Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:13, реферат
Развитие философии рассматривается как сложный, многолинейный процесс, который осуществляется в конкретных культурах, создаваемых различными историческими народами. История философии убедительно показывает, что развитие философского знания тесно связано с жизнью этих народов, с их взлетами и падениями в различные эпохи. Так, многие философские концепции, особенно на востоке, явились основой государственного устройства и управления.
введение
1.предмет философии и ее основные проблемы
2.структура и особенности философского знания
3.методы и средства философского исследования
заключение
список использованной литературы
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТЕННАЯ
СОЦИАЛЬНо- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
имени Д.И.
МЕНДЕЛЕЕВА»
Реферат
«Предмет,
структура и методы
философского знания»
Тобольск – 2010
План
Введение
1. Предмет философии и ее основные проблемы
2. Структура и особенности философского знания
3.Методы и средства философского исследования
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Современное состояние духовной жизни российского общества характеризуется его радикальным обновлением, переоценкой всего доставшегося нам наследия. Именно в такие переломные эпохи обостряется потребность в философском осознании как мира в целом, так и общественной жизни человека, смысла его жизни. Поэтому интерес к философии усиливается, в различных слоях населения начинаются поиски новых ценностей и идеалов, которые могли бы способствовать выведению страны из затянувшегося кризиса.
Сегодня значимость философии все чаще оценивается по той мировоззренческой и методологической роли, которую она выполняет в приобщении человека к пониманию его как родового существа, живущего в сложном и стремительно изменяющемся мире. Именно эта роль философии всегда обусловливала ее первостепенное значение в системе социально-гуманитарного образования молодого поколения.
В условиях радикального и всестороннего реформирования нашего общества с особой остротой встают вопросы формирования юридического мировоззрения, правового сознания. Данное обстоятельство и определяет в значительной мере специфику философского образования специалистов юридического профиля. Вот здесь-то философия окажется полезной. Философия - обширнейшая область знания, история которой измеряется тысячелетиями. В ней множество направлений, школ, течений, проблем, теорий. Главное же состоит в том, что философия открывает нам пути к пониманию таких грандиозных реальностей, как природа, социум мир, дух, человек, к поиску их внутреннего смысла.
История философии способствует «расшатыванию» бинарного мышления, базирующегося на принципе «или - или», давая образцы иных подходов: дополнительности, нелинейности, гармонизации и т.д.
Развитие
философии рассматривается как
сложный, многолинейный процесс, который
осуществляется в конкретных культурах,
создаваемых различными историческими
народами. История философии убедительно
показывает, что развитие философского
знания тесно связано с жизнью этих народов,
с их взлетами и падениями в различные
эпохи. Так, многие философские концепции,
особенно на востоке, явились основой
государственного устройства и управления.
1.
Предмет философии и
ее основные проблемы
В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом «староантичной философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» установилось впоследствии название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.
Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.
В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.
Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается, прежде всего, тем, что находится за ее пределами, что существует вне нее. Разумеется, на определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования.
Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит, прежде всего, в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов, то есть в проблемах философии ее предмет представлен всегда частично.
Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй - вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д.
Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.
Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались.
В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии, например, в постмодернизме, происходит своеобразная децентрация и теряет смысл прежнее противопоставление центра и периферии. В децентрированном культурном пространстве наблюдается «многоголосие» различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится, либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.
Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных философских школ и учений.
Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла.
Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.
Информация о работе Предмет, структура и методы философского знания