Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа
В настоящее время ведется дискуссия о совершенствовании концепции антинаркотической политики Российской Федерации. Ныне действует «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», принятая 22 июля 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ.
1. Введение………………………………………………..…………3
2. Термины наркоконфликтологии………………………….……..6
3. Введение в теорию сетевых войн…………………………….....8
4. Наркоконфликт как сетевой конфликт…………………………13
4.1. Акторы наркоконфликта……………….…………………13
4.2. Характерные черты сети в наркоконфликте…………….18
Структура…………………………………………...18
Коммуникация……………………………………...19
Идеология………………………………………......20
4.3. Действия: сетевая война в чистом виде…………………21
Идеология снижения вреда………………………..21
D-маркетинг………………………………………..22
Наркотики в обыденном сознании……………......25
4.4. Характерные черты сети в наркоконфликте – резюме…27
5. Эффективная установка касательно приема наркотиков…….29
Эффективная установка «принимать наркотики - можно»……...29
Эффективная установка «не принимать наркотики»..…………..31
6. Обзор предложений по новой концепции государственной антинаркотической политики………………………………….33
7. О неиспользованном потенциале в области антинаркотической политики…………………………………………………………37
Идеология…………………………………………………………..40
Методы и информация………………………………………….....41
8. Заключение……………………………………………………..44
9. Список источников информации……………………………..45
Сетевую структуру так просто не уничтожить. У сетевого сообщества нет явного управляющего центра. В идеальном случае его роль играет некая сверхидея. К примеру, у арабов это создание палестинского государства, у левацких группировок — борьба с глобализацией. Конечно, в мире нет ничего идеального, и обычно присутствует некая скрытая координирующая сила, которая, как правило, до последнего момента остаётся в тени, чем обеспечивает свою безопасность. Но даже при наличии такой силы, её легализацией в обществе всё равно является либо идея, либо пакет идей.
Объединяющим моментом для этих организаций является принцип комплиментарности («мы с тобой — одной крови»).
Но вечная раздробленность сетевых сообществ как раз и даёт им уникальные преимущества, первым из которых является неуязвимость. Уничтожение или запрет нескольких групп приведёт лишь к оттоку их членов в аналогичные организации. На уничтожение лидеров сеть ответит выдвижением новых вожаков.
Другим важным достоинством сети является взаимосвязь каждого элемента сети со всеми остальными. Каждый член сети за свою социально-активную жизнь проходит через несколько сообществ, числясь иногда сразу в нескольких. При этом множатся его связи и знакомства, которые становятся достоянием того сообщества, в котором он состоит в текущий момент. Паутина внутренних связей образует многомерную сеть, по которой любая информация, запущенная с одного конца, обязательно дойдёт до другого одним из множества возможных путей. Между прочим, аналогичным образом информация распространяется в сети Интернет.
Неуязвимость и взаимосвязь — в этом особенность сетевых организаций, в этом особенность сетевых войн.
Информационные (коммуникативные) каналы разделяются на два типа: двунаправленные и однонаправленные. К последним относятся СМИ в самом широком смысле — от телевидения до надписей на заборе.
При двунаправленном способе передачи информации передача сведений происходит в диалоге, что накладывает отпечаток как на принимающую, так и на передающую стороны. В народе это называется «сарафанным радио».
Названные способы транспортировки информации существуют параллельно, дополняя друг друга.
Основным «маневром» сетевой войны является распределенная атака. Конечный объект атаки прямо или опосредованно подвергается множеству различных воздействий.
Благодаря современным технологиям и накопленному опыту, даже геноцид можно вести без газовых камер и массовых расстрелов. Достаточно создать условия для сокращения рождаемости и увеличения смертности. Так же обстоит дело и с порабощением народов — нет смысла идти напролом с огнём и мечом. Откровенное насилие обычно порождает сопротивление, которое с увеличением давления лишь усиливается.
Таким образом, главная цель сетевой войны — изменить вектор общественного мнения, подготовить его морально к крутым переменам, будь то смена руководства страны или крупной корпорации. Верх мастерства — это когда общество, против которого идёт война, пребывает в блаженном состоянии мира и благостно улыбается захватчикам.
