Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа
В настоящее время ведется дискуссия о совершенствовании концепции антинаркотической политики Российской Федерации. Ныне действует «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», принятая 22 июля 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ.
1. Введение………………………………………………..…………3
2. Термины наркоконфликтологии………………………….……..6
3. Введение в теорию сетевых войн…………………………….....8
4. Наркоконфликт как сетевой конфликт…………………………13
4.1. Акторы наркоконфликта……………….…………………13
4.2. Характерные черты сети в наркоконфликте…………….18
Структура…………………………………………...18
Коммуникация……………………………………...19
Идеология………………………………………......20
4.3. Действия: сетевая война в чистом виде…………………21
Идеология снижения вреда………………………..21
D-маркетинг………………………………………..22
Наркотики в обыденном сознании……………......25
4.4. Характерные черты сети в наркоконфликте – резюме…27
5. Эффективная установка касательно приема наркотиков…….29
Эффективная установка «принимать наркотики - можно»……...29
Эффективная установка «не принимать наркотики»..…………..31
6. Обзор предложений по новой концепции государственной антинаркотической политики………………………………….33
7. О неиспользованном потенциале в области антинаркотической политики…………………………………………………………37
Идеология…………………………………………………………..40
Методы и информация………………………………………….....41
8. Заключение……………………………………………………..44
9. Список источников информации……………………………..45
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Философский факультет
Кафедра конфликтологии
Дипломная работа
Сетевые аспекты наркоконфликта
в контексте новой концепции государственной атинаркотической политики Российской Федерации.
Выполнил: Заводсков С.В.,
заочное отделение
Научный руководитель: Зазулин Г.В.
Санкт-Петербург
2006 г.
Содержание.
1. Введение………………………………………………..……
2. Термины наркоконфликтологии………………………….
3. Введение в теорию сетевых войн…………………………….....8
4. Наркоконфликт как сетевой конфликт…………………………13
4.1. Акторы наркоконфликта……………….…………………13
4.2. Характерные черты сети в наркоконфликте…………….18
Структура…………………………………………...18
Коммуникация……………………………………...
Идеология………………………………………......
4.3. Действия: сетевая война в чистом виде…………………21
Идеология снижения вреда………………………..21
D-маркетинг………………………………………..22
Наркотики в обыденном сознании……………......25
4.4. Характерные черты сети в наркоконфликте – резюме…27
5. Эффективная установка касательно приема наркотиков…….29
Эффективная установка «принимать наркотики - можно»……...29
Эффективная установка «не принимать наркотики»..…………..31
6. Обзор предложений по новой концепции государственной антинаркотической политики………………………………….33
7. О неиспользованном потенциале в области антинаркотической политики…………………………………………………………
Идеология………………………………………………………
Методы и информация…………………………………………....
8. Заключение……………………………………………………
9. Список источников информации……………………………..45
1. Введение.
«Распространение наркотиков несёт большую беду людям и представляет реальную угрозу безопасности России», — указывает президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
В настоящее время ведется дискуссия о совершенствовании концепции антинаркотической политики Российской Федерации. Ныне действует «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», принятая 22 июля 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ.
С тех пор прошло уже немало времени, и наркоситуация значительно изменилась. Ситуацию с наркотиками уже называют «наркокатастрофой». Все больше исследователей, занимающихся данной проблемой, и людей, работающих в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, говорят о необходимости переосмысления и приведения в соответствие современным реалиям общей стратегической концепции государственной наркополитики.
В настоящее время наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, создана структура, призванная координировать действия всех вовлеченных в борьбу с НОН учреждений (ФСКН), принята уже четвертая Федеральная целевая программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, проводятся успешные изъятия крупных партий наркотиков, ведется антинаркотическая пропаганда.
С другой стороны, наркотики по-прежнему доступны в клубах, на дискотеках, нередко даже в школах и институтах. Пропаганда против наркотиков «попутно» предоставляет сведения об их видах, воздействии и способах их употребления. Наблюдается рост числа наркозависимых. Широко распространена идеология «легализации» и «снижения вреда» от употребления наркотиков.
