Происхождения религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:51, лекция

Краткое описание

1. Богословские концепции.
2 Научные теории.

Файлы: 1 файл

Лекция 3.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

  Лекция 3

Происхождения религии. 

1. Богословские  концепции.

2  Научные теории. 

I. Богословские концепции

Для богословов, представляющих т.н. «авраамические»  религии (христианство, ислам, иудаизм) едины в том, что:

1. Мир и человек – творение Бога (богов).

Креационизм (от лат.) - религиозное учение о сотворении мира Богом. Латинским словом creatio, как и славянским «сотворение» - два разных еврейских слова – бара и асса.

В древнееврейском  тексте Библии (Книге «Бытие») три раза используется «бара», означающее «сотворить из ничего» (В первом акте Творения, при сотворении «души живой» - животных, при сотворении человека).  В остальных случаях испльзуется слово «асса» - «сделать из наличного материала» (праматерии).

2. Изначально Бог и люди находились полном единении. Это был «райский период».

3. Произошло некое повреждение человеческой природы, поставившее заслон непосредственному общению человека и Бога.

4. Изгнанные  из «рая» люди стремились восстановить  утерянную непосредственную связь  с Творцом.

 Это стремление лежит в основе религии.

Концепция «прамонотеизма»

Суть: За многообразием существующих религий, обнаруживаются остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Монотеизм - главная, определяющая черта первоначальной религии.

Именно  она предшествовала всем последующим формам религии. В том числе языческим, включая верования самых отсталых народов. Со временем образ единого Бога размывался. Люди переходили к поклонению тем силам, от которых зависела их жизнь, прежде всего, силам природы. Место забытого единого Бога - Творца заняли идолы.

Впервые в сжатом виде эта концепция была сформулирована шотландским литератором и ученым Эндрю Лэнгом (1844 - 1912) в его книге «Становление религии» (1898).

Научному  обоснованию её посвятил жизнь австрийский этнограф Вильгельм Шмидт (1868 - 1954), католический священник, полиглот и лингвист, основатель Венской школы этнографии. Десятилетиями он исследовал языки и обычаи народов и племен  Юго-Восточной Азии, Меланезии и Австралии. Итогом его деятельности стали 12 томов капитального труда «Происхождение идеи Бога».  

Богословская  концепция возникновения религии

( христианство, ислам,  иудаизм): 

1. Сотворение мира и человека.

Бог создал человека, наделённого разумом, бессмертием и свободой воли. Адам состоял из духа – устремленного Богу, души, свободно подчинявшейся духу, тела, подвластного душе. Человек единственный в творении принадлежит одновременно двум мирам – видимому и невидимому. Поэтому он имел своё, особое предназначение, которое не сводилось к удовлетворению естественных потребностей, как в мире животном.

2. Предназначение человека.

Сравним два стиха книги «Бытие», открывающей Ветхий завет.

Глава 1, стих 26: Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»

Глава 1, стих 27:  «И сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его».

Умолчание о создании человека и «по подобию», как и все в Библии, не случайно. Часть богословов утверждают: «образ Божий» («икона Теос») дан человеку как нечто свойственное ему от рождения, а «подобие» является идеалом, к которому он может и должен приближаться путем раскрытия своих духовных сил.

 «Образ Божий» свойственен каждому человеку. Унаследованное от предков слово «образование» означает раскрытие этого образа в процессе обучения и воспитания. Эта главная задача в отношении подрастающего поколения в обществах, не отвернувшихся от Творца.

 «Подобие» же дается лишь в потенциальной возможности. Достижение его – это личный подвиг человека, определяемый его выбором, свободной волей.

Достижение богоподобия - высшая цель человеческой жизни в христианском мировоззрении.

3. Первая заповедь.

Жизнь в раю для первых людей была светлой и радостной, не омраченной болезнями и страданиями. Она была зримым выражением любви Творца к ним. Естественный отклик человеческой души - любовь к Богу.

Любовь  должна быть действенной. Для проявления ее Бог людям единственную заповедь (повеление, требование).

Вот как  об этом говорится во второй главе  библейской книги «Бытие»:              

«9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,  
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».

Исполнение  заповеди – послушание.

Послушание - сознательное, свободное повиновения воле Бога.

Через послушание, исполнение заповеди проявляется любовь к Богу. Но Творец наделил человека свободной волей.  Воля – величина векторная: она может быть направлена как на исполнение повеления - послушание, так и на  неисполнение его – непослушание, или грех – непослушание.

4. Грехопадение.

Увы, первые люди ослушались Бога и нарушили Его  заповедь. Обратимся к тексту Библии (Быт.3):

«1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

4. И сказал змей жене: нет, не умрете,

5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела».

Ева не устояла в любви к Богу и нарушила Его заповедь. Грех  всегда имеет тенденцию к распространению. Ева уговорила Адама нарушить заповедь (соблазнила).

