Роль науки и нучного познания, его структура, форма и методы познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Какие именно используются методы научного познания в современном изучении природы и действующих в ней процессах мы и рассмотрим далее.

Оглавление

1. Роль науки и научного познания, его структура, форма и метод познания.
• Введение…………………………………………………………………….….. 1 стр.
• Структура научного познания……………………………………. 2 стр.
• Форма научного познания……….……………………………….….. 3 стр.
• Метод научного познания………………………..…………………. 7 стр.
2. И. Кант. Учение о чувствах, рассудке и разуме. Нравственные основы поведения человека…………………………………………………………………....10 стр.
3. Литература………………………………………………………………………………..13 стр.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.95 Кб (Скачать)

Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Южно-Якутский технологический колледж»

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:

«Основы Философии»

На тему: «Роль науки и научного познания, его структура, форма и методы познания.

И.Кант Учение о чувствах, рассудке и разуме. Нравственные основы поведения человека»

 

 

 

 

Выполнила студентка гр……….:

  Фамилия Имя

Проверил преподаватель:

Фамилия Имя

2013 г.

Содержание:

  1. Роль науки и научного познания, его структура, форма и метод познания.
    • Введение…………………………………………………………………….….. 1 стр.
    • Структура научного познания……………………………………. 2 стр.
    • Форма научного познания……….……………………………….….. 3 стр.
    • Метод научного познания………………………..…………………. 7 стр.
  1. И. Кант. Учение о чувствах, рассудке и разуме. Нравственные основы поведения человека…………………………………………………………………....10 стр.
  1. Литература………………………………………………………………………………..13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.

   Согласно основным точкам зрения наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт.

   Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом.

   Метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) – это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

   Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

   Какие именно используются методы научного познания в современном изучении природы и действующих в ней процессах мы и рассмотрим далее.

 

1

2013 г.

Структура научного познания.

   Структура научного познания состоит из главных  элементов научного знания, уровней, познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные  формы организации научной информации. Таким образом, научное опознание  проявляется в исследовательской  деятельности, которая включает в  себя методы научного познания, позволяющие  изучать объект (эмпирической и теоретической).  Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания позволяющей  организовывать и систематизировать  научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные  факты). Центральным звеном является теория.

    В зависимости от необходимости  более  тщательного изучения  возникающих  процессов и явлений  выделяются два уровня – эмпирический  уровень  познания и теоретический.  Первый начинает с анализа  информации, полученной в ходе  проведения наблюдения и постановки  эксперимента. Данный уровень позволяет  составить представление об объекте  (как предмете, так и действии). После обработки полученных сведений, информация получает статус полученного  факта. Этот момент на теоретическом  уровне познания происходит исследование  всего процесса, начиная с отдельных  суждений и заканчивая построением  теоретических гипотез (т.е. предложений). Теоретический и эмпирический  уровни познания тесно связаны  между собой. Это объясняется  тем, что теоретические знания  опираются на исследуемый эмпирический  материал, а эмпирические исследования  определяются задачами и целями, поставленными на теоретическом уровне.

 

 

 

 

2

2013 г.

Форма научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

 

   Благодаря новому методу построения знаний наука  получает возможность изучить не только те предметные связи, которые  могут встретиться в сложившихся  стереотипах практики, но и проанализировать изменения объектов, которые в  принципе могла бы освоить развивающаяся  цивилизация. В  ней наряду с эмпирическими правилами  и зависимостями формируется особый тип знания: теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Теория -это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области, высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. А также - самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Не  все философы считают, что достоверность  это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два  подхода. Представители первого  подхода если и относятся к  теориям концепции, которые могут  оказаться не достоверными, то все  же считают, что задача науки - создание истинных теорий. Представители другого  подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным  инструментом познания. Принимая достоверность  за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации

3

2013 г.

эмпирических фактов. Посредством  теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех  случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Различаю описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории. Поворотными пунктами в истории науки становятся и революции. Рев в науке выражается в качественном изменении её исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирических и теоретических мышлений, приобретшие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образуют логически непротиворечивую теорию. Меняется и категориальный статус знаний - они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности “самой по себе”, и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов. Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность.

   Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными  состояниями развития культуры и  цивилизации. Во-первых, с изменениями  в культуре античного мира, которые  обеспечили применение научного метода в математике и выявлении на уровень  теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской  культуре, произошедшими в эпоху  возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный  способ мышления стал достоянием естествознания. Нетрудно увидеть, что речь идет о  тех мутациях в культуре, которые  обеспечивали в конечном итоге становление  техногенной цивилизации,

4

2013 г.

методологии.  Термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы. Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии - выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением, аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с другом. Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей. На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение

5

2013 г.

следствий из гипотезы не гарантирует  ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует  однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила. Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий. Иногда метод гипотезы называют еще гипотетико-дедуктивным методом, имея в виду тот факт, что выдвижение гипотезы всегда сопровождается дедуктивным выведением из него эмпирически проверяемых следствий. Но дедуктивные умозаключения - не единственный логический прием, используемый в рамках метода гипотезы. При установлении степени эмпирической подтверждаемости гипотезы используются элементы индуктивной логики. Индукция используется и на стадии выдвижения догадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2013 г.

Методы  научного познания: эмпирические и  теоретические.

 

   Понятие метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

    Метод вооружает человека  системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми  он может достичь намеченной  цели. Владение методом означает  для человека знание того, каким  образом, в какой последовательности  совершать те или иные действия  для решения тех или иных  задач, и умение применять это  знание на практике. «Таким образом,  метод (в той или иной своей  форме) сводится к совокупности  определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он  есть система предписаний, принципов,  требований, которые ориентируют  субъекта в решении конкретной  задачи, достижении определенного  результата в данной сфере  деятельности. Он дисциплинирует  поиск истины, позволяет (если  правильный) экономить силы и  время, двигаться к цели кратчайшим  путем. Основная функция метода -- регулирование познавательной и иных форм деятельности».

    Учение  о методе начало  развиваться еще в науке Нового  времени. Ее представители считали  правильный метод ориентиром  в движении к надежному, истинному  знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод  познания с фонарем, освещающим  дорогу путнику, идущему в темноте.  А другой известный ученый  и философ этого же периода  Р. Декарт изложил свое понимание  метода следующим образом: «Под  методом, - писал он, - я разумею  точные и простые правила, строгое  соблюдение которых... без лишней  траты умственных сил, но постепенно  и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает  истинного познания всего, что ему доступно».

    Существует  целая область  знания, которая специально занимается  изучением методов и которую  принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот

7

2013 г.

термин от двух греческих слов: «методос» - метод и «логос» - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.  Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.. «Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов».

    Особая роль эмпирии  в науке заключается в том,  что только на этом уровне  исследования мы имеем дело  с непосредственным взаимодействием  человека с изучаемыми природными  или социальными объектами. Здесь  преобладает живое созерцание (чувственное  познание), рациональный момент и  его формы (суждения, понятия и  др.) здесь присутствуют, но имеют  подчиненное значение. Поэтому исследуемый  объект отражается преимущественно  со стороны своих внешних связей  и проявлений, доступных живому  созерцанию и выражающих внутренние  отношения. На этом уровне осуществляется  процесс накопления информации  об исследуемых объектах, явлениях  путем проведения наблюдений, выполнения  разнообразных измерений, поставки  экспериментов. Здесь производится  также первичная систематизация  получаемых фактических данных  в виде таблиц, схем, графиков  и т. п. 

 

8

2013 г.

    Кроме того, уже на втором уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

    Теоретический уровень  научного познания характеризуется  преобладанием рационального момента  - понятий, теорий, законов и других  форм и «мыслительных операций».  Отсутствие непосредственного практического  взаимодействия с объектами обуславливает  ту особенность, что объект  на данном уровне научного  познания может изучаться только  опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Информация о работе Роль науки и нучного познания, его структура, форма и методы познания