Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:51, лекция
1. Богословские концепции.
2 Научные теории.
Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.
Несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи.
Магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.
Современные этнографы классифицируют магию по методам и по целям воздействия.
По методам воздействия магия делится на:
- контактную - путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие;
- инициальную - акт направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности;
- парциальную - опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы;
- имитативную - воздействие на подобие объекта
По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.
Шаманизм – особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов – шаманов вступать в непосредственный контакт с добрыми и злыми духами и влиять на них.
Культ
предков – поклонение духам умерших
предков и вера в тесную взаимосвязь между
живыми людьми и умершими, которые продолжают
оказывать влияние на дела и обстоятельства
живущих.
3. Полидемонизм - почитание множества духов.
Расслоение
первобытного общества, выделение племенной
аристократии к переменам в культе. Ранее
аморфные и безличные духи наделяются
именами, становятся демонами.
4. Политеизм - поклонение множеству божеств.
Постепенно
наиболее почитаемые духи (демоны) становятся
божествами, которые выходят за пределы
местных, индивидуальных или племенных
рамок.
5. Генотеизм – выделение одного божества из множества.
Признавая существование многих божеств, та или иная общность людей начинала считать своим покровителем лишь одного из них и поклонялась только ему. Постепенно таковыми становились боги, связанные с небом или небесными явлениями (Тянь – в Китае; Ра – в Египте; Индра – в Индии и т.д.).
Остался
один шаг до единобожия.
5. Монотеизм – вера в Единого Бога
Таковы основные подходы к проблеме возникновения феномена религии. Примирить их в одной личности не представляется возможным. Но у каждого человека есть свобода выбора.