Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:10, реферат
Курс радикальных реформ после Мао, проводимый Дэн Сяопином, привел к формированию теории о «специфике китайского социализма». В основном китайская специфика, проходившая красной нитью через все съезды КПК, каждый раз дополнялась новыми положениями. Основной смысл и содержание этого понятия состояли в том, что при построении социализма нужно идти своим путем, а не копировать чужой опыт. Это было одно из первых условий, отмеченных Дэн Сяопином. Отсталость страны при наличии в отдельных районах докапиталистических отношений также создавала особенные черты перехода к социализму. Дэн Сяопину ставят в заслугу его переход к социализму в стране, где в недостаточной степени был развит капитализм. Этого не смог сделать никто. В устав партии, принятый в начале XXI века, внесено положение о том, что «теория Дэн Сяопина» о строительстве «социализма с китайской спецификой» является руководящей идеологией КПК, что она является «марксизмом-ленинизмом современного Китая».
1. Введение. 3
2. Философия марксизма: основные идеи и понятия. 5
2.1. Материалистическая идея практики. 7
2.2. Сознание и теория идеологии. 9
2.3. Новая концепция истории. 9
2.4. Человек как субъект истории. 11
3. Происхождение китайской ментальности. 15
3.1. Конфуцианство. 15
3.2. Легизм. 15
3.3. Даосизм . 15
3.4. Маоисткий марксизм. 16
4. Специфика китайского марксизма. 18
5. Заключение. 23
6. Список литературы 25
Анализ исторических типов общества был дополнен важными выводами о внутренней организации общества. Материальное производство определяет основные структуры больших групп людей, находящихся в различном отношении к предметам, средствам и результатам труда,— классы. Тип собственности создает социальную структуру отношений и общения между разными группами людей — «гражданское общество». Эта структура упорядочивается и управляется внешней, отчужденной от нее силой — государством. Порядок жизни, задаваемый основными отношениями «гражданского общества» и поддерживаемый государством, отображается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, моральных, философских представлениях, обычаях, законах и установках.
Принципиально новаторским было философское объяснение действующих причин общественного развития. Ими являются сами люди, «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Индивидуальные стремления, волеизъявления людей преобразовываются в действия, поступки. Практические усилия вовсе не являются направленными на высшие цели человечества. Напротив, они носят характер частный, личный, конечный (часто в пределах собственной жизни, узкого круга потребностей индивидa). Однако поскольку люди — существа общественные, связанные с другими множеством объективных «форм общения» (отношений), то их индивидуальное развитие и деятельность осуществляются в некоторых общих условиях и направлениях.
Объединяясь, друг с другом, контактируя и обмениваясь деятельностью и ее результатами, люди постоянно создают и изменяют свои общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения становятся недостаточными и мешающими главным целям производства, люди их изменяют, создают новые. Изменение же основных условий жизни, и прежде всего производственной деятельности, соответственно приводит к изменению самих людей. Самоизменение людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом проблемы человека и его освобождения.
Реально жившие и живущие люди бесконечно многообразны. Многообразие это, однако, не исключает возможности усмотреть определенные типы сходства людей, их общности в соответствии с выделяемыми Марксом социальными параметрами. Это, во-первых, принадлежность «эмпирического индивида» к определенной сфере деятельности с фиксированными традициями, порядками, нормами общения и т. д.— то есть к социальному типу разделения труда. Наиболее глубинной общеисторической формой разделения труда является деление на труд умственный и физический. Существуют также глобально-историческое различие между промышленным и сельскохозяйственным трудом и множество различий уже более профессионального характера. Разделение труда означает наличие обмена результатами деятельности и исторически возникает вместе с возникновением частной собственности. Поэтому, во-вторых, люди занимают также фиксированное социальное место в группах — классах, разделения по наличию или отсутствию собственности. Принадлежность к определенному классу — также вид объективного объединения, общности людей. Классовые характеристики индивидов пронизывают и их личностные черты (образ жизни). Они усредняют, типизируют индивидов и их отношения между собой. Люди, отмечает Маркс, подчинены своим классам, но это подчинение носит не индивидуально-единичный, а усредненный характер. Классовый индивид — средний индивид, поскольку условия жизни класса фиксированы и вырабатывают определенные личностные свойства. Наконец, в-третьих, люди подчинены национально-культурным условиям. Место их жизни с преобладанием определенных занятий, обмена национальные традиции, среди которых наиболее важен язык нравы, культурные ценности,— все это определяет, ограничивает индивидов.
Таким образом, общее решение философской проблемы смысла жизни состоит в признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении как предпосылки уничтожения существующих условий жизни и преобразования собственной человеческой природы. Но это именно общее, принципиальное решение. Очевидно, что от него до «морального утешения» задавленному нуждой и эксплуатацией человеку-пролетарию весьма и весьма далеко.
