Предмет и методы философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:08, реферат

Краткое описание

Термин философия происходит от греческих слов «phileo» -любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии да еще и в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии № 2.docx

— 76.41 Кб (Скачать)

Введение

Термин  философия происходит от греческих  слов «phileo» -любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к  мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии да еще и в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Первым, кто объяснил слово «философ», был  Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляют не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Итак, цель данной контрольной работы состоит  в том, чтобы раскрыть содержание предмета и функций философии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

  1. Рассмотреть философию в современной эпохе.
  2. Раскрыть этимологию термина «философии».
  3. Изучить предмет и природу философии.
  4. Рассмотреть философию в ее человеческом измерении.
  5. Определить сущность каждой функции философии.

Предмет и философского знания

Философия и современная эпоха

Испокон веков под философией понималось стремление к высшему познанию, что  отличало ее от житейских и иных форм знания, а также от религиозно-мифологического  понимания мира. Философы пытались осмыслить основания бытия, способы  познавательной деятельности, сущность не только явлений природы, но и общественной жизни. Все это необходимо для понимания смысла и целей жизни человека.

Динамизм  нашего времени не имеет прецедентов  во всемирной истории. Необычайная  глубина и многообразие преобразований охватывает все сферы жизни современного человечества. И как бы в такт с социальными событиями неуклонно  возрастает динамизм духовной жизни  человечества и каждого человека. Культура в целом, наука и техника  с их гигантскими достижениями и  общественная жизнь с ее преобразованиями и коллизиями требует от людей  повышенного напряжения всех и духовных возможностей – обостренного чувства  ответственности, возвышения нравственных начал, обретения широкого кругозора и глубоких знаний.

Прогресс  нашего общества в настоящее время  возможен только на путях ускорения  социально-экономического развития, приближающего  достижение подлинно гуманной цели –  обеспечение глубокого и гармоничного развития личности. Логика поступательного  движения нашего общества настоятельно требует коренной перестройки всех его структурных элементов: экономики, социальных отношений, политической системы, духовно-идеологической сферы, сферы управления, стиля и методов работы каждого. Для этого необходима перестройка в психологии, в мышлении людей, их сознании, без чего невозможны активизация человеческого фактора, соединении политики партии с живым творчеством масс. Многое сейчас зависит от того какие люди совершают все эти социальные преобразования. Поэтому каждый должен нравственно и интеллектуально самосовершенствоваться - и в этом глубинный резерв еще нереализованных возможностей нашего развития.

Свершение великих дел, задач, поставленных перед  нами эпохой, требует от каждого  глубокой идейной убежденности, прочного научного мировоззрения, теоретическим  ядром которого является философия диалектического материализма. Будучи сердцевиной духовной культуры, философия как раз и помогает формированию интеллектуальной самостоятельности человека, творческой силы его разума.

Выражая коренные интересы народа, идеалы социальной справедливости, она дает верное отражение  действительности – как природной, так и социальной. В этом и состоит жизненная сила философии марксизма как идейного кредо нашего общества.

Этимология  термина «философия»

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть «любовь софии», что часто и весьма, приблизительно переводится как «любовь к мудрости». В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость».

Философия в своем зарождении мыслилась  не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром. Философия – это как бы тот страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склонится перед каким либо частным или субъективно привлекательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире.

Прошедшие два с половиной тысячелетия, принеся с собой все то смысловое  разнообразие и духовное богатство, которое мы называем историей культуры, во многом существенно изменили и  внутреннее содержание философии и внешние формы ее выражения. Вместе с тем она оставалась особым типом мышления, который не стремится к утилитарно-прагматическому или сугубо рациональному познанию, не отождествляет себя с пользой, истиной или мудростью, но обеспечивает тот особый настрой души и ума человека, который лежит в основе так называемого «философского отношения к жизни». Предмет философии

Прежде  чем выяснить вопрос о соотношении  философии с другими формами  общественного сознания, в частности  с наукой, нужно хотя бы в приблизительной форме попытаться определить, что же представляет собой предмет философии самой по себе, без сравнения с другими формами духовной активности человека.

Философия – это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности  предмета философии. Причем если специфика  философского типа мышления практически  ни у кого не вызывала сомнения, то наличие  у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конретно-научного знания.

Да, философия  действительно не обладает таким  же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет  философского знания не локализован  в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, биология, география  и т.д. Однако предмет у философии  есть и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

В отличие  от мифологии философия как форма  духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления – с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось все новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия, таким образом, - это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философичный» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Подлинно  научная философия дает человеку возможность найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный  духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Можно сказать, что каждый, хотя и в разной степени, нуждается в такой философии. Ведь она имеет дело, прежде всего с человечески значимыми проблемами.

