Предмет и методы философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:08, реферат

Краткое описание

Термин философия происходит от греческих слов «phileo» -любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии да еще и в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии № 2.docx

— 76.41 Кб (Скачать)

Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно, с другой – опосредованно, через  серию интеграторов разной степени  общности. Философия выступает самым  общим интегратором, причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет лишь разновидность общей интегрирующей функции. Сюда входит, помимо того, общекультурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятий и теоретических структур научного знания.

Выработка информации, необходимой для совершенствования  элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных  теорий, принципы диалектики как логики включают в состав их логических, или  гносеологических оснований.

Частные науки специально не изучают формы  мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно  сталкиваются с необходимостью выработки  логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.

Если  общая гносеология убеждает в  возможности и необходимости  адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Диалектика  задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, раскрыв  содержание предмета и функций философии, хотелось бы сделать следующие выводы:

  1. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии и в области языковой формы. Личностная унификация, бывшая в продолжение длительного времени одним из камней преткновения для нашей общественной жизни, постепенно сменяется личностно-индивидуальными формами творческой активности, в том числе и в философии, как в области содержания, так и в области стилистического разнообразия философских текстов.
  2. Человек является непосредственным свидетелем природных процессов только строго определенного типа, процессы же иного типа протекают «без свидетелей». Поэтому Вселенная представляется нам такой именно потому, что мы в качестве наблюдателей задаем ей вполне определенные, детерминированные нашей человеческой сущностью вопросы. Вселенная, в которой мы живем, в самой своей природе «предполагала» появление жизни и, следовательно, человека, поэтому между существованием человека и фундаментальными свойствами Вселенной имеется непосредственная связь. Раскрытие этой связи и является существенной задачей науки и философии.
  3. Философия выступает в двух ипостасях: как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом и основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.
  4. В содержании функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности заключен ответ на вопрос «Зачем нужна философия?». Под функцией при этом понимают способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

    Сама  философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом  и на отношение человека к этому  миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, обыденное. Философия  отличается от иных форм мировоззрения  тем, что относится прежде всего к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натуралистической формы (например фрейдовского мировоззрения), имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. 

     

    
 

           

   

   

     

  

    

   

   

Информация о работе Предмет и методы философии