Особенности мировоззренческой и научной позиции философов милетской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием. В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

Оглавление

Введение
1. Ионийская философия
2. Милетская школа
2.1. Милетская школа как первая философская школа
2.2. Философия Фалеса
2.3. Анаксимандр
2.4. Анаксимен
3. Философия Гераклита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по философии.docx

— 47.28 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 

3

  1. Ионийская философия

6

  1. Милетская школа

9

    1. Милетская школа как первая философская школа

9

    1. Философия Фалеса

12

    1. Анаксимандр

15

    1. Анаксимен

18

  1. Философия Гераклита 

21

Заключение 

27

Список  литературы

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ранняя греческая  наука зародилась на рубеже VII – VI веков  в приморских городах малоазийской Ионии (на территории современной Турции). В более поздних трудах, в частности Аристотеля, она получила название науки о природе или натурфилософии.

Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием. В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

Натурфилософия  базировалась на ранней греческой мифологии  и в частности на космогонических  мифах, на непосредственных наблюдениях  ученых, опыте человеческой практики. Большую роль играло активное взаимодействие древнегреческих городов Ионии  с Ближневосточными и Древнеегипетским государствами. Несомненно, греческие  ученые пользовались научными достижениями своих соседей и воспринимали их мистические философские учения.

Однако греческая  наука с самого начала была наукой теоретической. Ее целью было отыскание  истины, постижение устройства мира рациональным путем, построение логических схем мироздания.

Начало натурфилософии относится к Архаическому периоду  в истории Древней Греции, охватывающему  время с VII по V в.в. до н.э., и закончившемуся в 449 году, в год окончания Греко-Персидских войн. Именно в начальном периоде греческой натурфилософии – в культуре, не делавшей различий между наукой, философией и религией, следует искать корни всей современной Западной науки.

Ионийская философия, которая заключает в себе первые натурфилософские школы Древней  Греции была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой  Гераклитом.

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии  в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы  Милетской школы стояли у истоков  греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления  о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом  виде распространённые по мифологии  и традиции, милетцы перевели в  плоскость научного интереса, сформировав  группу неотвлечённых образов. Ввели  первую научную терминологию, впервые  стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни  и существования космоса. Таким  образом, за многообразием явлений  они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это —  вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное  первовещество), для Анаксимена —  воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных  свойств такого первовещества.).

Милетская школа  рассматривала мир как живое  целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим  и физическим; признавала за неодушевлёнными  предметами только меньшую степень  одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

С утратой  Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни  Милета и замирает развитие здесь  философии. Однако в других городах  Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший  к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед  за Анаксименом всё из воздуха  и развивший идею множественности  самих изменений. Милетская школа  оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли  Древней Греции.

Актуальность  настоящей темы заключается в  ее тесном переплетении с современной  философской проблематикой в  ее общих смыслах, например, проблемы первоначала, проблемы единичного и  общего. Эти ранние философские системы  иллюстрируют эволюцию взглядов на космогонические  проблемы и представляют большой  интерес своей образностью.

Целью настоящей  курсовой работы является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной  позиции.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • Сформулировать цель и задачи исследования;
  • Дать характеристику ионийской философии;
  • Проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы;
  • Изучить развитие милетской философии в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра;
  • Рассмотреть основные идеи философии Гераклита;
  • Сделать основные выводы по содержанию работы.

 

  1. Ионийская философия

 

Если принять, что античная философия — плод древнегреческой мифологической мировоззренческой  и ближневосточной научной предфилософии, то факт зарождения философии в Ионии неудивителен. «Иония, — сказал А. И. Герцен, — начало Греции и конец Азии». В              8—7 вв. до н. э. Иония—передовая часть Эгейского мира. Она была расположена на западном побережье полуострова Малая Азия и состояла из двенадцати самостоятельных полисов. Это Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др. Иония — родина эпической поэзии. Гомер был ионийцем. Иония — родина лирики. Ионийцами были первые логографы, т. е. «пишущие слова» (подразумевается—прозой) первые историки.

Персы положили конец двухсотлетнему расцвету ионийской  культуры. Восстание ионийцев в 496 г. до н. э. было жестоко подавлено, Милет  разрушен.

Однако и  после своего крушения Иония, так  сказать, поставляла умы собственно Элладе. Из Галикарнаса вышел Геродот, из Клазомен—Анаксагор, из Милета—Архелай, Эвбулид и, возможно, Левкипп, с острова  Самоса после Пифагора—Мелисс, Эпикур, Аристарх.

