежде всего, существует группа людей, для которой борьба с НОН является актуальной жизненной задачей или может являться таковой. Это родственники и друзья наркоманов, в том числе и уже погибших. Потенциал этой группы практически не используется.
В настоящее время на них паразитирует «огромная сеть платных услуг по "лечению наркозависимости"… Суммы, которые следует выплатить только за первоначальный курс терапии огромны - пять, семь, десять тысяч долларов. Для обычной российской семьи это означает продажу имущества (квартиры), унизительные и невозвратимые долги, нищету в будущем. При этом наркологи официально считают наркоманию неизлечимой, настаивают на необходимости неоднократного регулярного прохождения курса реабилитации, положительный результат же по их мнению достижим в 1-5% случаев лечения. В государственных наркологических учреждениях также практикуется по преимуществу платная "реабилитация"»[21].
Вот и все, как используется их потенциал. А ведь если человек готов продать свою квартиру, возможно, он согласился бы участвовать в борьбе, если бы ему были предложены ее различные формы и варианты.
Второй группой могут стать обычные граждане, например, соседи наркоманов, или потенциальные клиенты, те, кому предлагают принять наркотики.
Минимум, который эти группы могли бы делать, это добровольная информационная помощь.
Сейчас добровольная помощь граждан осложнена:
1. Структурно-нормативными факторами. Человек не имеет права ни на какие самостоятельные действия в области пресечения деятельности наркоторговцев. Да и государственные органы не имеют возможности для принятия такой добровольной помощи.
2. Информационными факторами: человек не знает, что конкретно он может сделать.
3. Существующими установками людей, сложившимся общественным мнением.
3.1. Мнение о наркоманах.
Если «наркоман – больной», то сообщить, что твой сосед употребляет и торгует наркотиками – доносительство.
А если «наркоман – враг, хоть и не осознающий этого, невольный», - то именно сообщить о вышеупомянутом факте есть долг, чтобы защитить своих и чужих детей и помочь этому наркоману.
3.2. Мнение о государственных структурах, в частности, силовых.
Большинство людей убеждены в коррумпированности государственных органов и в том, что «они не будут ничего делать».
Соответственно, эти проблемы и должны быть разрешены при организации «анти-сети».
Идеология
Как уже упоминалось, объединяющим фактором сети является «идея». Поэтому первым разделом должен стать раздел борьбы идеологической.
Очень важной составляющей пропаганды может стать убеждение, что наркодилер – это убийца, и поэтому пресечь его действия – это не «донос» и «стукачество», и не «не мое дело», а гражданский долг любого человека. И убийцей становится любой человек, предлагающий наркотики другому.
Ведь пока большинство людей постаралось бы воспрепятствовать происходящему у них на глазах убийству.
Далее, должна развенчиваться «мода» на наркотики. Человек, принимающий наркотики, уничтожает собственную личность. Наркоман – это «овощ», безвольный раб, способный на любую низость, потому что в момент, когда ему нужно принять наркотик, им движет одно – любой ценой принять дозу.
Должна наглядно демонстрироваться мучительность смерти от наркотиков и жизни с наркотиками.
Методы и информация
Далее, должны быть разработаны формы и способы участия человека в борьбе, как единовременные, так и позволяющие более длительное сотрудничество, которыми человек мог бы воспользоваться.
Причем участие должно быть не только в форме убеждения, но и в любых других разрешенных законом формах.
Еще раз повторюсь, что, помимо желания «бороться с наркотиками» человек должен иметь возможность нанести своими действиями противнику ущерб и знать, как это сделать.
Коснемся хотя бы информационной помощи: к примеру, человеку предложили наркотики или он живет рядом с наркопритоном, и ему известно, что там принимают и хранят наркотики (помимо прочего, это причиняет ему и неудобства, что дополнительно будет стимулировать его активность).
Но ему неизвестно, что он должен сделать, если ему предложат наркотики, помимо того, чтобы просто отказаться.
