Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:21, доклад
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями как, «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
Почему именно практика может быть критерием истинности наших знаний? Потому что именно в ходе практики человек сопоставляет свои знания с тем объективным миром, отражением которого эти знания являются. Если знания не верны, искаженно отражают действительность, то человек, опираясь на эти знания, не сможет грамотно изменять эту действительность. Для того, чтобы построить паровую машину, люди должны были знать не только свойства того материала, из которого она создается, но и открыть законы взаимосвязи тепловой и механической энергии.
Знания о свойствах элементарных частиц помогают человеку использовать в практических целях атомную энергию. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» писал: «Если мы на основании имеющихся у нас определенных представлений будем действовать в определенном отношении и достигнем результатов, которых мы ожидали, то наши представления истинны и кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит «конец». Ф. Энгельс приводит конкретные примеры: открытие ализарина, красящего вещества марены, который раньше добывался из каменно-угольного дегтя, открытия планеты Нептун2, показывающие, что истинность теоретических положений, в данном случае, в области естественных наук доказывает практика научного эксперимента и наблюдения, а также практика организованного на научной основе производства. Истинность положений общественных наук подверждаетя социальной практикой.
А как обстоит дело с философией, как системой знаний о наиболее общем в системе: «Человек-Мир»? И для философии практика является критерием истинности ее теоретических положений, доказывается данными из всех областей науки, которые в свою очередь, уже проверены всеми видами человеческой практики.
Таким образом, практика – это всеобщий объективный критерий истинности человеческих знаний. При этом следует иметь ввиду, что критерием истины является вся практика человечества 1) и предшествующая теории; 2) и сопутствующая теории и 3) последующая за теорией, а не как следующий непосредственно за возникшим представлением акт его практической проверки. Проверка теории практикой осуществляется в процессе всего хода практической деятельности людей. Поэтому проверку теории практикой следует рассматривать не как единичный акт, а как процесс.
Диалектический материализм не отрицает и значения логической проверки истинности знаний. Прежде чем построить дом, человек, как известно, строит его в своей голове. Конструктор или архитектор, создавая проект машины или здания, опирается при этом на знание законов механики, формулы сопромата и т.д. Разумеется, при этом его выводы должны отвечать и законам логики как науки о правильном мышлении. На первый взгляд, при этом теоретические взгляды как будто бы проверяются не практикой, а теорией. Этот факт часто истолковывается как наличие двух критериев истины – практического и логического. Но это не совсем так.
Для того, чтобы теоретические выводы были правильны, истины, нужно, чтобы верны были исходные посылки. Если будет допущена ошибка в расчетах, здание может рухнуть, а машина не будет работать. При этом логических ошибок может и не быть. Однако, следует помнить, что логическая правильность рассуждений необходима, но еще недостаточна для достижения истинности вывода. Необходимо, чтобы исходные факты, посылки были истинными, т.е. доказанными практикой.
Следует также помнить о том, что сами законы логики являются обобщением практики, прошли проверку во всей общественной практике человечества. «Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры приняли значение аксиом» (В.И. Ленин). Т.о., логический критерий на самом деле оказывается практическим. Следовательно, существует только один объективный критерий истины - общественная практика людей. В этом смысле практика является абсолютным критерием, так как другого такого объективного критерия нет. Критерий практики является абсолютным и потому, что он способен доказывать абсолютную истину.
Но практика, являясь абсолютным критерием истины, в то же время является и относительным критерием. Относительность критерия практики в том, что этот критерий обладает известной неполной. Ибо практика человечества всегда по необходимости ограничена. Почему физика вплоть до конца XIX века утверждала, что атом неделим? Потому что в ее распоряжении не было никаких практических доказательств обратного.
Относительность практики как критерия истины и в том, что вся практика доказывает истинность всей теории как истины относительной. Критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы ни было человеческого знания.
Практика может подтвердить истинность только тех знаний, которые из нее исходят. А человеческая практика ограничена в каждый данный момент. Практика никогда не сможет ответить на все вопросы, стоящие перед наукой, ибо как только разрешены старые вопросы, перед человечеством встают новые.
Т.о., критерий практики и абсолютен, и относителен, и определенен, и неопределенен. Этот критерий настолько неопределенен, чтобы не позволить знаниям человека превратиться в абсолют, и в то же время настолько определенен, чтобы доказать несостоятельность агностицизма (Т. 18. С. 146).
В заключении можно сделать следующие выводы из теории познания диалектического материализма:
1. Объективный
мир существует независимо от
человеческого сознания и
2. В познании людьми объективной реальности решающую роль играет практика;
3. Процесс познания носит диалектический характер и должен рассматриваться как непрерывное движение от истины относительной к истине абсолютной, как превращение незнания в знание, неполного, незавершенного знания в более полное и более завершенное.
Литература
Лойфман И.Я., Руткевич М.Н. Основы гносеологии. 2-е издание. Екатеринбург, 2003.
Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопр. философии. 1999. №8.
Лебедев М.В. Перспективы
современных концепций
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18.
Ленин В.И. Философские тетради // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.29.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т.3.
Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.4. П.2,3.
Полони М. Личностные знания. М., 1985.
Поппер К. Логистика и рост научного знания. М., 1983.
Сачков Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития//Вопр. философии. 2007. № 3. С. 76-89.
Теория познания. М., 1992. Т.2.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означают
термины «гносеология» и «
2. Какие позиции
можно выделить в решении
3. Почему теорию
познания Платона называют «
4. Какие принципы лежат в основе диалектико-материалистической теории познания?
5. Что такое истина?
6. Как достигается
истина: сразу, целиком, полностью,
абсолютно или лишь
7. Как можно
проверить истинность наших
8. Что такое практика, как гносеологический феномен, с точки зрения диалектического материализма?
9. Какова роль интуиции в процессе познания?
10. Какова роль практики в познании?
Тестовые задания
1. Какое понятие обозначает раздел философии, изучающий природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности?
а) метафизика;
б) диалектика;
в) онтология;
г) гносеология.
2. Что такое
практика с позиции
а) целенаправленная, предметно-материальная деятельность людей, имеющая общественно значимый характер;
б) любой акт человеческой деятельности;
в) материально-производственная деятельность;
г) духовно-теоретическая деятельность ученых.
3. Какие формы
могут быть отнесены к
а) ощущение;
б) восприятие;
в) суждение;
г) представление.
4. Что такое скептицизм?
а) учение, утверждающее принципиальную познаваемость мира;
б) учение, подвергающее сомнению возможность истинного познания действительности;
в) учение, отрицающее возможность познания;
г) учение о потустороннем мире.
5. Каков объективный критерий истины с позиции диалектического материализма?
а) мнение большинства;
б) коллективное восприятие;
в) полезность;
г) общественно-историческая практика.