Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:10, реферат
Курс радикальных реформ после Мао, проводимый Дэн Сяопином, привел к формированию теории о «специфике китайского социализма». В основном китайская специфика, проходившая красной нитью через все съезды КПК, каждый раз дополнялась новыми положениями. Основной смысл и содержание этого понятия состояли в том, что при построении социализма нужно идти своим путем, а не копировать чужой опыт. Это было одно из первых условий, отмеченных Дэн Сяопином. Отсталость страны при наличии в отдельных районах докапиталистических отношений также создавала особенные черты перехода к социализму. Дэн Сяопину ставят в заслугу его переход к социализму в стране, где в недостаточной степени был развит капитализм. Этого не смог сделать никто. В устав партии, принятый в начале XXI века, внесено положение о том, что «теория Дэн Сяопина» о строительстве «социализма с китайской спецификой» является руководящей идеологией КПК, что она является «марксизмом-ленинизмом современного Китая».
1. Введение. 3
2. Философия марксизма: основные идеи и понятия. 5
2.1. Материалистическая идея практики. 7
2.2. Сознание и теория идеологии. 9
2.3. Новая концепция истории. 9
2.4. Человек как субъект истории. 11
3. Происхождение китайской ментальности. 15
3.1. Конфуцианство. 15
3.2. Легизм. 15
3.3. Даосизм . 15
3.4. Маоисткий марксизм. 16
4. Специфика китайского марксизма. 18
5. Заключение. 23
6. Список литературы 25
Оглавление
Каждый народ обладает специфическим образом мышления, мировосприятия, духовной настроенности. Все эти компоненты, так или иначе, проявляются в отдельных индивидах, представителях той или иной народности. Совокупность этих качеств называется менталитетом. Китайский народ обладает уникальным менталитетом, который вырабатывался на протяжении тысячелетий. Так, например, китайская письменность, которая построена на базе иероглифов, на века отделила Китай от Запада, встала мощным кордоном, не позволяющим определенным элементам западной культуры вливаться в традиции и быт китайского народа. Стоит отметить, что китайская ментальность есть зеркальное отражение менталитета народов Европы.
В течение последних 20 с лишним лет в Китае усиленно пропагандируются принципы "китаизации" марксизма и "социализма с китайской спецификой", пришедшие на смену идеологической формуле "соединение общих положений марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции". Это обстоятельство с особой силой проявилось на прошедшем в октябре 2007 года очередном, XVII съезде КПК. Представленный на нем доклад Генерального секретаря ЦК Ху Цзиньтао "Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества" - это не размытые идеологические построения, а текст, проникнутый духом прагматизма. Что же касается положений идеологического характера, то и структурно, и по существу они подчинены главному - оценке перспектив социально-экономического развития страны.
Курс радикальных реформ после Мао, проводимый Дэн Сяопином, привел к формированию теории о «специфике китайского социализма». В основном китайская специфика, проходившая красной нитью через все съезды КПК, каждый раз дополнялась новыми положениями. Основной смысл и содержание этого понятия состояли в том, что при построении социализма нужно идти своим путем, а не копировать чужой опыт. Это было одно из первых условий, отмеченных Дэн Сяопином. Отсталость страны при наличии в отдельных районах докапиталистических отношений также создавала особенные черты перехода к социализму. Дэн Сяопину ставят в заслугу его переход к социализму в стране, где в недостаточной степени был развит капитализм. Этого не смог сделать никто. В устав партии, принятый в начале XXI века, внесено положение о том, что «теория Дэн Сяопина» о строительстве «социализма с китайской спецификой» является руководящей идеологией КПК, что она является «марксизмом-ленинизмом современного Китая».
В чём же заключается специфика современного китайского марксизма? Рассмотрев основные понятия и идеи марксизма, проследив этапы его становления в Китае, проанализировав состояние страны на настоящий момент, я постараюсь ответить на этот непростой вопрос в своей работе.
Философия марксизма: основные идеи и понятия.
Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно,» - так говорил Маркс.
Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической. Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских, общественных отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение; обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот - дух следует объяснить из природы, материи. В противоположность Гегелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материалистически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил.
Начиная с 1844—1845 гг., когда
сложились взгляды Маркса, он был
материалистом, в частности сторонником
Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии
его слабые стороны исключительно
в недостаточной
Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, ...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и материализма ведет лишь к путанице. Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм, позитивизм в различных видах, считая подобную философию “реакционной” уступкой идеализму и в лучшем случае “стыдливым пропусканием через заднюю дверь материализма, изгоняемого на глазах публики”.
В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: “слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости”. Основным недостатком “старого”, в том числе и фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии; то, что старый материализм был неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; то, что они “сущность человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных конкретно исторически) “всех общественных отношений” и потому только “объясняли” мир, тогда когда дело идет об “изменении” его, т. е. не понимали значения “революционной практической деятельности”.
Диалектический материализм “не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками”. От прежней философии остается учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. А диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию.
В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.
В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? Как неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа». В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли, определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена. Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности. Поэтому философам — и материалистам, и идеалистам — подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к высшим формам творчества и культуры. Практическая же жизнь людей третируется как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим философским ценностям.
В действительности именно труд как преобразование природы и активное одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений и составляет бытие человека в обществе. Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и характеристикой человеческого мира.
Главная, фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика — исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в «чистом мышлении», а в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть различные предметы. Соответственно все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем. И именно в исторической практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума. Соответственно теоретик только в практическом воплощении, в содействии или противодействии историческому развитию практической сферы, действительной жизни людей может обосновать правильность, истинность, плодотворность своих взглядов.
Открытие зависимости сознания людей от бытия, практической деятельности и ее главного вида — материального производства позволило Марксу коренным образом переосмыслить значение и роль духовной деятельности (в том числе и философской) в историческом процессе. Идеи и концепции, даже самые радикальные и революционные, не могут служить источниками и причинами исторических изменений в реальности. Всякое мировоззрение, в том числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь, изменяющуюся по собственным, лишь частично доступным и понятным людям законам.
Обобщая свои выводы, Маркс и Энгельс создают концепцию идеологии. Духовное творчество — философское, политическое, правовое, религиозное — является идеологическим искажением реальности в той степени, в какой оно претендует на самостоятельную и первичную (направляющую) роль в жизни общества. И это проявляется независимо от классовой — радикальной или консервативной — его ориентации. Идеология всегда только сопровождает — содействует или препятствует — реальности, которой она подчинена и в которую входит. Изменяется жизнь в реальном ее течении соответственно изменяются и взгляды людей, подстраивается соответствующая идеологическая форма осознания и выражения этих изменений (часто весьма неадекватная).
Размышляя об основных этапах
предшествующей истории, настоящего и
будущего, Маркс и Энгельс выделили
несколько ведущих типов
Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению “К критике политической экономии”. Здесь он утверждает, что «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-вторых, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий.
Домарксовская “социология”
и историография в лучшем
Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий,— на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса.