Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа
В настоящее время ведется дискуссия о совершенствовании концепции антинаркотической политики Российской Федерации. Ныне действует «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», принятая 22 июля 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ.
1. Введение………………………………………………..…………3
2. Термины наркоконфликтологии………………………….……..6
3. Введение в теорию сетевых войн…………………………….....8
4. Наркоконфликт как сетевой конфликт…………………………13
4.1. Акторы наркоконфликта……………….…………………13
4.2. Характерные черты сети в наркоконфликте…………….18
Структура…………………………………………...18
Коммуникация……………………………………...19
Идеология………………………………………......20
4.3. Действия: сетевая война в чистом виде…………………21
Идеология снижения вреда………………………..21
D-маркетинг………………………………………..22
Наркотики в обыденном сознании……………......25
4.4. Характерные черты сети в наркоконфликте – резюме…27
5. Эффективная установка касательно приема наркотиков…….29
Эффективная установка «принимать наркотики - можно»……...29
Эффективная установка «не принимать наркотики»..…………..31
6. Обзор предложений по новой концепции государственной антинаркотической политики………………………………….33
7. О неиспользованном потенциале в области антинаркотической политики…………………………………………………………37
Идеология…………………………………………………………..40
Методы и информация………………………………………….....41
8. Заключение……………………………………………………..44
9. Список источников информации……………………………..45
О наркотиках может писать писатель или журналист, непосредственно не участвующий в распределении доходов от наркотиков. Его может привлечь эта тема как злободневная, скандальная, и т.п. Он не обязательно может ставить своей целью пропаганду наркотических средств, и совершенно не обязательно, чтобы он получал за это какие-то деньги от наркоторговцев.
Скрытую рекламу наркотиков может дать коммерсант, заинтересованный в прибыли от своего товара, но никак не связанный ни с одним из центров наркоторговли. Выпустить и/или продавать кепку с изображением каннабиса его может подвигнуть гарантированный спрос на эту кепку, а не приказ «сверху» и даже не желание продвинуть наркотики в массы.
Наркоман, предлагая дозу своему другу, не выполняет приказ сверху и не участвует в «Программе распространения наркотиков», принятой на съезде наркоторговцев, а действует по собственному побуждению.
Существуют и совершенно обособленные группы, к примеру, так называемые «грибные», которые вообще не зависят от поставщиков, а сами собирают для личного потребления галлюциногенные грибы (по имеющейся информации, например, в районе аэродрома «Ржевка») и втягивают в это своих знакомых.
Коммуникация
Мы видим здесь и коммуникативный признак – например, все наркоманы знают, где и как им приобрести дозу, и в случае, если один из каналов будет перекрыт, смогут найти другой. Ведь при том, что сеть распространения законспирирована, большую роль играют личные связи членов этой сети. По ряду признаков можно отметить хорошую информированность этой стороны и о действиях противостоящей им иерархической структуры.
Идеология
Действия иерархически не связанных друг с другом индивидов и групп носят согласованный характер, и согласованы они не только коммуникацией, но и «идеологией».
Остается определить, что же за «сверхидея» объединяет всех этих людей?
Понятие «идеология» здесь условно. Подразумевается некое действующее убеждение, то есть такое, которое побуждает к определенным действиям. И этой «сверхидеей» является сущность наркотика, как товара, как вещества и как социокультурного явления. А именно: наркотики есть объект запретный, желанный (т.к. вызывает зависимость и имеет необычные свойства), выгодный и разрушительный. Каждая из групп, связанных с наркотиками прямо или косвенно, ставит свои акценты, а что-то может даже замалчивать, как, например, наркоторговцы не рекламируют, что наркотики разрушительны для человека. В то время как в субкультуре, связанной с наркотиками, эта разрушительность выступает как элемент культовости, стиля, богемности, декаданса (так, многие рок-певцы рассказывают о своем опыте употребления наркотиков, в некоторые из них даже погибли от этого, и в среде фанатов это не осуждается, а напротив, придает образу кумира трагичность, шарм, эстетику). Именно разрушительность наркотиков, мощь наркоэпидемии может побудить использовать ее в политических целях какими-либо политическими силами.
Но так или иначе, каждая из групп имеет выгоду от наркотиков – как товара, как образа, как источника удовольствия и т.п.
Это означает исключительную привлекательность наркотиков для всех акторов, «воюющих» на этой стороне.
