Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:51, лекция
1. Богословские концепции.
2 Научные теории.
Лекция 3
Происхождения
религии.
1. Богословские концепции.
2 Научные
теории.
I. Богословские концепции
Для богословов, представляющих т.н. «авраамические» религии (христианство, ислам, иудаизм) едины в том, что:
1. Мир и человек – творение Бога (богов).
Креационизм (от лат.) - религиозное учение о сотворении мира Богом. Латинским словом creatio, как и славянским «сотворение» - два разных еврейских слова – бара и асса.
В древнееврейском тексте Библии (Книге «Бытие») три раза используется «бара», означающее «сотворить из ничего» (В первом акте Творения, при сотворении «души живой» - животных, при сотворении человека). В остальных случаях испльзуется слово «асса» - «сделать из наличного материала» (праматерии).
2. Изначально Бог и люди находились полном единении. Это был «райский период».
3. Произошло некое повреждение человеческой природы, поставившее заслон непосредственному общению человека и Бога.
4. Изгнанные
из «рая» люди стремились
Это стремление лежит в основе религии.
Концепция «прамонотеизма»
Суть: За многообразием существующих религий, обнаруживаются остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Монотеизм - главная, определяющая черта первоначальной религии.
Именно она предшествовала всем последующим формам религии. В том числе языческим, включая верования самых отсталых народов. Со временем образ единого Бога размывался. Люди переходили к поклонению тем силам, от которых зависела их жизнь, прежде всего, силам природы. Место забытого единого Бога - Творца заняли идолы.
Впервые в сжатом виде эта концепция была сформулирована шотландским литератором и ученым Эндрю Лэнгом (1844 - 1912) в его книге «Становление религии» (1898).
Научному
обоснованию её посвятил жизнь австрийский
этнограф Вильгельм Шмидт (1868 - 1954), католический
священник, полиглот и лингвист, основатель
Венской школы этнографии. Десятилетиями
он исследовал языки и обычаи народов
и племен Юго-Восточной Азии, Меланезии
и Австралии. Итогом его деятельности
стали 12 томов капитального труда «Происхождение
идеи Бога».
Богословская концепция возникновения религии
(
христианство, ислам,
иудаизм):
1. Сотворение мира и человека.
Бог создал человека, наделённого разумом, бессмертием и свободой воли. Адам состоял из духа – устремленного Богу, души, свободно подчинявшейся духу, тела, подвластного душе. Человек единственный в творении принадлежит одновременно двум мирам – видимому и невидимому. Поэтому он имел своё, особое предназначение, которое не сводилось к удовлетворению естественных потребностей, как в мире животном.
2. Предназначение человека.
Сравним два стиха книги «Бытие», открывающей Ветхий завет.
Глава 1, стих 26: Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»
Глава 1, стих 27: «И сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его».
Умолчание о создании человека и «по подобию», как и все в Библии, не случайно. Часть богословов утверждают: «образ Божий» («икона Теос») дан человеку как нечто свойственное ему от рождения, а «подобие» является идеалом, к которому он может и должен приближаться путем раскрытия своих духовных сил.
«Образ Божий» свойственен каждому человеку. Унаследованное от предков слово «образование» означает раскрытие этого образа в процессе обучения и воспитания. Эта главная задача в отношении подрастающего поколения в обществах, не отвернувшихся от Творца.
«Подобие» же дается лишь в потенциальной возможности. Достижение его – это личный подвиг человека, определяемый его выбором, свободной волей.
Достижение богоподобия - высшая цель человеческой жизни в христианском мировоззрении.
3. Первая заповедь.
Жизнь в раю для первых людей была светлой и радостной, не омраченной болезнями и страданиями. Она была зримым выражением любви Творца к ним. Естественный отклик человеческой души - любовь к Богу.
Любовь должна быть действенной. Для проявления ее Бог людям единственную заповедь (повеление, требование).
Вот как об этом говорится во второй главе библейской книги «Бытие»:
«9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
16. И заповедал
Господь Бог человеку, говоря: от всякого
дерева в саду ты будешь есть,
17. а от дерева познания добра и зла не
ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь
от него, смертью умрёшь».
Исполнение заповеди – послушание.
Послушание - сознательное, свободное повиновения воле Бога.
Через послушание, исполнение заповеди проявляется любовь к Богу. Но Творец наделил человека свободной волей. Воля – величина векторная: она может быть направлена как на исполнение повеления - послушание, так и на неисполнение его – непослушание, или грех – непослушание.
4. Грехопадение.
Увы, первые люди ослушались Бога и нарушили Его заповедь. Обратимся к тексту Библии (Быт.3):
«1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».
4. И сказал змей жене: нет, не умрете,
5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела».
Ева не устояла в любви к Богу и нарушила Его заповедь. Грех всегда имеет тенденцию к распространению. Ева уговорила Адама нарушить заповедь (соблазнила).
