Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:10, реферат
Курс радикальных реформ после Мао, проводимый Дэн Сяопином, привел к формированию теории о «специфике китайского социализма». В основном китайская специфика, проходившая красной нитью через все съезды КПК, каждый раз дополнялась новыми положениями. Основной смысл и содержание этого понятия состояли в том, что при построении социализма нужно идти своим путем, а не копировать чужой опыт. Это было одно из первых условий, отмеченных Дэн Сяопином. Отсталость страны при наличии в отдельных районах докапиталистических отношений также создавала особенные черты перехода к социализму. Дэн Сяопину ставят в заслугу его переход к социализму в стране, где в недостаточной степени был развит капитализм. Этого не смог сделать никто. В устав партии, принятый в начале XXI века, внесено положение о том, что «теория Дэн Сяопина» о строительстве «социализма с китайской спецификой» является руководящей идеологией КПК, что она является «марксизмом-ленинизмом современного Китая».
1. Введение. 3
2. Философия марксизма: основные идеи и понятия. 5
2.1. Материалистическая идея практики. 7
2.2. Сознание и теория идеологии. 9
2.3. Новая концепция истории. 9
2.4. Человек как субъект истории. 11
3. Происхождение китайской ментальности. 15
3.1. Конфуцианство. 15
3.2. Легизм. 15
3.3. Даосизм . 15
3.4. Маоисткий марксизм. 16
4. Специфика китайского марксизма. 18
5. Заключение. 23
6. Список литературы 25
Происходит трансформация и четырех основных принципов, объявленных базовыми принципами официальной китайской идеологии. Первый принцип - это курс на строительство социализма. С учетом принципиального изменения содержания самого понятия "социализм" вправе задаться вопросом: соответствует ли этот курс критериям социализма, принятым в классическом марксизме? Достаточно, например, указать на факт, что за последние 30 лет имущественное расслоение в Китае усилилось, а социальные противоречия обострились.
Второй принцип - это диктатура пролетариата или, как принято говорить теперь в Китае, демократическая диктатура народа. Рассмотрим ситуацию в социальной структуре китайского населения. Значительная часть традиционного - фабрично-заводского - рабочего класса находится в трудном материальном положении либо вообще потеряла работу. Только "новый рабочий класс" - интеллигенция (такую характеристику ей в свое время (1981) дал Дэн Сяопин; ранее же она традиционно считалась особым социальным слоем) - сильно выиграл от проводимых реформ и в материальном, и в статусном отношении. Что касается крестьянства, то большая его часть значительно улучшила свое положение, хотя и начался процесс обезземеливания и ухудшения жизненных условий определенной его части в силу мероприятий и поборов местных властей, появился влиятельный слой "новых богачей" - частных предпринимателей, торговцев.
Третий принцип - руководящая роль коммунистической партии - остался без изменения. Впрочем, начался постепенный процесс изменения социального состава КПК за счет увеличения в нем доли непролетарских элементов.
Четвертый принцип - главенствующая роль марксистской идеологии - также остался без изменений, однако изменилось содержание марксизма в китайской интерпретации, о чем уже говорено выше. Китайский марксизм в его нынешнем виде существенным образом отличается от классического, поэтому необходимо признать его право на существование, либо дав ему другое, новое название, либо отказав ему в праве называться марксизмом вообще.
Марксиизм - философское, полит
Появление китайского марксизма позволяет говорить, будто уже нет одного интернационального учения рабочего класса и всех трудящихся масс, существует много марксизмов, каждый из которых обладает национальным своеобразием, определяемым конкретными условиями страны, которую он представляет. «Социализм с китайской спецификой» призван решить социально-экономические задачи, не решенные в стране ранее в силу фактического отсутствия буржуазии. В их числе главным является создание современной промышленности.
Итак, как же оценить результаты китайских реформ, если они явно не соответствуют общим принципам классического марксизма, его учению о социализме? Ответ может быть только один - положительно. Руководство КПК избрало единственно правильную в условиях своей страны модель модернизационного развития, позволившую добиться громадных достижений в экономической и социальной областях. Она не соответствует общепринятым принципам социалистического строительства, изложенным в работах Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, но отвечает национальным особенностям Китая (именно поэтому отождествление китайского социализма с его пониманием Марксом и Лениным, как это делает руководство КПРФ, неправомерно в принципе). По некоторым же параметрам (экономическим прежде всего, но и политическим) эта модель напоминает путь развития, который раньше прошли Япония, Южная Корея, Сингапур и Тайвань.