Словом, эти признаки говорят как минимум о недостаточной эффективности антинаркотической политики.
В связи с этим остро поднимаются вопросы государственной антинаркотической политики в стратегическом смысле, существует потребность в официальной концепции борьбы с наркотизацией общества. Начиная от четкого определения, что такое наркотики и как понимать наркоманию, и до вопроса, с кого спросить за результат этой государственной политики, и какими полномочиями должен быть наделен этот человек или государственный орган.
Ведется поиск «внятной антинарктической позиции» и обсуждение возможных стратегий, методов и принципов работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В настоящей работе предлагается уделить внимание сетевому компоненту наркоконфликта, наравне с прочими.
В теорию наркоконфликтологии уже вошло понятие информационной войны. К примеру, в 2005 году появилась магистерская диссертация Сунами А. Н. "Политика управления наркоконфликтом в контексте информационной войны".
Теория сетевых войн – это новое направление, еще достаточно молодое, но уже порождающее эффективные технологии действий, и успешно применяющиеся некоторыми государствами, главным образом в борьбе за свои геополитические интересы. Ярким примером такого использования может служить «оранжевая революция» на Украине.
В военной области концепция «сетевой войны» явилась одной из стратегических новинок. Она была официально признана в США и озвучена министром обороны США Д. Рамсфелдом. Эта концепция используется при разработке принципов современного боя, и отражает, например, характер организации и ведения боевых действий против террористов.
Сетевые структуры могут, как создаваться искусственно, как видно из приведенных выше примеров, так и возникать естественным путем. В настоящей работе рассматривается, допустима ли трактовка наркоконфликта как сетевой войны, и какие выводы можно сделать из такого понимания наркоконфликта. Этот взгляд на наркоконфликт будет новым и позволит учесть некоторые его особенности при разработке концепции государственной антинаркотической политики.
2. Термины наркоконфликтологии.
Сначала введем некоторые термины, которые будут использоваться в данной работе.
Наркотик - это подлежащий специальному контролю товар, который поступает в незаконный оборот по законам рынка, как правило, из законспирированных источников, и злоупотребление которым отдельными группами населения, особенно молодежью, вызывает эпидемию наркомании, а в длительной перспективе формирует наркотическую субкультуру направленную на разрушение культуры здорового образа жизни[1]. (Зазулин Г.В.)
Наркотические средства и психотропные вещества (далее наркотики) являются запрещенными психоактивными товарами активно развивающегося международного и отечественного криминального рынка. Сбыт их организован по принципу сетевого маркетинга, а сверхприбыли от их продажи позволяет лидерам организованной преступности вторгаться в политику в целях лоббирования либерального отношения к наркопотреблению[2].
Наркополитика - это результат конфликтного взаимодействия социальных групп, зоной разногласий в котором является власть на право устанавливать правила оборота наркотиков и контролировать их выполнение, а также определять правовые санкции к участникам их незаконного оборота.[3]
Собственно, отсюда можно вывести определение наркоконфликта (как вида конфликта) – конфликтное взаимодействие социальных групп, зоной разногласий в котором является власть на право устанавливать правила оборота наркотиков и контролировать их выполнение, а также определять правовые санкции к участникам их незаконного оборота.
Незаконный оборот наркотиков (НОН) – это оборот наркотических и психотропных веществ помимо разрешенного государством к применению (как то: медицинские и научные цели).
Федеральная государственная антинаркотическая политика – это скоординированная администрацией президента РФ, деятельность Федерального Собрания, правительства РФ, Верховного Суда и других участников антинаркотической политики, направленная на сокращение масштабов наркотизации населения страны[4].
Также используется понятие D-маркетинг, взятое из работы Марковой Е.Н. «Корпорация D и ее глобальный маркетинг».
D – от слова Drug, наркотик. D-маркетинг – это «научная стратегия маркетинга и рекламы наркотиков как товара»[5]. В рамках D-маркетинга существует D-идеология, формирующая необходимые предпосылки для приема наркотиков - систему ценностей будущего наркопотребителя, формирующая его потребности, и D-культура, осуществляющая рекламу товара средствами искусства и в СМИ.
