Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:43, контрольная работа
Наука – это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличие мощных токов знаний, идей, образов, представлений, от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и функции науки. Специфика научного познания. 4
2. Логика развития науки. 7
3.Дайте общую характеристику и покажите основные черты современной научной картины мира. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
«Ничто не свободно и не должно считаться свободным от критики – даже сам основной принцип критического метода»[4., с. 77].
Но сама критика, по мнению К. Поппера, бывает различной: необходимо отличать правильный метод критики от ошибочного. Основные черты правильного критического метода следующие: рациональность (доказуемость, обоснованность); диалектичность (стремление выявить противоречия); апелляция к научному знанию (сциентизм); дедуктивизм (опора на дедуктивные, а на не индуктивные суждения); стремление сделать любое знание хотя бы в принципе опровержимым (метод фальсификации или просто фальсификационизм).
Научная картина мира - это
целостная система
Важнейшие элементы структуры научной картины мира - междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются, однако сам "вопросник" остается практически неизменным по крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греции.
Каждая научная картина мира обязательно включает в себя следующие представления:
о материи (субстанции);
о движении;
о пространстве и времени;
о взаимодействии;
о причинности и закономерности;
космологические представления.
Каждый из перечисленных элементов изменяется по мере исторической смены научных картин мира.
Современная научная картина мира, которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.
В современной естественно-
Наиболее характерной чертой современной естественно-научной картины мира является ее эволюционность. Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.
Современная естественно-научная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид, что впрочем, является преходящим (когда - то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно "безумной").
Но в то же самое время
эта картина величественно
системность,
глобальный эволюционизм,
самоорганизация,
историчность.
Данные принципы построения
современной научной картины
мира в целом соответствуют
Эти принципиальные особенности
современной естественно-
Из всего этого мы видим выявление логики развития науки означает уяснение закономерности научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, которое господствовало, пожалуй, до середины нашего столетия. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. В один прекрасный момент они заставляют ученых перекраивать привычную общую картину мира и перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных революций и катастрофы. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но как уже говорилось концепции Т.Куна и И.Лакатоса считаются самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине XX в.
1. Философия:
учебник для вузов / под ред.
проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.
— 3-е изд., перераб. и
2. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975
3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995 // Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975
4. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983