Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:13, реферат
Развитие философии рассматривается как сложный, многолинейный процесс, который осуществляется в конкретных культурах, создаваемых различными историческими народами. История философии убедительно показывает, что развитие философского знания тесно связано с жизнью этих народов, с их взлетами и падениями в различные эпохи. Так, многие философские концепции, особенно на востоке, явились основой государственного устройства и управления.
введение
1.предмет философии и ее основные проблемы
2.структура и особенности философского знания
3.методы и средства философского исследования
заключение
список использованной литературы
Выяснение специфики философского метода было тесно связано со становлением философии как науки сначала в немецкой классической, а затем в марксистской философии. Начало этому движению положили Кант и Якоби, которые отвергли способ мышления прежней метафизики, применяемый ею метод. При построении своей философской системы Кант использовал созданный им трансцендентальный метод, суть которого составляет выявление скрытых предпосылок того или иного знания, рефлексия над основаниями знания. Еще дальше пошел в этом направлении Гегель, заявивший, что «философия, поскольку она должна быть наукой, не может… для этой цели заимствовать свой метод у такой подчиненной науки, как математика». Осознавая, что метод философии не тождественен методу специальной науки, Гегель взялся за его разработку. По его мнению, метод философской науки «есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания». При этом обоснование содержательной обусловленности метода было дано Гегелем на основе панлогизма. Его абсолютный метод проявляется из самого своего предмета, так как этот метод сам есть имманентный принцип и душа.
Хотя Гегель называет свой способ мышления «спекулятивным», на самом же деле гегелевский метод был диалектическим, а спекулятивным являлся стиль его функционирования в системе абсолютного идеализма. Маркс писал, что его диалектический метод не только в корне отличается от гегелевского, но и представляет его противоположность, поскольку он является материалистическим, а не только диалектическим. Кроме того, гегелевский метод обращен в прошлое, а марксистский метод, прежде всего, к настоящему и будущему. Если в гегелевской философии метод выступает как конструирование мира из абсолютной идеи, то в марксистской философии метод служит средством, орудием познания и преобразования действительности. Вместе с тем, некоторые общие черты диалектического метода присущи его идеалистической и материалистической формам. В частности, это касается его трактовки вопросов взаимосвязи и развития.
Диалектический способ мышления проявляется в философии на определенной ступени ее развития в недрах старого, метафизического метода. Переход к новому философскому методу охватывает целую историческую эпоху. Впервые противопоставление диалектики метафизике как способу мышления было осуществлено на идеалистической основе Гегелем. Под метафизикой понимался метод, согласно которому все вещи и явления следует рассматривать вне связи друг с другом и вне развития.
Характеризуя метафизический способ мышления, важно отметить, что он представляет собой особую историческую ступень в развитии логической культуры мышления, определенную содержательную логику, соответствующую преимущественно аналитической стадии развития науки. Свое теоретическое выражение метафизический метод мышления нашел в различных философских концепциях XVII-XVIII вв. Метафизическое мышление является правомерным и даже необходимым в известных областях, на его основе были достигнуты в науке определенные успехи. Вместе с тем, достигнув предела, границ своего применения, он становится односторонним, ограниченным.
В
отечественной философии
В
самом общем виде метод может
быть определен как система
Для
понимания философского метода представляется
важным рассмотрение такого способа
философского рассуждения как рефлексия.
Метод рефлексии как
Диалектика никогда не была единственным общепринятым методом. Наряду с нею в истории мировой философии существовали иные философские методы познания. К их числу, наряду с метафизикой, относятся софистика, эклектика, герменевтика и другие.
В современной западной философии активно используется герменевтика, являющаяся методом прочтения и истолкования смысла текста. Зародившись как способ философствования в средневековье, герменевтика была взята на вооружение современными позитивистами, которые сосредоточили свое внимание на проблемах лингвистического, логического и семантического анализа. Правда, в определенной мере этот метод использовался и в отечественной философии при изучении и истолковании текстов классиков марксизма-ленинизма. Герменевтический метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности и т.д.
Сегодня
можно говорить о наличии тенденции
по-новому оценить эклектику как
методологический прием. Она начинает
рассматриваться как
К
эклектике прибегали порой как
к особому способу движения мысли,
когда для других методов еще
не появилось поле деятельности. Эклектика
господствовала в александрийский
и позднеримский периоды
Собирая
и сохраняя различное, эклектика
тем самым создавала
Важным
методом философского исследования
является софистика. Софистика - совокупность
многообразных видов
Представления
о философском методе, получившие
распространение в
Философский метод не может привести к успеху в научном исследовании, если при решении частных задач он применяется в отрыве от общенаучных и специально-научных методов. Он не является некоей универсальной отмычкой, которая позволяет сама по себе делать открытия в частных науках. Философский метод, как и любой метод науки, имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается или илиминируется вовсе. К. Маркс отмечал, что «диалектическая форма изложения верна только в том случае, если она знает свои границы». Это означает, что возможности диалектического, как и любого философского научного метода, ограничены уровнем развития познания.
В
современной западной философии
существуют две крайние точки
зрения на метод философии. С одной
стороны, специфику философии объясняют
использованием чисто философских
методов мышления, а с другой - сциентистские
ориентированные философы (К. Поппер) полагают,
что философия не может пользоваться никакими
другими методами исследования, кроме
логики и частных наук. Метод познания
в марксистской философии понимается
двояко: наряду со специфически философским
методом в познавательном процессе используются
и методы других наук, включая общенаучные
методы. Отсюда своеобразие осмысления
философских проблем состоит в том, что
при их решении, наряду с применением собственно
философского метода, используются и другие
методы.
Заключение
Мировоззрение - это сложное духовное образование, включающее представления и понятия о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни. В нем содержится в органическом единстве эмоциональная, волевая и рациональная сферы сознания и оно представляет собой как бы «результирующую» этих аспектов.
Философия
является специфическим видом
В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный.
Можно выделить три "части" предмета философии:
1.Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).
2.Человек и общество (субъективная реальность).
3.Деятельность, взаимодействие субъект а с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно трем "частям" предмета можно выделить три "части" философии:
1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре - мировоззренческая "часть".
2. Учение о человеке и обществе - философская антропология и социальная философия.
3. Учение о нормах и методах - методологическая "часть".
Список используемой литературы
1.Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. - Белгород, 2000. - Тема 1.
2.Библер B.C. Что есть философия //Вопросы философии. - 1995. - №1.
3.Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения //Философские науки. - 2005. - №3.
4.Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. - Глава 1.
4.Зотов А. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений //Вопросы философии. - 1991. - №12.
5.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1980.
6.Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М., 1991.
7.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1996. - Тема 1-2.
8.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 2001. - С.11-21.
9.Философия: Часть первая: История философии /Под ред. В.И. Кириллова. - М., 1999. - глава I. - С.7-24.
10.Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2001. - Раздел I.
11.Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. - 1993. - №7.
Информация о работе Предмет, структура и методы философского знания