Но даже если он найдет телефон какой-нибудь горячей линии, как он поучит обратную связь? Только увидев, что его действия возымели успех, он будет и далее предпринимать подобные действия и агитировать своих знакомых. В противном случае он еще раз убедится, что «никому ничего не нужно».
Сообщение должно быть принято, зарегистрировано, относительно него должны приниматься меры.
И человек должен иметь обратную связь, возможность проверить эффективность своих действий.
Информация о том, что он может сделать, должна быть доступна.
Итак, резюмируя, можно сказать, что минимум, что может быть сделано, это предоставление возможностей для участия каждого желающего в борьбе с распространением наркотиков.
Человек должен знать, что любой человек, предлагающий другому наркотик – это убийца, в особенности же наркодилер, который делает это систематически. Что долг человека и гражданина – остановить это. Также человек должен знать, как он может это остановить, то есть, по какому телефону он должен позвонить и что сказать. Куда позвонить, если первый звонок остался без какой-либо реакции со стороны государственных органов. Также он должен знать, что должно последовать за его звонком и видеть результат своих действий.
Главное – вместо пассивного отказа человек имеет возможность предпринять активные действия.
Каких результатов можно ожидать от грамотно развернутой анти-сети?
1. Непосредственно практические результаты – выявление (в основном мелких) точек распространения наркотиков.
2. Усиление убеждений не принимать наркотики у людей, участвующих в борьбе.
3. Формирование активной жизненной позиции у людей, участвующих в борьбе, возможность перенесения ими положительного опыта взаимодействия из данной узкоспециальной области в другие.
4. Формирование положительного опыта взаимодействия с государственными структурами.
5. Помимо выявления мест продажи наркотиков, добровольцы могли бы выявлять также, например, публикации и товары, пропагандирующие наркотики.
6. Действенная агитация против приема наркотиков
7. В случае возможно формирование положительной моды на перечисленное выше.
Еще раз подчеркну, что это – минимум, и возможны другие способы использования данного потенциала.
8. Заключение.
В нашей стране сложилась сложная наркоситуация, которую называют и «наркоэпидемией», и даже «наркокатастрофой». Президент признал ее угрожающей национальной безопасности. В таких условиях выявилась потребность в новой концепции государственной антинаркотической политики. По этому поводу ведется широкое обсуждение, предлагаются различные варианты действий, общая суть которых кратко рассмотрена в настоящей работе.
Помимо этого, в настоящей работе предлагается при рассмотрении данной проблемы уделить внимание сетевому компоненту наркоконфликта, наравне с прочими.
Такое рассмотрение будет актуально и допустимо, поскольку в наркоконфликте одна из сторон представлена сетевой структурой, обладающей собственными соответствующими особенностями, а другая, напротив, иерархической, с присущими ей особенностями.
Потому имеет смысл рассмотреть особенности устройства и действий сетевых структур, характер их борьбы с иерархически построенными сообществами, что позволит выявить слабые точки в этой борьбе.
Высоко оценивая роль профилактики и пропаганды, нельзя не уделить внимания их эффективности, поэтому в работе рассматривается и влияние различных факторов из этой области на сознание людей и их поведение.
Также в контексте концепции государственной антинаркотической политики, необходимо учесть не использованный пока потенциал сетевого ответного удара, хотя бы в его минимальном варианте – только в качестве инструмента борьбы с организованной частью наркобизнеса.
8. Список источников информации.
1. Arquilla John, Ronfeldt David. «Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy».
2. Балуев Д.Г. «Распространение сетевых форм организации и изменение природы международного конфликта». Доклад на Интернет-конференции "Международные отношения в эпоху глобальной информатизации" портала auditorium.ru
3. Зазулин Г.В. «Концепция системы государственной антинаркотической политики в РФ (наброски и структура)» // "Журнал «Санкт-Петербургский университет»" спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года
4. Зазулин Г. В. «Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент». СПб:2003.
5. Малинин С. «Сетевая война и бархатные революции».