Будучи  пронизана нравственным началом, она  наряду с таким видом искусства, как художественная литература, по своему берет на свои интеллектуальные плечи все основные боли эпохи. Ни одна специальная наука не решает проблем, занимающих философию. У философии же свое предназначение; ее изучение доставляет не только интеллектуальное, но и эстетическое и нравственное наслаждение, а главное – это относится, разумеется, к передовой, к гуманистической философии – воспитывает чувство гражданственности.

Имеется ли внутреннее деление философской  проблематики, в целом ориентированной  на выявление взаимоотношений человека с миром? Еще в самой античности такое деление уже было намечено, хотя, конечно, оно не совпадает полностью  с современной структурой философского знания, и прежде всего потому, что  античная философия включала в себя тот состав знания, который впоследствии отошел к естественным наукам.

И все  же в античности говорилось и об онтологии – учении о бытии, о гносеологии или эпистемологии – учение о познании, и о логике – учении о формах мышления. Античной культуре было свойственно глубокое взаимопроникновение не только философии и учений о природе, но и тех областей духовной активности, которые в новое время получили название гуманитарных и распределились по своим отдельным дисциплинам.

Природа философского знания

Природа философии

Здесь на первый план выступает уже не столько проблема предмета философии, как такового, сколько соотношения  философии с другими формами  общественного сознания, причем если, например, в средневековье камнем преткновения был вопрос о соотношении философии и религии, а тем самым философии и области гуманитарного знания, то с нового времени больше дискутируется вопрос о соотношении философии, во-первых, с политикой, а во-вторых, с наукой, в основном – с естественными науками; вместе с тем не ослабевает интерес к вопросу о соотношении философии с искусством и науками гуманитарными.

Философия занимает особое место в культуре, являясь одновременно и тем фокусом, в котором сходятся лучи от всех других областей познавательной и практической активности человека, и своего рода общим энергетическим импульсом для всех этих форм интеллектуальной, эстетической, общественной деятельности человека.

История культуры знала практически все  возможные варианты ответа на вопрос о том конкретном месте, которое  занимает или должна занимать философия  в общей системе культуры, о  той роли, которую играет философия  в политической жизни и в процессе познания, начиная от панфилософской позиции , согласно которой философия вбирает в себя все богатство других наук, являясь их обобщением и признанным лидером, и кончая полным отказом от философии как содержательно исчерпавшим себя историческим реликтом, который был необходим лишь в периоды, во-первых, стихийно развивавшейся общественной жизни и, во-вторых, недостаточного развития специальных наук. Сторонники панфилософских взглядов получают заслуженные упреки в схоластическом догматизме, а сторонники изгнания философии с карты человеческого знания вынуждены отвечать на не менее заслуженные упреки в эклектизме и эмпиризме.

В чем  же дело, почему вопреки очевидной  реальности высказываются все же столь парадоксальные и разные мнения, одно – об «отмене философии», другое – о необходимости ее абсолютного господства?

Действительно ли дело тут в том, что одна сторона  стремится раздвинуть границы философского знания вообще, а другая хочет полностью  исключить из культурного опыта  само понятие философии? Нет, все  обстоит гораздо сложней. В глубине  этих споров лежат все те же уже  упоминавшиеся нами и вызывающие столкновение мнений, борьбу идей три взаимосвязанных вопроса – о природе философии и соотношении философии с политикой, со специальными науками и другими видами творческой активности человека.

Все эти  три вопроса имеют для современного ума одну общую глубинную установку, общий вопрос, которой не сразу виден в их частных формулировках. Он заключается в следующем: является ли философия естественным следствием развития потребностей человеческой жизни, то есть имеет ли объективные причины для своего существования, или же она есть всего лишь форма политической идеологии либо абстрактное мудрствование по поводу проблем, не решенных еще другими науками?

Сторонник последней точки зрения, видящий  в философии лишь временное самоуспокоение неудовлетворенного ума, ответил бы на этот вопрос примерно так. Философия  когда-то могла иметь и имела  статус особой науки, особой формы познания как, например, в античности, когда  она была, по существу, тоже дественна всей культуре того времени. Но к XX в., веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый частный вопрос отошел к своей отдельной науке – к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось «своей земли», она потеряла свою магическую силу.

Информация о работе Предмет и методы философии