«Сам термин "сетевая война" подчеркивает, что информационная революция больше связана с организационным строением, чем с технологическим развитием. Эта революция благоприятствует тем, кто овладел сетевой формой организации. Типичный актор сетевой войны состоит из сети распределенных взаимосвязанных узлов (или центров активности). Эти узлы могут быть отдельными лицами, группами, формальными и неформальными организациями или частями групп или организаций.»[8]
Концепция сетевой войны применяется и в непосредственно военной сфере. В США она даже включена в военную доктрину, на ее основе разрабатываются принципы и тактика современного боя. Для настоящего исследования нет смысла анализировать чисто военное применение, но можно заметить, что сетевая война предполагает превращение понятия «поле боя» в понятие боевого пространства. В этом пространстве, помимо традиционных целей, поражаемых обычными видами вооружения, включаются цели, лежащие в виртуальной сфере: эмоции, восприятия, психология противника.
Резюмируя, можно отметить:
Сетевой способ организации сообществ известен с древних времен, сети могут возникать как естественным путем, так и искусственно создаваться. Характерными свойствами сетевого сообщества являются неуязвимость и взаимосвязь. В сетевой воне большое значение имеет информация. Одними из целей сетевой войны являются восприятия и убеждения противника.
Для обозначения сетевых структур появился специальный термин "сегментированная, полицентрическая, идеологически интегрированная сеть" (Segmented, Polycentric, Ideologically integrated Network - SPIN).
4. Наркоконфликт как сетевой конфликт.
Прежде чем перейти к рассмотрению сетевых аспектов наркоконфликта, рассмотрим акторов наркоконфликта на примере одной из его сторон, так как именно ее природе предполагается сетевой. Затем рассмотрим структуру данного сообщества, характер его коммуникации, способы действий.
4.1. Акторы наркоконфликта
Акторов наркоконфликта можно классифицировать по масштабу, т.е. «по вертикали», от одиночных потребителей до наркосиндикатов, от участкового до международных организаций.
Можно также классифицировать их по сферам – экономическая, медицинская, правовая и т.п.
Нас интересует классификация по типам.
Рассмотрим одну сторону – тех, кто борется «за распространение наркотиков». Поскольку моя позиция противоположна, как и государственная, то есть мы придерживаемся мнения, что наркомания – это социальное зло, и наркотики должны употребляться только в медицинских или научных целях, назовем этих акторов стороной «противника».
Их можно подразделить на две группы, представленные в таблице ниже. Это те, кто «воюет» осознанно, и те, кто «воюет» неосознанно, - применяя принцип оценки по результату, назовем так тех, кто своими действиями приводит к большему распространению незаконного употребления наркотических средств. Тех, кого нельзя отнести точно ни к одной из этих групп, то есть чьи действия могут быть как осознанными, так и неосознанными, расположим в обеих графах.
Таблица 1. Акторы наркоконфликта со стороны противника.
«Воюют» осознанно | «Воюют» неосознанно |
1. Наркоманы, по любым причинам распространяющие или «рекламирующие» наркотики | 10. Наркоманы употребляющие, и начинающие наркопотребители |
2. Негосударственные организации-участники НОН | 11. Лица, получающие прибыль благодаря косвенной рекламе наркотиков |
3. Ученые, разрабатывающие и совершенствующие наркотические вещества | |
4. Организации, использующие торговлю наркотиками как дополнение к основой своей деятельности (такие, как террористические организации) | 12. Нелегальные организации, использующие наркотики для обработки и вербовки сотрудников или в иных сходных целях. |
5. Создатели и участники субкультуры наркотиков | |
6. Авторы произведений о наркотиках – писатели, журналисты, и др. | |
7. Правительства стран, имеющих экономический интерес к наркотикам, а также страны традиционного употребления наркотиков |
|
8. Правительства стран, имеющих стратегический и политический интерес к наркотикам | 13. Правительства стран (и их государственные организации), занятых идеологическим, информационным и политическим противостоянием с нашей страной. |
9. Страны-легализаторы наркотиков, авторы концепции легализации и сторонники идей легализации |
Комментарии к таблице 1 (номер пункта соответствует номеру участника в таблице).
1. Наркоманы, по любым причинам распространяющие или «рекламирующие» наркотики. Это те, кто распространяет наркотики в период «медового месяца», либо зарабатывающие таким способом на дозу.
2. Негосударственные (нелегальные, теневые или существующие «с молчаливого одобрения») организации-участники НОН, в том числе и те, кто занимается исключительно транспортировкой, посредничеством, выращивающие/производящие первичный продукт, и/или изготовляющие, очищающие, перерабатывающие его и т.п. Розничные сбытчики, оптовые сбытчики, организаторы наркобизнеса.