Далее происходит попытка утаить грех.

Быт. 3, 7-9:  «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в  раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?»

Бог дает людям время на покаяние. Но вместо него происходит перекладывание вины на другого.

Быт. 3. 10-13: «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.  
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам  сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я  ел.  
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».

Грех Адама и Евы получил название первородного, так как  явился началом для всех последующих грехов в людях.

5. Изгнание из рая.

Наказанием  за грех стало изгнание первых людей из рая. Неизбежными для них стали болезни и смерть. Но самое главное – нарушился непосредственный контакт человека с Богом. 

В поте лица своего Адам добывал хлеб насущный, а Ева в муках рожала детей.

6. Первая религия. 

У людей  оставалась надежда на прощение, обещанное (обетованное) Богом. Но о нем необходимо было молить, обращаясь к уже невидимому Богу. Убежденность в том, что Бог слышит человека, делала молитву Адама искренней и горячей. Молитва – основа первого Богослужения. 

Вторая основа – жертва, свидетельство понимания человеком того, что все , что есть у него, на самом деле принадлежит Богу. Оно дается Им и отнимается по Его воле.

7. Спаситель.

Религия Адама – синтез знания и веры. Его потомки знание утрачивали. Вера также слабела. Умножались грехи – непослушания.  Настало время, когда молитвы и жертвы Творцу приносились лишь в семье праведного Ноя. На человечество, закосневшее в грехах, обрушилась Божья кара – Всемирный потоп. Спаслись лишь семья Ноя, восемь человек.

Но уже в потомстве Хама, одного из сыновей Ноя,  грех восторжествовал вновь. Затем он распространился среди потомков других сыновей - Сима и Иафета. Память о Едином Боге - Творце сохранили немногие. Человечество вновь погрузилось в пучину греха.

Причиной отпадения человечества от Бога, неисполнения его заповедей является  повреждение природы человека первородным грехом и неспособность противостоять собственными силами искушениям.

Кто же искушает человека?

В мире невидимом, созданном ранее мира видимого, некогда произошла метафизическая катастрофа. Бессмертное творение Бога, его помощник Люцифер (Эосфор, Денница) отпал от Бога. Он проявил непослушание  и увлек за собой часть духовных существ – ангелов «гр. «вестник»), созданных «прежде всех век». Отпавшие от Бога и лишённые Его благодати, падшие ангелы (бесы, демоны) жизненно заинтересованы в том, чтобы человек грешил, отпадая. Подобно им, от своего Творца. 

Надежду на спасение от греха и вечную жизнь  с Богом человечеству вернул Спаситель Сын Божий, чей приход был обещан Богом Адаму и Еве. Своей кровью он смыл грехи человечества и вернул людям свободу выбора между грехом и послушанием, между возвращением Богом и дальнейшим уходом от Него.  Так считают  христиане. Мусульмане, считая, что люди сошли с пути спасения, указанного Спасителем Иисусом Христом, верят в то, что последним посланником Бога (Аллаха) стал  пророк Мухаммед.  Иудеи по-прежнему ждут прихода Спасителя - Мессии.  

Таким образом, с точки зрения богословия  происхождение религии связано со стремлением восстановить утраченную связь с Богом. Утрата религиозного чувства – признак дальнейшего отдаления людей от своего Творца, их отказ от высшего предназначения, что делает существование человека, народа, человечества бесцельным.  

II. Научные концепции .

Богословским  концепциям противостоят так называемые «научные теории» (концепции). Общее для них – отказ от «гипотезы» существования Бога для объяснения происхождения мира и человека, возникновения феномена религии.

1. Марксистская концепция  (Исторический материализм):

Авторы  её – Карл Маркс (1818 – 1863) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) утверждали, что все формы общественного сознания определяются общественным бытием. В нем, а не в мире сверхъестественном, само существование которого отрицалось, следует искать причины возникновения и существования религии.

Фридрих Энгельс в «Анти-Дюринге» писал:

«...всякая религия является не чем иным, как  фантастическим отражением в головах  людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (М., Э. Соч. 2-е изд. Т.20. С.328).

Внешние силы, о которых писал Энгельс, делились на природные и общественные.

Первоначально в фантастических образах богов отражались только таинственные силы природы, затем и общественные отношения. Постепенно вся совокупность природных и общественных атрибутов, олицетворённых множеством богов, были перенесены на одного всемогущего Бога.

По образному выражению Карла Маркса, «религия - это вздох угнетенной твари…Религия есть опиум народа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с.415). Следует помнить, что в те времена восприятие слова «опиум» весьма отличалось от современного. Тогда под ним понималось прежде всего лекарство, обезболивающее средство, приносящее пациенту пусть временное, но облегчение.

Информация о работе Происхождения религии