Роль интуиции в построении философского знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:28, реферат

Краткое описание

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Многие философы, писатели, художники и другие пытаются выразить свое представление о мире в своих творениях.
Ещё в детстве я прочитал необычную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фр. Le Petit Prince). Это философская сказка о любви и дружбе, о долге и верности, о нетерпимости к злу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3
I. Предмет философия………………………………………….….5
II. Основные элементы системы философского знания………...7
III. Основные вопросы философии……………………….……..12
IV. Роль интуиции в построении философского знания….…...15
Заключение……………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Filosofia_referat_-_Problema_Metoda_Postroeni.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. I. Предмет философия………………………………………….….5
  3. II. Основные элементы системы философского знания………...7
  4. III. Основные вопросы философии……………………….……..12
  5. IV. Роль интуиции в построении философского знания….…...15
  6. Заключение……………………………………………………….18
  7. Список литературы………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Многие философы, писатели, художники и другие пытаются выразить свое представление о мире в своих творениях.

Ещё в детстве я прочитал необычную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фр. Le Petit Prince). Это философская сказка о любви и дружбе, о долге и верности, о нетерпимости к злу.

Это сказка о ребенке, но сказка принявшая форму философской притчи. Она имеет адресат, посвящена другу Леону Верту. Фантастичен сюжет этой сказки, встреча потерпевшим аварию летчиком с пришельцем иных миров - забавным, крошечным человечком. Маленький принц свободно передвигается с одной планеты на другую, люди, животные имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым. Маленький принц просит нарисовать летчика барашка, и в этом рисунке он разглядел то, что не видят взрослые, противопоставление детей и взрослых, эта мысль проходит через всю сказку, и вопреки привычному - это дети учат взрослых доброте и верности и дети обладают высшей мудростью. Маленький принц видит все недостатки цивилизации, которые состоят в том, что «Взрослые выкорчевали в себе все естественное, позабыли, что они люди, и вместо людей появляются человекоподобные существа для выполнения различных ролей в театре современной цивилизации». В сказке это король, соблюдающий все дворцовые ритуалы, но на самом деле не имеющий никакой власти над людьми и событиями. Деловой человек, считающий себя серьезным, который как бы уподобился счетной машине, Географ пишущий толстенные книги, описывая ту местность, где он никогда не бывал.

Другой известный роман зарубежного писателя Пауло Коэльо «Алхимик» также привнес частичку философии в мой кругозор.

Главный герой книги — пастух Сантьяго, который живет в Андалусии. Однажды он увидел сон, который манил его пойти к египетским пирамидам, чтобы найти сокровище.

Цыганка разгадала его сон в обмен на одну десятую найденных им в будущем сокровищ. Он встречает старика Мельхиседека, царя Салима, который уговаривает его отправиться в Египет и даёт два камня Урим и Туммим, которые в будущем помогут найти ответы в трудных ситуациях. 
Сантьяго продает своих овец и плывёт в Африку. Он попадает в череду приключений, которые, в конце концов, приводят его к Алхимику. 
Алхимик учит его познать себя, «душу мира». Он влюбляется в Фатиму, находит сокровища и проходит все испытания, которые уготовила ему судьба.

Читая литературу, мы питаем новыми знаниями наш ум, расширяем кругозор. В каждом произведении мы можем подчеркнуть что-то интересное и необыкновенное, что может повлиять и изменить в какой-то степени наше представление о мире.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет философии

Философия – одна из древних и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание. Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия способна выстраивать, мысленно «проигрывать» различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Философия формирует обобщенный теоретический образ мира в его соотнесенности с человеческой жизнью, сознанием и соответствующий данному этапу исторического развития.

Корни философии скрыты в глубине тысячелетий. Зачатки философского мышления находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до н. э.), в древнекитайской философии (18-12 вв. до н. э.), в античной философии (в 6 в. до н. э.).

Историю западной философии ведут от античности. Она делится на периоды раннехристианской философии, философии средних веков, Возрождения, Нового времени. Затем выделяют период немецкой классической философии (XVIII -XIX вв.), обогатившей философскую мысль построением философских систем, период неклассической философии XIX с переходом к современности.

Термин «философия» с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω — люблю, σοφία — мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (500-580 гг. до н. э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» — у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон. Первоначально термином философия обозначали стремление к знанию вообще. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Постепенно из философии стали выделяться отдельные частные сферы знания, на основе которых зарождались науки. Тогда философия стала пониматься как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. А предметом философии стало всеобщее в системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее целостное бытие человек.

Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы.

Николай Бердяев в свою очередь писал: «Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для ВУЗов. М., 1996

2. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. М., 1993. С. 212.

  1. Основные элементы системы философского знания

По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю структуру.

Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику - к творческой. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и творческих. У стоиков (IV в. д.н.э.) философия начиналась с логики. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Однако, протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории.

То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего). Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном разнообразными вещами. Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов поиски бытия - это поиски первовещества, из которой сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, апейрон Анаксимандра, огонь Гераклита, атомы Демокрита). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.э.), когда люди стали утрачивать веру в богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. В противовес этому, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Следовательно, человек находил в античном мире уверенность в том, что всё будет подчиняться некоторому порядку.

Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с простором, временем, движением и причинностью.

Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей возникли вопросы о том, как человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно ли вообще познать истину. По их мнению, если мы будем целенаправленно развивать свое теоретическое мышление, то обязательно подружимся с истиной.

Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.

Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и научного познания (эпистемология). Логика и методология разрабатывают наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира. В ХХ столетии установилось множество методологий: позитивистская, диалектическая и т.д. Каждая из них - это целый континент идей, книг, теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки. Методологическая проблематика рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества.

Четвертый раздел философии, который сформировался ещё в XVIII в. - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология выясняет место человека в мире, устанавливает его особенное качество. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?» - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека". Философия изучает культуру как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей. Локальное и универсальное в культурах, природа и взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы - это круг проблем философии культуры.

Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная философия рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.

 

Следующий угол зрения философии - философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.

С философией политики связанна философия права. Она изучает наиболее общие теоретико-мировоззренческие проблемы правоведения и государства (взаимоотношения права и власти, права и закона, положение права в иерархии социальных ценностей).

Давним и традиционным предметным звеном философии есть философия религии. Для религии характерны культ и действия по установлению контакта с высшими силами. Но помимо культа и обрядности, она имеет собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские споры. Философия религии в широком смысле –это совокупность философских установок по отношению к религии, философских размышлений о его природе и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной философии существует эзотерическая философия (тайная, закрытая для непосвященных). Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической философией.

Два последних раздела в мире философии - этика и эстетика.

Этика - это философская теория моральности, которая изучает, характер, натуру человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какова природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.

И, эстетика - это теория прекрасного. Она, как философская дисциплина анализирует прекрасное в жизни, в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, старается выяснить внутренние законы прекрасног.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль интуиции в построении философского знания