Далее происходит попытка утаить грех.
Быт. 3, 7-9: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?»
Бог дает людям время на покаяние. Но вместо него происходит перекладывание вины на другого.
Быт. 3.
10-13: «Он сказал: голос Твой я услышал в
раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты
наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я
запретил тебе есть?
Адам
сказал: жена, которую Ты мне дал,
она дала мне от дерева, и я
ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?
Жена сказала: змей обольстил меня, и я
ела».
Грех Адама и Евы получил название первородного, так как явился началом для всех последующих грехов в людях.
5. Изгнание из рая.
Наказанием за грех стало изгнание первых людей из рая. Неизбежными для них стали болезни и смерть. Но самое главное – нарушился непосредственный контакт человека с Богом.
В поте лица своего Адам добывал хлеб насущный, а Ева в муках рожала детей.
6. Первая религия.
У людей оставалась надежда на прощение, обещанное (обетованное) Богом. Но о нем необходимо было молить, обращаясь к уже невидимому Богу. Убежденность в том, что Бог слышит человека, делала молитву Адама искренней и горячей. Молитва – основа первого Богослужения.
Вторая основа – жертва, свидетельство понимания человеком того, что все , что есть у него, на самом деле принадлежит Богу. Оно дается Им и отнимается по Его воле.
7. Спаситель.
Религия Адама – синтез знания и веры. Его потомки знание утрачивали. Вера также слабела. Умножались грехи – непослушания. Настало время, когда молитвы и жертвы Творцу приносились лишь в семье праведного Ноя. На человечество, закосневшее в грехах, обрушилась Божья кара – Всемирный потоп. Спаслись лишь семья Ноя, восемь человек.
Но уже в потомстве Хама, одного из сыновей Ноя, грех восторжествовал вновь. Затем он распространился среди потомков других сыновей - Сима и Иафета. Память о Едином Боге - Творце сохранили немногие. Человечество вновь погрузилось в пучину греха.
Причиной отпадения человечества от Бога, неисполнения его заповедей является повреждение природы человека первородным грехом и неспособность противостоять собственными силами искушениям.
Кто же искушает человека?
В мире невидимом, созданном ранее мира видимого, некогда произошла метафизическая катастрофа. Бессмертное творение Бога, его помощник Люцифер (Эосфор, Денница) отпал от Бога. Он проявил непослушание и увлек за собой часть духовных существ – ангелов «гр. «вестник»), созданных «прежде всех век». Отпавшие от Бога и лишённые Его благодати, падшие ангелы (бесы, демоны) жизненно заинтересованы в том, чтобы человек грешил, отпадая. Подобно им, от своего Творца.
Надежду
на спасение от греха и вечную жизнь
с Богом человечеству вернул Спаситель
Сын Божий, чей приход был обещан Богом
Адаму и Еве. Своей кровью он смыл грехи
человечества и вернул людям свободу выбора
между грехом и послушанием, между возвращением
Богом и дальнейшим уходом от Него.
Так считают христиане. Мусульмане,
считая, что люди сошли с пути спасения,
указанного Спасителем Иисусом Христом,
верят в то, что последним посланником
Бога (Аллаха) стал пророк Мухаммед.
Иудеи по-прежнему ждут прихода Спасителя
- Мессии.
Таким
образом, с точки зрения богословия
происхождение религии связано со стремлением
восстановить утраченную связь с Богом.
Утрата религиозного чувства – признак
дальнейшего отдаления людей от своего
Творца, их отказ от высшего предназначения,
что делает существование человека, народа,
человечества бесцельным.
II. Научные концепции .
Богословским концепциям противостоят так называемые «научные теории» (концепции). Общее для них – отказ от «гипотезы» существования Бога для объяснения происхождения мира и человека, возникновения феномена религии.
1. Марксистская концепция (Исторический материализм):
Авторы её – Карл Маркс (1818 – 1863) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) утверждали, что все формы общественного сознания определяются общественным бытием. В нем, а не в мире сверхъестественном, само существование которого отрицалось, следует искать причины возникновения и существования религии.
Фридрих Энгельс в «Анти-Дюринге» писал:
«...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (М., Э. Соч. 2-е изд. Т.20. С.328).
Внешние силы, о которых писал Энгельс, делились на природные и общественные.
Первоначально в фантастических образах богов отражались только таинственные силы природы, затем и общественные отношения. Постепенно вся совокупность природных и общественных атрибутов, олицетворённых множеством богов, были перенесены на одного всемогущего Бога.
По образному выражению Карла Маркса, «религия - это вздох угнетенной твари…Религия есть опиум народа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с.415). Следует помнить, что в те времена восприятие слова «опиум» весьма отличалось от современного. Тогда под ним понималось прежде всего лекарство, обезболивающее средство, приносящее пациенту пусть временное, но облегчение.