Такая перспектива индивидуального развития не имеет, естественно, ничего общего с философской моралисткой, ограничивающейся моральными призывами и утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души, погрязшей в убожестве окружающего». Марксистская философия не следует образцам ни философской, ни религиозной моралистки. Ее этическая позиция состоит в признании единства практического социального преобразования бесчеловечного мира и самопреобразования действующих, активных индивидов в универсально развитые, свободные личности. Одно подразумевает другое. Конечно, для людей, живущих в налично данных условиях, в конкретной исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются ограниченными. В философии Маркса нет иллюзий примирения с такой действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания ограниченности всякой наличной исторической ситуации, заключенных в ней потенций свободы и универсального развития индивидов.
История Китая строилась на основе социального порядка (не всегда в сочетании с социальной справедливостью). Это актуально и по сей день. В течение трех тысячелетий общественную жизнь китайцев, по крайней мере ханьцев, определяли четыре философские системы: конфуцианство, легизм, даосизм и маоистский марксизм.
Этико-философская система, предложенная Конфуцием в VI в. до н. э., высшими ценностями считает образование, преданность семье и законопослушание. Как бы ни пытался Мао Цзэдун объявить высшей ценностью «народ» или государство, приверженность к традиционным ценностям глубоко сидит в сознании китайцев. Ныне именно на этой основе компартия пытается строить более консолидированное и цивилизованное общество. Современные китайцы оценивают конфуцианство по-разному. Одни считают, что именно оно, выражая дух народа и апеллируя к традиционным вежливости, справедливости, честности и гордости, помогло ему выдержать все испытания. Другие уверены, что учение, веками бывшее основой империи, сегодня безнадежно устарело.
Легисты, период триумфа которых пришелся на правление объединителя китайских земель Цинь Шихуанди (211 г. до н. э.), менее оптимистично смотрели на натуру человека и его способность строить социальный порядок Они полагали, что человек изначально греховен и только строгий и беспощадный закон способен заставить его жить в обществе.
Радостная и беспечная философская система даосизма, предложенная мудрецом Лаоцзы (род. около 570 г. до н. э.), отрицает как моральный идеализм конфуцианства, так и идеализацию закона легизма как ведущие к насилию над личностью, а следовательно, либо к лицемерию, либо к эксплуатации. По мнению даосов, справедливость вытекает из гармонии с миром вокруг нас.
Труды Карла Маркса, формировавшие революционные умы в XIX и ХХ вв., базировались на рационализме эпохи Просвещения и иудео-христианских нравственных ценностях. Не избежали влияния христианского понимания добра и зла Сунь Ятсен и другие ранние китайские революционеры, воспринявшие базовые идеи социальной справедливости, равенства, заботы о беднейших членах обществах. Этим революционерам нужна была идеология, которая обосновала бы их борьбу за свободу крестьян и рабочих от того, что они называли эксплуатацией со стороны землевладельцев, хозяев фабрик и мельниц, состоявших в союзе с правящей элитой.
Коммунистическая партия Китая немало позаимствовала у соседей из Советского Союза, и только начиная с 1949 г. Мао Цзэдун принялся мыслить самостоятельно. Мао последовательно приучал китайцев идентифицировать себя с беднейшими членами общества, и лозунг «Чем беднее, тем лучше» владел умами на протяжении 1950-х, 1960-х и 1970-х п. Люди научились презирать любые украшения, вплоть до картин на стенах, а если у кого имелась новая куртка или пара брюк, их прятали под старыми и рваными. Метафора «железная миска риса» как нельзя лучше характеризует философию Мао. Людей обеспечивали на всю жизнь работой (правда, малооплачиваемой) и железной миской, из которой следовало есть скудную порцию низкокачественного риса.
Поначалу коммунисты следовали своей собственной философии, однако эта самоотверженность продолжалась недолго. Уже в 1960-е г.г. за высокими стенами своих дворцов новые коммунистические императоры вовсю вкушали запретные для других радости жизни. Сегодня деятельность Мао оценивается китайцами как «на 70% хорошая, на 30% плохая», а «культурную революцию» называют ошибкой. Однако его портрет по-прежнему украшает вход в Запретный город, а забальзамированное тело (ходят упорные слухи, что оно давно уже заменено восковой куклой) покоится в мавзолее на площади Тяньаньмынь. Дети по-прежнему изучают в школе некоторые его труды и пишут сочинения о его роли в освобождении Китая от японских захватчиков и гоминьдановской армии. И хотя лозунг «Чем беднее, тем лучше» давно уже сменился куда более популярным дэнсяопиновским «Стать богатым - почетно» и сами китайцы нередко осуждают Мао, критика и его адрес со стороны иностранца будет воспринята как невежливость.
Перечисленные влияния и сегодня во многом определяют систему ценностей китайцев, главной добродетелью которых с незапамятных времен стало терпение. Ведь и правда на долю этого народа выпало больше тирании, анархии и несправедливостей, чем любому из западных. И хотя в толпе китайцы охотно маршируют, выкрикивая лозунги, нужно очень постараться, чтобы вывести из себя китайца, когда он один.
