Наука познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Наука – это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличие мощных токов знаний, идей, образов, представлений, от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и функции науки. Специфика научного познания. 4
2. Логика развития науки. 7
3.Дайте общую характеристику и покажите основные черты современной научной картины мира. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

философия контр печать.docx

— 33.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие  и функции науки. Специфика  научного познания. 4

2. Логика  развития науки. 7

3.Дайте общую  характеристику и покажите основные  черты современной  научной  картины мира. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наука – это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в  том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих  и методологических основаниях теснейшим  образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует  о наличие мощных токов знаний, идей, образов, представлений, от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций – глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности. Нет сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем.

 Она наращивает свой  объем, непрерывно разветвляется,  усложняется и тому подобное. Как уже отмечалось, развитие  это оказывается неравномерным:  с "равным" ритмом, причудливым  переплетением медленного кропотливого  накопления новых знаний с  "обвальным" эффектом внедрения  в тело науки сумасшедших идей, перечеркивающих за непостижимо  короткое время складывающиеся  веками картины мира. Фактическая  история науки внешне выглядит  достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом "броуновском движении" гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, то есть обнаружить скрытую логику развития научного знания.

 

 

 

 

 

         1. Понятие и функции науки. Специфика научного познания.

 

Важнейшим видом духовного  производства является наука, рассматриваемая  и как система знаний, и как  устойчивый социальный институт. Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.

Как и другие виды духовного  производства, наука создает как  бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Как и на географической карте, на ней отмечено лишь самое главное, основное, масса же несущественных подробностей опущена ввиду их малой значимости для человека.

Для того чтобы возник мир  науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий  — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее  разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему. Потребовался выход за пределы непосредственного опыта человека, проникновение в сущность вещей. Прорыв за пределы повседневного опыта по-своему обеспечивали и предшествующие научному способы освоения      мира — мифологический и религиозный. Но эти способы духовного обустройства человека оказались со временем слишком тяжеловесными и малоэффективными. Миф, религия — это способы духовной защиты. Их задача — как-нибудь пристроить человека к огромному и враждебному ему миру, приютить это хрупкое создание природы под сенью каких-либо могущественных сил-покровителей. Наука может обойтись и вовсе без религии, но вытеснить ее из общественного сознания она до сих пор не может. Ведь, несмотря на все свои успехи, наука не в состоянии обеспечить человеку прочную духовную защиту.

Наука, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринять весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида.

Функции науки:

-   познавательная функция  способствует созиданию мира;

- объяснительная функция  считается ведущей, так как  подлинное назначение науки –  объяснять, как устроен мир,  почему мы наблюдаем его именно  таким, а не другим; что будет,  если предпринять такие-то действия;

- суть практически-действенной  функции науки заключена в  том, что наука не только  объясняет, как устроен мир,  но и одновременно дает метод,  т.е. систему правил и практических  приемов обращения с ним.;

- мировоззренческая функция  науки задана самой ее сущностью.  Под мировоззрением обычно понимают  систему общих взглядов на  мир и место человека в нем. 

 

Специфика научного познания.

В отличие от обыденного познания научное познание характеризуется:

- систематичностью, а также  логической выводимостью одних  положений из других;

- объектами научного (теоретического) познания выступают не сами  по себе предметы и явления  реального мира, а их своеобразные  аналоги — идеализированные объекты;

 

- осознанным контролем  над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих  требований к методам, т.е. способам  и приемам получения нового  знания;

- высокими требованиями, предъявляемыми в науке к языку  описания исследуемых объектов; неопределенность, многозначность  понятий естественного языка  заставляет науку вырабатывать  свой специальный язык с четкой  фиксацией смысла и значения  понятий;

- строгостью и объективностью  открываемых истин, т.е. их независимостью  от познающего субъекта, обязательностью,  воспроизводимостью и т.д.

С XVII—XVIII вв. в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением новой формы организации  науки — крупных научных институтов, лабораторий, исследовательских центров. Это было связано в основном с  изменением социальной роли науки в  ее взаимоотношениях с производством.

Практически до конца XIX столетия в триаде «наука — техника —  производство» науке принадлежала вспомогательная роль. Однако с рубежа веков, совпавшего с очередной революцией в естествознании, наука начинает опережать развитие производства и  постепенно отвоевывает себе роль лидера. Производство как бы теряет независимую  логику саморазвития и начинает меняться в соответствии с логикой развертывания  науки: появление новых отраслей производства (атомная энергетика, электроника и пр.) инициировано фундаментальными научными открытиями. Начинается триумфальное шествие науки, наводняющей мир умными машинами, способной избавить человека от голода, болезней, бытовых неудобств и  прочих несчастий.

 

2. Логика развития  науки.