«Ионикэ философиа» (Диоген Лаэрций) была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична, что не исключает наличия в ней и элементов идеализма.

Ионийская философия—это  протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм  и идеализм, чем и объясняются  стихийность ее материализма и уживчивость  его с зачатками идеализма, наличие  многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской  терминологии и связанная с этим иносказательность, представление  физических процессов в контексте  моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античная философия в известной мере рождается как этика.

Однако ионийская  философия — философия в основном смысле этого слова, потому что уже  ее первые творцы стремились понять то или иное начало как субстанцию. Отсюда определенная системность их воззрений, причем материалистическая, потому что утверждаемые ими начала—та  или иная форма вещества, а не духа. Ионийскую философию следует  считать таковой и потому, что  форма ее, несмотря на пережитки  мифологической образности, все же рациональна, ибо она выражалась в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность. Вода, земля, воздух, огонь, логос, необходимость— все это  уже демифологизированные образы, вступившие на грань понятий. Уже предфилософская  мифология свидетельствует о  рождении философии — в образе того самого сына Зевса, которого отец так боялся.

Ионийских натурфилософов называют еще гилозоистами.          Гилозоизм — философское учение, считающее основой мира живую  материю. Такое название к ним  можно применить, если только не придавать  ему идеалистического оттенка, что  обычно делают некоторые философы. Субстанции Фалеса, Анаксимена и Анаксимандра — это живая или одушевленная материя. В ней скрыты и материя, и дух в их первичном, примитивном  единстве.

Ионийская натурфилософия дает нам первичный философский  синтез и в том смысле, что здесь  еще не ставятся проблемы теории познания. Философская мысль еще не ставит перед собой проблемы истины, не задается вопросом о том, какие у  нее есть гарантии думать, что мир  действительно таков, каким он воспринимается и мыслится человеком. Первые философы подходили к миру с величественной и наивной простотой. Им казалось, что если они видят зеленоватую  поверхность моря — эта поверхность  существует объективно, вне их сознания. Им казалось, что если они путем  рассуждения, опирающегося на восприятие, приходят к известным выводам о сущности мира, то этот вывод абсолютно достоверен. Таким образом в ионийской философии еще отсутствовало расчленение понятий бытия и мышления, а следовательно отсутствовало и деление философии на учение о бытии (онтологию) и учение об истине или познании (гносеологию). Только много позднее проблема познания встанет перед греческой мыслью.

Ионийская философия  антимифологична и сверхмифологична. Она — мировоззрение торгово-ремесленных слоев городского населения, успешно боровшегося за власть против аристократии, настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от своих прав в пользу брата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос, но все же мировоззренчески оправдывавшим ту социальную революцию, которая происходила в Элладе в 6 в. до н. э.

Если мифологическое мировоззрение остановилось у Гесиода  на предельно обобщенном вопросе  о генетическом начале всего сущего (ведь Гесиод спрашивал у муз о  том, что первым возникло), то ионийские  философы идут дальше и ставят вопрос о субстанциальном начале всего  сущего, о том едином начале, которое  не только все из себя рождает, но и  как субстанция, как сущность лежит  в глубине всех без исключения явлений. Ионийские философы—монисты, их первоначало всегда одно. Оно  вещественно, но также и разумно, даже божественно. В этих представлениях н коренились зачатки идеализма  и философской теологии. Однако сильнее  был культ разума, мышления, т. е. той способности, благодаря которой  и существует сама философия как  системно-рационализированное мировоззрение.

Основной  вопрос мировоззрения в ионийской  философии постепенно начал принимать  форму основного вопроса философии, хотя этот процесс завершится позднее, лишь в 5 в. до н. э. (о чем пойдет речь ниже).

Первой философской  школой Эллады, а тем самым и  Европы была Милетская школа, которая  возникла, однако, в Малой Азии.

  1. Милетская школа
    1. Милетская школа как первая философская школа

 

Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходило в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества. Они известны как «семь мудрецов». Среди них — основатель милетской философской школы Фалес.

Милетская школа  известна как первая философская  школа. В ней впервые сознательно  был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия  в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь  стоит вопрос о сущности мира. И  хотя отдельные представители милетской  школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская  школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении  материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был  сформулирован позже. Представители  этой школы интуитивно понимали мир  как материальный. Вместе со стихийным  материализмом в мышлении этих философов  проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств  которой они стремятся постичь  мир в динамике его развития и  перемен.

Информация о работе Особенности мировоззренческой и научной позиции философов милетской школы