4.3. Действия: сетевая война в чистом виде
В наркоконфликте прослеживаются и элементы сетевой войны в чистом виде, в частности, основной «маневр» - согласованная («распределенная») атака различными по типу группами, разными способами и путями, внешне не связанным друг с другом.
Такими примерами могут служить «идеология снижения вреда», D-маркетинг и «взгляд на проблему глазами конкретного человека» как общий срез «состояния умов людей».
«Идеология снижения вреда»
Как уже упоминалось, одним из примеров успешных сетевых действий может служить идеология «снижения вреда от употребления наркотиков». Вот как описал данную проблему Евгений РОЙЗМАН 25 ноября 2004 года в Москве на парламентских слушаниях в Комитете Госдумы по безопасности на тему "Актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и распространению наркомании в Российской Федерации"
«Значительное распространение все больше получает идеология "снижения вреда от употребления наркотиков", которая в России активно поддерживается обширными программами международных организаций. Наркоману отводится роль невинной и страдающей жертвы. Употребление наркотиков рассматривается как некая болезнь, подобная диабету или гипертонии, а отнюдь не как преступное, социально опасное деяние. Искоренение наркомании не рассматривается как реальная и первоочередная цель. Существование наркомании (и наркоторговли) признается вечным, неизбежным (а поэтому в известной мере допустимым) злом, своеобразной "платой за прогресс и цивилизацию". Наркоторговля рассматривается как "теневой бизнес", а отнюдь не как вид террористической деятельности, направленной на тотальный геноцид нации. Поэтому в концепции "снижения вреда" (наиболее полно это реализовано, например, в голландской модели) допустимым считается массовая раздача бесплатных стерильных шприцев для всех желающих проставить наркоинъекцию, полная легализация некоторых видов наркотиков (так называемых "легких наркотиков"), а немедицинское употребление тяжелых наркотиков предлагается проводить в специально оборудованных государственных пунктах употребления. Концепция "снижения вреда" несет для России чудовищные последствия.» [9]
Идеологические рассуждения подкрепляются действиями «благотворительных» организаций и фондов, политических групп и др. В их числе отметим:
массовые раздачи шприцев,
ведение «пропагандистских акций против наркотиков», ведущих к подробному информированию широких масс людей о способах приема наркотиков, их видах и ощущениях от приема;
чрезмерно частое упоминание о наркотиках с целью, чтобы антинаркотическая пропаганда «приелась». «Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ, также является рекламой. У потенциального потребителя возникает ощущение нормы, обыденности потребления наркотиков. Именно повторением реклама добивается доверия».[10]
проведением выгодных противнику законов (например, о разовых дозах)
D-маркетинг
Это целый комплекс разноплановых воздействий, направленный на распространение наркотиков.
Целевой рынок продажи наркотиков – молодежь 12-25 лет – совпадает с рынком услуг сферы развлечений. Концерты, клубы и дискотеки являются местом продажи наркотика.
Формирование потребителя, готового начать принимать наркотики, осуществляется при помощи «идеологии потребления и развлечений».
Вот ее основные составляющие:
D-идеология в чистом виде:
«Все каналы коммуникации поставляют для молодежной аудитории один и тот же набор из явно идеологически окрашенных тем»[11].
Секс-пропаганда. Дискредитация секса, как акта личностной половой любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений.
Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами различных субкультур.
Девиантность и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный половой акт, нецензурная брань и т. д.).
D - мифология. Экстремальность, "безбашенность"; скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхчувственных явлений, дьявольщины.
Рок-звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании), как о составной части их жизни.
Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других разнообразных "тусовок".
«Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным сексуальным стимулом, очевидна. Это идеология нарушения социальных норм, идеология выпадения из общества, идеология преступления.»[12]
Эти «идеи» широко продвигаются по всем каналам информации.
D-идеология отвергает основные законы и нормы общества, ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует основные жизненные ценности и саму жизнь, как наивысшую ценность. Ее цель - противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности, запустить механизм "Порочный круг депрессивного настроения - негативного мышления", освободить путь для проникновения в сознание мифологии наркотиков.
D-мифология в качестве вершины устремлений (наивысшей личностной целесообразности) предлагает: захватывающий секс с наркотиками; духовное совершенствование посредством употребления наркотиков; выдающиеся физические достижения (увеличение силы, выносливости и пр.) при помощи употребления наркотиков; повышение статуса путем подражания знаменитостям, употребляющим наркотики и т. д.