 

Две с половиной тысячи лет истории науки не оставляют  сомнения в том, что она развивается, т.е. необратимо качественно изменяется со временем. Наука постоянно наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и т.п. Однако развитие это оказывается неравномерным: с «рваным» ритмом, причудливым переплетением  медленного кропотливого накопления новых  знаний с «обвальным» эффектом внедрения  в тело науки «сумасшедших идей», за непостижимо короткое время опрокидывающих складывавшиеся веками картины мира. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом «броуновском движении» гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, т.е. обнаружить скрытую логику развития научного знания.

Выявление логики развития науки означает уяснение закономерностей  научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, что  господствовало, пожалуй, до середины прошлого столетия. Прежде полагали, что  в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все  более точных теорий, создающее в  итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: последняя развивается не непрерывным накоплением новых фактов и идей, не шаг за шагом, а через фундаментальные теоретические сдвиги, в один прекрасный момент перекраивающие дотоле привычную общую картину мира и заставляющие ученых перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок.

 

Научное знание постоянно  изменяется по своему содержанию и  объему, обнаруживаются новые факты, рождаются новые гипотезы, создаются  новые теории, которые приходят на смену старым. Происходит научная  революция. Существует несколько моделей  развития науки:

-  история науки: поступательный, кумулятивный, прогрессивный процесс;

-  история науки через  научные революции;

-  история науки как  совокупность частных ситуаций.

 

Понятие «научная революция» содержит две последние модели развития науки. В приложении к развитию науки  оно означает изменение всех ее составляющих – фактов, законов, методов, научной  картины мира. Поскольку факты  не могут быть изменяемы, то речь идет об изменении их объяснения.

Так, наблюдаемое движение Солнца и планет может быть объяснено  и в схеме мира Птоломея, и в схеме Коперника. Объяснение фактов встроено в какую-то систему взглядов, теорий. Множество теорий, описывающих окружающий мир, могут быть собраны в целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мира или в единую картину мира. О природе научных революций, меняющих картину мира, было много дискуссий.

Из всего вышеизложенного  необходимо подчеркнуть, что определяющим дальнейшее направление развития науки  является этап научной революции.

 

Концепция научных революции Т. Куна.

В основной работе Т. Куна «Структура научных революций» (1962, рус. 1974, 2002), стержневыми являются понятия «парадигма» и «научная революция». Именно вокруг этих двух ключевых терминов и строится концепция американского ученого. Парадигму Т. Кун определяет следующим образом: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»[2., с. 17].

   Парадигма – это нормы и образцы научного мышления, приобретающие в данном научном сообществе характер традиции. Или, чуть иначе, это определенные научные стереотипы, шаблоны мышления, в рамках которых ученые в тот или иной период решают свои исследовательские задачи.

Научной революцией Т. Кун  называет этап развития науки, когда  одна парадигма меняется на другую. А периоды развития системы научного знания между «революциями» могут  быть охарактеризованы либо как «допарадигмальные», либо как периоды «нормальной науки».

 

Концепция исследовательских  программ И. Лакатоса.

«Научно-исследовательская  программа» (или просто «исследовательская программа») представляет собой некоторую  совокупность теорий, развивающихся  на базе единых исследовательских и  методологических принципов. Структурно она включает в себя следующие  элементы:

а) «жесткое ядро» – фундаментальные  принципы всех теорий программы, помогающие сохранять ее целостность;

б) «защитный пояс» –  вспомогательные гипотезы программы; он обеспечивает сохранность «жесткого  ядра» программы.

«Защитный пояс должен выдержать  главный удар со стороны проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро, он должен приспосабливаться, переделываться или даже полностью заменяться, если того требуют интересы обороны. Если все это дает прогрессивный сдвиг  проблем, исследовательская программа  может считаться успешной. Она  неуспешна, если это приводит к регрессивному сдвигу проблем»[3., с. 323];

в) методологические принципы, определяющие перспективы применения данной программы («положительная»  или «отрицательная эвристика»).

В отличие от концепции  Т. Куна, теория И. Лакатоса предполагает, что периоды так называемой «нормальной науки», когда господствует одна исследовательская программа, крайне редки в истории науки и что куновская «парадигма» на деле есть не что иное, как исследовательская программа, временно захватившая монополию в научном сообществе. Гораздо чаще бывают периоды, когда исследовательских программ много и они вступают друг с другом в острую конкуренцию.

 

Методологическая программа  Карла Поппера

В методологии К. Поппер –  выдающийся представитель направления, которое может быть обозначено как  критицизм, критический рационализм  или критический эмпиризм (чаще всего  употребляются первых два названия, третье является не совсем точным). Суть этого направления, а также суть самой философской методологии  Поппера можно свести к следующему утверждению: «Подвергай все критике».

Информация о работе Наука познания