Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием. В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.
Введение
1. Ионийская философия
2. Милетская школа
2.1. Милетская школа как первая философская школа
2.2. Философия Фалеса
2.3. Анаксимандр
2.4. Анаксимен
3. Философия Гераклита
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение |
3 |
|
6 |
|
9 |
|
9 |
|
12 |
|
15 |
|
18 |
|
21 |
Заключение |
27 |
Список литературы |
30 |
Введение
Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII – VI веков в приморских городах малоазийской Ионии (на территории современной Турции). В более поздних трудах, в частности Аристотеля, она получила название науки о природе или натурфилософии.
Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием. В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.
Натурфилософия
базировалась на ранней греческой мифологии
и в частности на космогонических
мифах, на непосредственных наблюдениях
ученых, опыте человеческой практики.
Большую роль играло активное взаимодействие
древнегреческих городов Ионии
с Ближневосточными и Древнеегипетским
государствами. Несомненно, греческие
ученые пользовались научными достижениями
своих соседей и воспринимали
их мистические философские
Однако греческая наука с самого начала была наукой теоретической. Ее целью было отыскание истины, постижение устройства мира рациональным путем, построение логических схем мироздания.
Начало натурфилософии
относится к Архаическому периоду
в истории Древней Греции, охватывающему
время с VII по V в.в. до н.э., и закончившемуся
в 449 году, в год окончания Греко-
Ионийская философия, которая заключает в себе первые натурфилософские школы Древней Греции была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом.
Милетская школа
(ионийская школа
Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.
Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.).
Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
С утратой Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед за Анаксименом всё из воздуха и развивший идею множественности самих изменений. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.
Актуальность настоящей темы заключается в ее тесном переплетении с современной философской проблематикой в ее общих смыслах, например, проблемы первоначала, проблемы единичного и общего. Эти ранние философские системы иллюстрируют эволюцию взглядов на космогонические проблемы и представляют большой интерес своей образностью.
Целью настоящей курсовой работы является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Если принять,
что античная философия — плод
древнегреческой мифологической мировоззренческой
и ближневосточной научной
Персы положили конец двухсотлетнему расцвету ионийской культуры. Восстание ионийцев в 496 г. до н. э. было жестоко подавлено, Милет разрушен.
Однако и после своего крушения Иония, так сказать, поставляла умы собственно Элладе. Из Галикарнаса вышел Геродот, из Клазомен—Анаксагор, из Милета—Архелай, Эвбулид и, возможно, Левкипп, с острова Самоса после Пифагора—Мелисс, Эпикур, Аристарх.
«Ионикэ философиа» (Диоген Лаэрций) была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична, что не исключает наличия в ней и элементов идеализма.
Ионийская философия—это протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма и уживчивость его с зачатками идеализма, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии и связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия в известной мере рождается как этика.
Однако ионийская
философия — философия в
Ионийских натурфилософов
называют еще гилозоистами.
Гилозоизм — философское
Ионийская натурфилософия дает нам первичный философский синтез и в том смысле, что здесь еще не ставятся проблемы теории познания. Философская мысль еще не ставит перед собой проблемы истины, не задается вопросом о том, какие у нее есть гарантии думать, что мир действительно таков, каким он воспринимается и мыслится человеком. Первые философы подходили к миру с величественной и наивной простотой. Им казалось, что если они видят зеленоватую поверхность моря — эта поверхность существует объективно, вне их сознания. Им казалось, что если они путем рассуждения, опирающегося на восприятие, приходят к известным выводам о сущности мира, то этот вывод абсолютно достоверен. Таким образом в ионийской философии еще отсутствовало расчленение понятий бытия и мышления, а следовательно отсутствовало и деление философии на учение о бытии (онтологию) и учение об истине или познании (гносеологию). Только много позднее проблема познания встанет перед греческой мыслью.
Ионийская философия антимифологична и сверхмифологична. Она — мировоззрение торгово-ремесленных слоев городского населения, успешно боровшегося за власть против аристократии, настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от своих прав в пользу брата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос, но все же мировоззренчески оправдывавшим ту социальную революцию, которая происходила в Элладе в 6 в. до н. э.
Если мифологическое
мировоззрение остановилось у Гесиода
на предельно обобщенном вопросе
о генетическом начале всего сущего
(ведь Гесиод спрашивал у муз о
том, что первым возникло), то ионийские
философы идут дальше и ставят вопрос
о субстанциальном начале всего
сущего, о том едином начале, которое
не только все из себя рождает, но и
как субстанция, как сущность лежит
в глубине всех без исключения
явлений. Ионийские философы—монисты,
их первоначало всегда одно. Оно
вещественно, но также и разумно,
даже божественно. В этих представлениях
н коренились зачатки идеализма
и философской теологии. Однако сильнее
был культ разума, мышления, т. е.
той способности, благодаря которой
и существует сама философия как
системно-рационализированное
Основной
вопрос мировоззрения в ионийской
философии постепенно начал принимать
форму основного вопроса
Первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы была Милетская школа, которая возникла, однако, в Малой Азии.
Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходило в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества. Они известны как «семь мудрецов». Среди них — основатель милетской философской школы Фалес.
Милетская школа
известна как первая философская
школа. В ней впервые сознательно
был поставлен вопрос о первоосновах
всего сущего. И хотя философия
в этот период представляет, собственно,
совокупность всех видов и форм познания
(как теоретического, так и практического),
главный интерес всех представителей
милетской школы охватывает определенный
круг проблем. На первом месте здесь
стоит вопрос о сущности мира. И
хотя отдельные представители
Информация о работе Особенности мировоззренческой и научной позиции философов милетской школы