3. Ученые, разрабатывающие и совершенствующие наркотические вещества. Со времен открытия человечеством наркотических веществ появилось немало новых образцов наркотика, таких, как ЛСД, экстази и т.п. Ученые могут разрабатывать их как из научного интереса, так по заказу государств или организаций-участников НОН.
4. Организации, использующие торговлю наркотиками как дополнение к основой своей деятельности. Это такие, как террористические организации и ОПГ. В принципе, они в данном случае выступают как обычные организации-участники НОН.
5. Правительства стран, имеющих экономический интерес к наркотикам, а также страны традиционного употребления наркотиков.
6. Авторы произведений о наркотиках, а также произведений, где изображаются и косвенно рекламируются наркотики (художественная литература, фильмы, философия, биографии, песни и т.п.). Могут и не стремиться популяризовать наркотики, а гнаться за сенсацией, или по другим причинам выбрать эту тему.
7. Правительства стран, имеющих стратегический и политический интерес к наркотикам. Это могут быть такие цели, как наркотизация страны-противника в целях подрыва ее боеспособности, как повод к агрессии, экономическим санкциям против страны-противника, политических мер против нее и т.п.; разработка наркотических средств как оружия для целей разведки и расследований и т.п.
8. Создатели субкультуры наркотиков. Могут как специально разрабатывать D-культуру и D-идеологию для целей D-маркетинга, так и разрабатывать ее для других целей (например, для политических или экономических целей). Это по причине недостатка данных выявить нельзя.
9. Легализаторы наркотиков. Это авторы программы легализации наркотиков, программ «снижения вреда» и страны, принявшие и реализующие эти программы. А также сторонники идеи легализации наркотиков и организации, работающие в этом направлении, в том числе по программам «снижения вреда». Все они могут как сознательно стремиться к формированию эффективного убеждения «наркотики принимать можно», также это может быть и последствием их в общем-то благих намерений.
10. Наркоманы, потребляющие и начинающие наркопотребители. Косвенно они, конечно, вносят вклад, - они создают спрос и приносят материальный доход организациям-участникам НОН, т.е. создают стимул для их деятельности и одновременно являются «продуктом» всей системы НОН. При этом рассматривать их как участников конфликта можно в основном в контексте связанных с наркотиками конфликтов, как то: наркопреступления, внутриличностный конфликт наркомана, межличностные конфликты с родственниками и т.п.
11. Лица, получающие прибыль благодаря косвенной рекламе наркотиков, такие, как торгующие одеждой, предметами с символикой наркотиков, организующие дискотеки и клубы, участники шоу-бизнеса и т.п.
12. Нелегальные организации, использующие наркотики для обработки и вербовки сотрудников. Такие, как секты и разведки, и т.п.
13. Правительства стран (и их государственные организации), занятых идеологическим, информационным и политическим противостоянием с нашей страной. Программы нападения могут и не включать наркотизацию как элемент войны в планы, но косвенно ей способствовать, как, например, культурно-идеологическое разложение нашей страны, проводимое противником в последние десятилетия.
4.2. Характерные черты сети в наркоконфликте
Сейчас через сетевую войну осмысляют в основном деятельность террористических организаций, организаций гражданского общества, военное применение, и некоторые аспекты международных отношений. В то время как многие характерные черты сети можно проследить в наркоконфликте.
Возьмем описание сети, данное Аркиллой и Ронфельдтом:
"Сегментированная, полицентрическая, идеологически интегрированная сеть" (Segmented, Polycentric, Ideologically integrated Network - SPIN).
Структура
Рассмотрим теперь акторов наркоконфликта, обозначенных как «противник». Мы видим здесь сегментированность, то есть разделенность как на «сферы», так и на разные по размерам и формам деятельности группы (от государств до отдельных людей), полицентричность, то есть наличие многих координирующих центров. Именно такая сложность характерна для сетевых систем.
Сеть подразумевает возможность наличия скрытой координирующей силы, но характер организации сети именно такой – раздробленный и связанный разноуровневыми контактами различного типа. Может существовать сила, координирующая их действия, но ей конкретная группа или лицо может и не подчиняться. Их совместные действия осуществляются на основе общих интересов. Способ взаимодействия и соподчинения – не иерархичен. Наркоман-распространитель, скорее всего, не имеет никакого отношения к руководству организации, занимающейся «снижением вреда».