Также отметим поэтизацию товара, описание наркотического опьянения, как полета, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, "путешествиями" и т. д.
Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство, СМИ, культурно-бытовое пространство), как безусловный стимул, вызывает респондентное поведение - сексуальный позыв, ощущаемый как потребность в половой жизни.
Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, поп музыкой, местом отдыха и развлечений, обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы (классическое обусловливание), т. е. обладающие той же силой, что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации, т. е. к многократному усилению реакции. В поисках сексуального партнера потребитель отправляется на рынок развлечений.
Это – пример сетевой войны в области пропаганды. Здесь мы также видим согласованность действий различных внешне не связанных друг с другом акторов (вопрос о том, действительно ли они связаны, или нет, нас в данном случае не интересует). Но все их действия в сумме образуют единый согласованный удар, или «распределенную атаку». Можно привлечь конкретного участника к ответственности по закону, и то если удастся доказать, но сеть в целом продолжит функционировать.
Наркотики в обыденном сознании
взгляд на проблему глазами обычного человека
«Теоретические выкладки» и широкое обсуждение проблем наркотиков оказывают серьезное влияние на современное общество, и прежде всего потому, что формируют общественное мнение и отношение конкретных людей к приему наркотиков.
Если на государственном уровне имеет значение определение наркоторговли, то на уровне конкретных людей важно отношение к приему наркотиков.
Для примера можно рассмотреть мой личный опыт общения с людьми на тему наркотиков в процессе подготовки данной работы. Хотя выборка для такого опроса не является репрезентативной, но она отражает реальный взгляд изнутри общества, глазами конкретного человека.
Очень часто в отношении приема наркотиков людьми в быту используются слова «беда» и «болезнь», ни один из опрошенных не использовал слова «преступление». Хотя немедицинский прием наркотиков запрещен по закону. Каждое слово имеет свой эмоциональный оттенок, который влияет на его восприятие, определенным образом настраивает. И такая трактовка не поднимает вопроса о личной вине наркомана.
Распространено отношение к приему наркотиков как к «личному делу» индивида, что является составной частью идеологии легализации. Ни один из опрошенных не выразил желания воспрепятствовать приему наркотиков или сообщить об этом. «Вмешиваться в чужую жизнь нехорошо».
«Человек имеет право распоряжаться своей жизнью и здоровьем, в том числе умереть.» Существует мнение, что прием наркотиков – это осознанный выбор человека. При этом не рассматривается вред, который человек принесет обществу благодаря своим действиям, не рассматриваются последствия, которых человек, «делая осознанный выбор», не принимал в расчет.
Часто сравнивали прием наркотиков и курение или прием алкоголя, а также сравнивали прием наркотиков и самоубийство. Хотя, несомненно, если бы человек принимал наркотики, чтобы реализовать свое осознанное (хоть и спорное) «право на самоубийство», он сразу принял бы большую дозу, чтобы умереть немедленно. Поскольку наркоманы принимают наркотики не с целью умереть, то такой аргумент выглядит спорным.
После длительного убеждения некоторые из опрошенных соглашались, что следует воспрепятствовать продаже или предложению наркотиков, но ни один не предложил готового алгоритма действий, что он конкретно мог бы сделать, если бы стал свидетелем.
Подбирая материал для данной работы, я обнаружил в свободном распространении в том числе реферат, описывающий способы и дозировки приема наркотических веществ (в том числе с указанием, сколько весовых единиц на килограмм веса), ощущения от их приема с комментариями автора (Например, «данный вид наркотика принимают только самоубийцы» - что означает, что другие наркотики принимают не самоубийцы). Что характерно, в начале и в конце реферата наркомания осуждалась как «социальное зло» и «социальная болезнь». Это показывает, что под предлогом «борьбы с наркотиками» иногда распространяется информация прямо противоположного смысла.
Ведя дискуссии о приеме наркотиков, чтобы определить, как человек для себя объясняет прием наркотиков или отказ от приема, я услышал вот такую фразу: «Я не буду никого грабить или убивать, я буду дома выращивать коноплю для собственного потребления».
Многие ли люди придерживаются подобного взгляда, я не знаю, но такую мысль самостоятельно придумать трудно. Этот человек выразил мнение, что конопля растет быстро и для приема ее нужно немного. Не касаясь того, правда ли это, замечу, что такую информацию он должен был где-то получить. И действительно, в Интернете существуют сайты, предлагающие купить по почте набор для выращивания конопли в домашних условиях, рекомендующие агротехнику.