3. Введение в теорию сетевых войн.
Что такое «сетевая война»? Это не «козни мифических хакеров». Более того, к компьютерным сетям это имеет весьма косвенное отношение. Под «сетью» понимают структуру организации сообществ людей (в противовес иерархической структуре).
Возникновение термина «сетевая война» относят к 1993 году, его авторами являются аналитики американской RAND-корпорации Джон Аркилла (John Arquilla) и Дэвид Ронфельдт (David Ronfeldt). По меркам науки, затронутые проблемные области еще слишком молоды, чтобы можно было предъявлять повышенные требования «строгости» к присутствующим в ней иллюстративным или абстрактно-философским построениям.
Высказанные ими идеи были подытожены ими же в книге «Сети и сетевые войны: будущее террора, преступлений и вооруженной борьбы» (Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy).
Ни в первой, ни в последующей работе авторы не ставили перед собой задачу дать термину «сетевая война» (netwar) исчерпывающе-строгое инструментальное определение, а ограничились только рассмотрением социально-политических аспектов локальных и глобальных конфликтов, участники которых имели сетевую структуру локализации, применяя определение в следующем виде:
«Сетевая война (netwar) - форма социального конфликта, в которой участники используют методы сетевой организации, сетевую стратегию и технологии... участники сетевой войны рассеяны в виде небольших групп, которые общаются, координируют свою деятельность и проводят совместные мероприятия вне какой-либо централизованной системы».[6]
Для обозначения сетевых структур появился специальный термин "сегментированная, полицентрическая, идеологизированная сеть" (Segmented, Polycentric, Ideologically integrated Network - SPIN).
Хочу обратить внимание на понятие ideologically integrated, дословно «интегрированная идеологически», т.е. акцент делается на то, что именно идеология является объединяющим фактором.
Проблемная область «сетевых войн» включает вопросы возникновения сетевых сообществ и форм и организуемых ими конфликтов.
В концепции сетевых войн рассматриваются преимущества сетевой формы организации в борьбе с иерархической системой, различия способов передачи информации, видов коммуникации и др.
Сеть – это одна из естественных форм организации чего бы то ни было и один из древнейших методов экспансии.
«Распределенные очаги, взаимодействующие через сложные системы связей представляют собой естественный механизм функционирования человеческого общества. Но тот, кто умеет собирать эти разрозненные очаги — тот становится их пользователем. Сетевые структуры, наряду с иерархическими, являются одной из моделей организации сообществ.»[7]
Иерархические структуры наиболее характерны для государственных организаций, традиционных партий и тоталитарных сект. У сетевого сообщества нет явного центра. «Мускулы» сети — это рой сообществ, часто неформальных. Их создают люди, находящиеся во власти некой сверхидеи.
Виды организационных структур различаются между собой методами транспортировки информации или воздействий. Метод доставки информации от старшего элемента структуры к младшему (от начальника — к подчинённому) называется иерархическим. Жёсткое вертикальное подчинение, неукоснительное соблюдение субординации дают явные преимущества в области дисциплины, порядка, чистоты заложенных идей, если их безусловным носителем является верхушка иерархической пирамиды. Такая форма организации безальтернативна для министерства, военного управления — там, где неоднозначность информации/воздействия, искажение информации, а также возможность проникновения инородных элементов недопустимы.
Вместе с тем, иерархический принцип не лишён пороков. Главным из них является уязвимость каналов транспортировки информации. При поражении одного из звеньев иерархии (если рассматривать иерархическую цепь, как пирамидальную структуру), с большой вероятностью прерывается связь с подчинёнными ему ветвями. На этом строится самая распространённая методика борьбы с иерархическими структурами — выбивается центр, после чего оставшаяся конструкция либо распадается, либо ждёт нового «хозяина». Этот метод широко применяется в традиционных войнах — выбивание центров боевого управления приводит к парализации войск противника. Сюда же относится искусственное «перерождение» части правящих государственных элит, яркий пример чему — формирование «пятой колонны» в военно-политическом руководстве СССР в 1970-80 годах.