Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:43, контрольная работа
Наука – это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличие мощных токов знаний, идей, образов, представлений, от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и функции науки. Специфика научного познания. 4
2. Логика развития науки. 7
3.Дайте общую характеристику и покажите основные черты современной научной картины мира. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и функции науки. Специфика научного познания. 4
2. Логика развития науки. 7
3.Дайте общую
характеристику и покажите
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Наука – это многогранное
и вместе с тем целостное образование,
отдельные компоненты которого, в
том числе естественные и гуманитарные
науки, в своих глубинных
Она наращивает свой
объем, непрерывно
Важнейшим видом духовного производства является наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт. Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.
Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Как и на географической карте, на ней отмечено лишь самое главное, основное, масса же несущественных подробностей опущена ввиду их малой значимости для человека.
Для того чтобы возник мир
науки (а произошло это около 2,5
тысячелетий назад), понадобилось достаточно
много самых разнообразных
Наука, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринять весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида.
Функции науки:
- познавательная функция способствует созиданию мира;
- объяснительная функция
считается ведущей, так как
подлинное назначение науки –
объяснять, как устроен мир,
почему мы наблюдаем его
- суть практически-действенной
функции науки заключена в
том, что наука не только
объясняет, как устроен мир,
но и одновременно дает метод,
т.е. систему правил и
- мировоззренческая функция
науки задана самой ее
Специфика научного познания.
В отличие от обыденного познания научное познание характеризуется:
- систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других;
- объектами научного (теоретического)
познания выступают не сами
по себе предметы и явления
реального мира, а их своеобразные
аналоги — идеализированные
- осознанным контролем
над самой процедурой познания;
фиксацией и предъявлением
- высокими требованиями,
предъявляемыми в науке к
- строгостью и объективностью
открываемых истин, т.е. их
С XVII—XVIII вв. в Европе появляются
первые научные общества и академии,
начинается издание научных журналов.
Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались
появлением новой формы организации
науки — крупных научных
Практически до конца XIX столетия
в триаде «наука — техника —
производство» науке
Две с половиной тысячи
лет истории науки не оставляют
сомнения в том, что она развивается,
т.е. необратимо качественно изменяется
со временем. Наука постоянно наращивает
свой объем, непрерывно разветвляется,
усложняется и т.п. Однако развитие
это оказывается неравномерным:
с «рваным» ритмом, причудливым переплетением
медленного кропотливого накопления новых
знаний с «обвальным» эффектом внедрения
в тело науки «сумасшедших идей»,
за непостижимо короткое время опрокидывающих
складывавшиеся веками картины мира.
Фактическая история науки
Выявление логики развития науки означает уяснение закономерностей научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, что господствовало, пожалуй, до середины прошлого столетия. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: последняя развивается не непрерывным накоплением новых фактов и идей, не шаг за шагом, а через фундаментальные теоретические сдвиги, в один прекрасный момент перекраивающие дотоле привычную общую картину мира и заставляющие ученых перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок.
Научное знание постоянно изменяется по своему содержанию и объему, обнаруживаются новые факты, рождаются новые гипотезы, создаются новые теории, которые приходят на смену старым. Происходит научная революция. Существует несколько моделей развития науки:
- история науки: поступательный, кумулятивный, прогрессивный процесс;
- история науки через научные революции;
- история науки как совокупность частных ситуаций.
Понятие «научная революция» содержит две последние модели развития науки. В приложении к развитию науки оно означает изменение всех ее составляющих – фактов, законов, методов, научной картины мира. Поскольку факты не могут быть изменяемы, то речь идет об изменении их объяснения.
Так, наблюдаемое движение Солнца и планет может быть объяснено и в схеме мира Птоломея, и в схеме Коперника. Объяснение фактов встроено в какую-то систему взглядов, теорий. Множество теорий, описывающих окружающий мир, могут быть собраны в целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мира или в единую картину мира. О природе научных революций, меняющих картину мира, было много дискуссий.
Из всего вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что определяющим дальнейшее направление развития науки является этап научной революции.
Концепция научных революции Т. Куна.
В основной работе Т. Куна «Структура научных революций» (1962, рус. 1974, 2002), стержневыми являются понятия «парадигма» и «научная революция». Именно вокруг этих двух ключевых терминов и строится концепция американского ученого. Парадигму Т. Кун определяет следующим образом: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»[2., с. 17].
Парадигма – это нормы и образцы научного мышления, приобретающие в данном научном сообществе характер традиции. Или, чуть иначе, это определенные научные стереотипы, шаблоны мышления, в рамках которых ученые в тот или иной период решают свои исследовательские задачи.
Научной революцией Т. Кун называет этап развития науки, когда одна парадигма меняется на другую. А периоды развития системы научного знания между «революциями» могут быть охарактеризованы либо как «допарадигмальные», либо как периоды «нормальной науки».
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
«Научно-исследовательская программа» (или просто «исследовательская программа») представляет собой некоторую совокупность теорий, развивающихся на базе единых исследовательских и методологических принципов. Структурно она включает в себя следующие элементы:
а) «жесткое ядро» – фундаментальные принципы всех теорий программы, помогающие сохранять ее целостность;
б) «защитный пояс» – вспомогательные гипотезы программы; он обеспечивает сохранность «жесткого ядра» программы.
«Защитный пояс должен выдержать
главный удар со стороны проверок;
защищая таким образом
в) методологические принципы, определяющие перспективы применения данной программы («положительная» или «отрицательная эвристика»).
В отличие от концепции Т. Куна, теория И. Лакатоса предполагает, что периоды так называемой «нормальной науки», когда господствует одна исследовательская программа, крайне редки в истории науки и что куновская «парадигма» на деле есть не что иное, как исследовательская программа, временно захватившая монополию в научном сообществе. Гораздо чаще бывают периоды, когда исследовательских программ много и они вступают друг с другом в острую конкуренцию.
Методологическая программа Карла Поппера
В методологии К. Поппер – выдающийся представитель направления, которое может быть обозначено как критицизм, критический рационализм или критический эмпиризм (чаще всего употребляются первых два названия, третье является не совсем точным). Суть этого направления, а также суть самой философской методологии Поппера можно свести к следующему утверждению: «Подвергай все критике».