Особенности мировоззренческой и научной позиции философов милетской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием. В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

Оглавление

Введение
1. Ионийская философия
2. Милетская школа
2.1. Милетская школа как первая философская школа
2.2. Философия Фалеса
2.3. Анаксимандр
2.4. Анаксимен
3. Философия Гераклита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по философии.docx

— 47.28 Кб (Скачать)

Стихийный материализм  ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений  о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине, или перво-принципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философия Фалеса

 

Первый из ионических философов — Фалес  из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э. Происходил он из богатой  семьи и помимо теоретических  исследований занимался торговлей  и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и  практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря  развитию Милета, а также его выгодному  положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи  с Египтом, Персией и Индией. Сам  Фалес очень много путешествовал  и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему  возможность познакомиться с  работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной  является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых  одна называется арктической (она постоянно  видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая  — зимняя тропическая и пятая  — антарктическая (постоянно невидимая).

Во время  своих странствий в Вавилон и  Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство  античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал  ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. До сих  пор известна так называемая формула  Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в  случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через  центр окружности) являются прямыми».

Значительны и его знания, касающиеся отношений  прямоугольных треугольников. Он определил  условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два  угла, прилегающие к ней. Ему приписывается  также положение о подобных углах  при пересечении двух прямых.

Разносторонние  интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время  была настолько развитой наукой, что  являлась определенной основой научной  абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего  сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже  в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее  сосредоточение материи. Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что  к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем  метода абстракции». Не содержание (оно  безоговорочно материалистическое), но способ и метод постановки и  решения проблем высоко оценивает  в своей «Истории философии» представитель  идеалистической философии Нового времени Г.-В.-Ф. Гегель: «Фалесово  положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается  сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение  от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно  сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...» 

Согласно  Гегелю, философия в собственном  смысле слова возникает вместе с  постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии  и терминологии мифологического  мышления. Возникновение философии  связано с определенным уровнем абстрактного (рационального) мышления, которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или (мифологической) персонификации.

Для обозначения  первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой  философии употреблялись два  термина: стойхейон, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, прамате-рию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в  смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

В праоснове  Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем  «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании  развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации  действительности.

С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые  в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес  полагал, что она имеет форму  диска. С пониманием воды как первоосновы  связан его взгляд на то, что Земля  плавает в бесконечной воде. Она  имеет поры и отверстия. Землетрясения  он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде Рационалистическому подходу Фалеса отвечает и его мысль о том, что причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые «встречным напором преграждают ему течение» (На самом деле действительной причиной наводнений в нижнем течении Нила являются тропические дожди в верхнем и частично в среднем течении.).

 

 

 

 

    1. Анаксимандр

 

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611—546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.

По сохранившимся  фрагментам можно судить, что, подобно  Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые  углубляют и развивают взгляды  Фалеса, в частности в области  астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Некоторое время Анаксимандр  жил на острове Самос, где определенную часть жизни провел и Пифагор. Диоген Лаэртский о нем пишет, что «суждения свои он изложил  по пунктам в сочинении, которое  было еще в руках Аполлодора Афинского». Это говорит о том, что свои взгляды он, видимо, объединил в цельную систему, в виде которой их и излагал.

Наиболее  интересным из его астрономических  взглядов является мысль о том, что  «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так  как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключен зародыш геоцентрического, воззрения на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

Так же как  Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о  начале мира. Он утверждал, что «первоначалом  и основой является беспредельное (ареirоn), и не, определял его ни как воздух, ни как воду, ни как  что-либо иное. Он учил, что части  изменяются, целое же остается неизменным». Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное. «Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало». Говорит, что это не вода, не одна из так называемых стихий, но какая-то иная, неограниченная природность, из которой возникают все небесные своды и миры в них».

Анаксимандру  принадлежит первая глубокая догадка  о происхождении жизни. Живое  зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного  огня. Первые живые существа жили в  море. Затем некоторые из них вышли  на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел человек. В общем все  это верно. Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного  животного, а от морского. Человек  зародился и развился до взрослого  состояния внутри какой-то громадной  рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей  выжить), человек вышел на сушу.

Стихийное, материалистическое понимание мира Анаксимандром примерно такое же, как и Фалесом. Его  диалектический подход тоже стихийный, но гораздо более четкий. Приводимый фрагмент из Симплиция констатирует, что он «объясняет возникновение  вещей не игрой стихий, но тем, что  в вечном движении выявляются противоположности». Гегель в «Истории философии» отмечает, что «из самого этого единого, согласно Анаксимандру... выделяются содержащиеся в нем противоположности» ". Таким образом, у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую  Фалес лишь абстрактно обозначает, — проблематика возникновения и  формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели  на себе покров с шипами. Но когда  они вырастали, выходили на сушу и, когда  покров ломался, жили еще краткое время». Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как гилозоизм (от греч. hyle — материя, dzoe — жизнь). Согласно ему, вся материя живая. Следующим проявлением стихийного материализма является тот факт, что Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека. «Говорит он также, что вначале человек родился от животных другого вида».

Материалистический  монизм (монизм—учение, согласно которому все возникло из одного начала) мировоззрения  Анаксимандра поражало самих древних  греков. Античный автор Псевдо-Плутарх  подчеркивал:

“Анаксимандр... утверждал, что апейрон — единственная причина рождения и гибели”. Христианский теолог Августин сетовал на Анаксимандра за то, что тот “ничего не оставил  божественному уму”. Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении из него противоположностей, об образовании четырех стихий из противоположностей, а сама космогония — в учении о происхождении  живого из неживого, человека от животных, т. е. в общей идее эволюции живой  природы.

Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют стихийно-материалистические положения милетской школы, и  в частности ее ориентацию на диалектику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анаксимен

 

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585—524 до н. э.). Он был учеником и  последователем Анаксимандра. Подобно  Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен  изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.

В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию  стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений  и вещей. Сторонники подобных взглядов в своем большинстве были представителями  прогрессивных общественных классов, а их мысли формируют ядро нового мировоззрения, которое возникает  в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому они считают естественное объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.

С этой точки  зрения Анаксимен, как ранее Фалес  и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной  причине бытия и действия, о  том, что является основой мира. Он, как и его предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. «Анаксимен... провозглашает  воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все  возвращается». Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры — тучи — воду — землю — камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. «Анаксимен... говорил, что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха».

Анаксимен думал, что Солнце—это земля, которая раскалилась  от своего быстрого движения.

Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля  при этом неподвижна, а другие светила  движутся воздушными вихрями.

Анаксимен впервые  вводит понятие взаимного отношения  праматерии и движения Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

Информация о работе Особенности мировоззренческой и научной позиции философов милетской школы