Современный китайский марксизм - это не учение Маркса, Ленина и даже Мао Цзэдуна, а так называемая теория Дэн Сяопина: не случайно его имя упоминается уже в первых фразах доклада Ху Дзиньтао: "Лейтмотив съезда - высоко неся социализм с китайской спецификой, руководствуясь теорией Дэн Сяопина и важными идеями тройного представительства, глубоко претворяя в жизнь научную концепцию развития, продолжая раскрепощать сознание, твердо держась реформы и открытости, ускоряя развитие на научной основе и стимулируя социальную гармонию, бороться за новую победу в деле построения среднезажиточного общества". Следует обратить особое внимание на слова "социализм с китайской спецификой", рефреном проходящие через весь доклад. Никогда прежде руководители других коммунистических партий не подчеркивали в такой мере ни специфику своей страны, ни особенности процесса построения социализма в ней. Впервые об этом заговорило руководство КПК: именно оно выдвинуло идею особого социализма. Его теоретической основой стали взгляды Дэн Сяопина. Он не оставил каких-либо специальных теоретических трудов; все его суждения о социализме и марксизме содержатся лишь в выступлениях и беседах. Однако их ценность заключается в исключительном осознании их автором специфики своей страны и характера необходимых ее преобразований. В совокупности все его многочисленные высказывания, обработанные помощниками, и составили впоследствии концепцию, названную теорией Дэн Сяопина. Ее автор подчеркивал, что Китай находится лишь на начальной стадии социализма, продолжительность которой определить затруднялся. Точно так же специфику китайского социализма определяют и идеи "тройного представительства", которые означают, что КПК - партия всего народа (а не только рабочего класса), представляющая передовые производительные силы и передовую культуру.
Во введении к докладу содержатся слова "продолжая раскрепощать сознание"; в силу своей важности, они требуют специального комментария. Сразу после "культурной революции" по инициативе Дэн Сяопина была проведена широкомасштабная кампания "практика - критерий истины", в ходе которой в сознание китайцев внедрялись идеи о первенстве практики над теорией даже тогда, когда эта теория сформулирована не только иностранными "классиками марксизма", но и самим Мао Цзэдуном. С тех пор уже 30 лет китайская пропаганда неустанно повторяет лозунг о необходимости "раскрепощать сознание", то есть отказываться от "догм" классического марксизма, действовать "в соответствии со временем".
Главной заслугой Мао Цзэдуна в Китае считается китаизация марксизма (соединение общих принципов марксистского учения с конкретной практикой китайской революции). В первый период своей деятельности (1920-е) он действительно очень часто руководствовался не положениями "классиков" марксизма, с которыми вообще не был знаком либо знал опосредованно - через популярные советские учебники, а своей чисто природной интуицией, пониманием конкретных социальных условий Китая.
Мао очень быстро пришел к осознанию, что в Китае главную революционную силу - в связи с особой тяжестью экономического положения - представляет крестьянство, а не рабочий класс. Отсюда выдвижение им лозунга "деревня окружает и штурмует город", то есть принципа опоры на деревню. Это никакой не марксизм, напротив, отступление от него, как бы потом китайская пропаганда ни пыталась представить его творческим развитием марксизма. Ибо, как известно, марксизм, с точки зрения его основоположников, - это учение о гегемонии пролетариата в революции. Будучи формально руководителем марксистской партии, Мао Цзэдун на деле не был марксистом. Впрочем, от этого его заслуги в победе народной революции 1949 года отнюдь не становятся менее значимыми. Невозможно отрицать того факта, что он являлся великим китайским революционером, сумевшим освободить КПК от догм классического марксизма и превратить ее в боевую революционную силу.
В середине 1950-х под влиянием отчасти "головокружения от успехов", отчасти - советского опыта (в эти годы он усиленно "штудировал" работы Сталина, в частности "Экономические проблемы социализма в России") Мао Цзэдун совершил ряд политических шагов вполне в духе классического марксизма. В их числе: тотальное обобществление средств производства в промышленности и сельском хозяйстве, шумные идеологические кампании, направленные против интеллигенции, аналогичные проведенным в Советском Союзе в 1930-1940-е годы, и др. Тогда Мао Цзэдун целиком находился под влиянием положений классического марксизма и традиционной китайской идеологии, в частности легизма, и ни о каком учете конкретных условий Китая не могло быть и речи.
Новый этап в истории развития идеологии КПК начался, как известно, в декабре 1978 года, когда состоялся третий пленум ЦК КПК 11-го созыва. Он принял программу модернизации страны под названием "Политика реформ и открытости", впоследствии неоднократно подвергнутую значимым коррективам. Этот новый курс осуществляется в течение вот уже почти 30 лет.
В сущности, по многим экономическим параметрам современный Китай напоминает западное общество. Вместе с тем если вспомнить исторический опыт Советского Союза, то китайская модернизация по многим параметрам напоминает и нэп (что, кстати, признают и многочисленные китайские аналитики). В понятиях же марксистской терминологии китайскую модель можно назвать китайским изданием государственного капитализма.