Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:28, реферат
Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Многие философы, писатели, художники и другие пытаются выразить свое представление о мире в своих творениях.
Ещё в детстве я прочитал необычную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фр. Le Petit Prince). Это философская сказка о любви и дружбе, о долге и верности, о нетерпимости к злу.
Введение……………………………………………………………3
I. Предмет философия………………………………………….….5
II. Основные элементы системы философского знания………...7
III. Основные вопросы философии……………………….……..12
IV. Роль интуиции в построении философского знания….…...15
Заключение……………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………19
3. http://studopedia.ru/view_
Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию. Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть". Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. «Философы, — пишет Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.
По характеру решения вопроса о связи материи и духа "по происхождению" философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII в. Образцом идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон. Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.
Материализм также имеет различные формы. Термин "материализм" (от лат. materialis - вещественный) также введен Г. Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый "механистический" материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П. Гольбах, Ж. Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм) - они признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный).
Данная классификация достаточно упрощена, однако позволяет выделить общие тенденции в развитии философии. Так появился термин "натурализм" (от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом называют концепцию Б. Спинозы, растворявшего Бога в природе. Такая концепция получила название "пантеизм" (от греч. pan - все и Teas - Бог). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus - Бог), представители которого (Дж. Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму.
Достаточно противоречивую историю имеют такие направления философской мысли, как диалектика и метафизика. Термин "метафизика" возник случайно. Первый издатель сочинений Аристотеля, Андроник Родосский, расположил то сочинение, в котором рассматриваются первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению, после "Физики". Отсюда и происхождение термина - "то, что идет после физики". Гегель и философия марксизма внесли новый оттенок в понимание метафизики. Для них метафизика означала отсутствие динамизма в первоначалах, непризнание внутренней противоречивости всего существующего.
Диалектика (от греч. искусство ведения беседы, спора) - термин, впервые использованный Сократом для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смысле - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира.
В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих познаваемость мира. Среди последних, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis - разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р. Декарт, И. Кант), и сенсуализма (sensus - чувство), считающего, что чувственное познание - основной способ познания мира.
Современная философия, после переворота, совершенного в философии И. Кантом, стала более осмотрительной. Она говорит лишь о взаимоотношениях субъекта и объекта в рамках человеческого мира, она не пытается заглянуть в область запредельного, не пытается ответить на вопрос, что является абсолютной первоосновой мира.
Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.
Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различения основных философских направлений.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282.
5. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283
Интуиция – важное, на наш взгляд, условие процесса развития философской мысли. Любое философское исследование представляет собой особый вид трудовой деятельности и предполагает предмет исследования, субъект исследования, цель, результат, методы или средства исследования.
Обращение к анализу всякого нового предмета, о котором субъект познания не имеет никакого предварительного знания, начинается с эмпирического наблюдения. Продуктом чисто эмпирического исследования выступают чувственные образы, ощущения или восприятия.
При этом следует отметить, что на современном уровне научного познания эмпирическое исследование в чистом виде означает своего рода идеализацию. Исследователь подходит к изучению нового предмета с учётом уже имеющегося у него теоретического знания. Однако философское исследование на указанном уровне вынуждено оперировать новыми фактами в старых теоретических понятиях и, таким образом, оказывается непродуктивным. Философ знакомится с началами физики, химии, обретает первый умозрительный опыт, узнаёт законы тяготения, давления, действия света, тепла, магнетизма, электричества. Но это только затрудняет исследование оснований знания, ибо каждый раз обнаруживается новая предметная область, которая требует новых как эмпирических, так и теоретических понятий.
Данные трудности выводят субъект исследования на уровень теоретического обоснования. Философ, строящий собственную систему, хочет слышать объяснения указанных выше феноменов (в этом его цель совпадает с целью учёного).
Субъект философского построения пытается найти теоретическую программу, чтобы уже после того, как она выльется в определённую схему, выдвинуть философскую гипотезу или онтологическую модель, которая, как показал А.В. Лукьянов, занимает промежуточное положение между конкретно научными теориями и картиной мира на этапе её формирования1. Только уже после этого философ намечает контуры своей будущей системы. Но на этот раз он становится перед необходимостью провести метаисследование, т.е. подвергнуть критике не только различные объяснения существующих феноменов, но и подходы к их объяснению, а также замкнутый характер своего собственного построения.
Интуитивно философ понимает, что следует различать дух философии вообще и то, что может быть обусловлено его субъективностью. Мыслительное движение может протекать не в самой, созданной философом, системе, а только в его «Я», в его субъективном мире, который вполне может оказаться оторванным от объективной логики развёртывания той или иной философской программы. Но интуиция, как говорит Ф.В.Й. Шеллинг, есть «одностороннее блаженство, поскольку она не может отличить себя от предмета» и возвыситься над ним2. Другими словами, философ должен выйти на понятие объективной реальности и её атрибутов.
Это означает, что если понятие об объективной реальности имеет абсолютно всеобщее значение, т.е. получается не путём индуктивного обобщения, а путём концептуальных комбинаций интуиции, то фундаментальные понятия новой теории возникновения мира должны быть получены при помощи аналогичных функций3. «Первоначальные теоретические представления, – пишет А.С. Кармин, – носят не узкий, а, наоборот, предельно широкий характер, представляя собой попытки выработать общий взгляд на мир в целом. Возникновение философских представлений предшествует созданию специальных научных теорий»4.
Однако новые философские представления, часто вырастающие в теоретические системы большой сложности, формируются на основе нового научного взгляда на мир, в основе которого лежит концептуальная интуиция, отличающаяся от «непосредственного знания» и связанная с вопросом: откуда и для чего возникают в природе различные силы и вещества, какова необходимость их существования, почему мы сталкиваемся именно с такими силами и веществами?
Нам представляется, что построение фундаментального философского знания представляет собой взаимодействие концептуальной интуиции. Осуществляющей переход от имеющихся наглядных образов к формированию новых сложных понятий с методами конкретной науки.
Вывод
Мы рассмотрели философию как одну из древних и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, разобрали основные элементы философского знания,
Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность.
Поэтому философия представляет собой синтез и обобщение самых разнородных знаний. Она опирается на предельно широкий и разнообразный опыт, черпает из всех форм материальной и духовной жизни человека.
Подводя итоги, можно сказать, что проблемой метода построения системы философского знания является разнообразие разделов философии, которые трудно, скорее даже нереально, объединить в одну общую систему философского знания, которая удовлетворяла бы всех. С древнейших времен люди понимали этот мир по-разному: кто-то верил в Бога, другие поклонялись невоодушевленным предметам, добро для одного представлялось злом для другого, одни считали, что в мире должна быть демократия, другие – тирания. Все люди в мире разные и каждый стремится познать этот самый мир по-своему. Таким образом, опираясь на сложившиеся знания о мире на протяжение тысячелетий, каждый из нас строит собственную картину представления о происхождении материи, об отношении духа, о быте и т.п.
Список литературы:
Информация о работе Роль интуиции в построении философского знания