Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:11, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть смысл понятия метода научного познания и показать его значения для науки и общества.
В работе представлен прогрессивный вклад Бэкона, который он внес не только в философию и методологию естествознания, но и в историческую науку, в правоведение и в другие области знания.
Введение 3
Глава 1. Биография Ф.Бэкона 4
Глава 2. Учение о призраках (идолах) 7
Глава 3. Эмпирический метод 10
3.1 Теория индукции 13
Глава 4. Методологическое значение бэконовского материализма 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет: Экономики и финансов
Специальность/Направление подготовки: экономика
Кафедра: Философии
Реферат
На тему:
«Метод научного познания Ф.Бэкона и его значение в развитии науки»
Работу выполнил:
Студентка 1 курса
Группы №1403
Курбангалеева Ю.М.
Проверил:
Ивашковская Т. В.
Оценка _________________
Подпись ________________
«___» _____________2014 г.
Санкт-Петербург
2014 год
Оглавление
Главным вопросом философии Нового времени становится вопрос о методе познания природы, человека, общества. В решении этого вопроса наметилась тенденция Ф.Бэкона – эмпиризм (сенсуализм).
Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона.
Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования.
Философия Ф.Бэкона сложилась в атмосфере научного и культурного подъема позднего Возрождения и оказала огромное влияние на целую эпоху последующего философского развития. Его учение дало мощный толчок развитию материализма и эмпиризма в Европе и Америке, оно оказало влияние на рационализм Лейбница, труды представителей немецкой классической философии Канта и Фейербаха, на развитие мировой прогрессивной философской мысли в целом.
Бэкон первый в Новое время осознал значение метода научного исследования и сосредоточил свои усилия на его разработке.
Английский профессор Б. Фаррингтон усматривает заслугу Бэкона в том, что он понял необходимость применить науку в производстве с целью повышения благосостояния людей.
Цель моей работы состоит в том, чтобы раскрыть смысл понятия метода научного познания и показать его значения для науки и общества.
В моей работе представлен прогрессивный вклад Бэкона, который он внес не только в философию и методологию естествознания, но и в историческую науку, в правоведение и в другие области знания.
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Йоркхаузе. Он происходил из семьи «новых дворян», в свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах. Он рос слабым и болезненным ребенком, но рано обнаружил необыкновенные умственные способности и любознательность. Явления природы особенно останавливали его внимание. Близкие люди говорили, что он очень похож на свою мать, которая любила рассуждать о религии; такие разговоры должны были рано направить ум Фрэнсиса на стезю философии, к которой он имел склонность, унаследованную от матери. Королева Елизавета пришла в восторг, увидев впервые прекрасного мальчика. Она долго с удовольствием разговаривала с ним и назвала его своим маленьким лордом-хранителем большой печати.
В 1573 году, тринадцати лет, Бэкон поступил в Кембриджский университет и через три года вышел оттуда, не получив никакой ученой степени, глубоко неудовлетворенный преподаванием всех предметов и главным образом лекциями философии, о которых он не мог равнодушно говорить. Он тогда уже начал мечтать о перевороте в науках.
Вскоре по выходе из университета Бэкон отправился путешествовать; в то время это считалось необходимым довершением образования каждого англичанина, принадлежавшего к хорошему семейству. Бэкон объехал часть Франции и поселился в Париже.
В Париже в то время, когда там жил молодой Бэкон, было столько различных партий, что всякий человек находил себе единомышленников и не чувствовал себя чужим. Бэкону представлялось множество случаев наблюдать различные течения тогдашней европейской политики. Вскоре он был представлен английскому посланнику в Париже, и на него стали возлагать дипломатические обязанности. Во время этих экскурсий в область дипломатии Бэкон изобрел шифрованное письмо, которым затем пользовался, когда писал философские трактаты. Но самым ценным приобретением были наблюдения над положением различных европейских государств; из его заметок, относящихся к этому предмету, видно, что он верно понимал характер правителей и хорошо знал положение финансов каждой страны.
Молодой Бэкон, живя по Франции, как видно, спокойно смотрел вперед; сын уважаемого отца, обеспеченный, образованный, богато одаренный от природы, он мог рассчитывать вскоре приобрести видное положение и славу, как только это будет нужно. В приятном ожидании того и другого можно было не торопиться, путешествовать, наблюдать жизнь с высоты птичьего полета, предаваться размышлениям. Но как раз в это время условия его жизни совершенно изменились. Бэкон находился в Пуатье в то время, как получил поразившее его известие о смерти отца; это случилось 20 февраля 1579 года.
После этого события Бэкон поступил для изучения права в школу барристеров (адвокатов) «Грейз инн». В 1582 г. Бэкон стал барристером, в 1584 г. — членом парламента и вплоть до 1614 г. играл видную роль в палате общин. Однако его карьера как государственного деятеля не сложилась, так как Бэкон потерял расположение королевы Елизаветы I, являясь её противником по ряду политических вопросов.
В 1597 году были опубликованы его «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы — от морально-бытовых до политических. В 1605 году была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов.
Талантливый оратор, образованный человек, блестящий юрист, успешный литератор (Бэкону даже всерьез приписывали и приписывают авторство некоторых пьес его современника — Шекспира), дисциплинированный и усидчивый исполнитель, ловкий царедворец и интриган — Фрэнсис Бэкон быстро сделал карьеру при дворе нового английского короля Якова I Стюарта. Ему на голову сыпался прямо-таки золотой дождь наград, титулов и званий: барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский, хранитель большой королевской печати и, наконец, лорд-канцлер — глава английского правительства, любимец короля, первая фигура в государстве (в 1618—1621 годах). Однако фортуна изменчива: и вот уже английский парламент обвиняет лорд-канцлера Бэкона в коррупции и создает комиссию по расследованию его преступлений. Бэкон признает свою вину, его заключают в Тауэр, а палата лордов приговаривает его к казни. Заступничество короля Якова I смягчило участь незадачливого политика: Бэкон сравнительно легко отделался. Он всего лишь был оштрафован, отстранен от государственной деятельности и отправлен в ссылку в свое имение. Но нет худа без добра: вдали от политической борьбы и от суеты двора Бэкон посвятил остаток жизни науке и философии, которыми он и раньше занимался - но лишь от случая к случаю, на досуге.
В 1620
г. ознаменован выходом в свет «Нового
органона», задуманного как вторая часть
труда «Великое восстановление наук».
В 1623 г. выходит в свет обширное произведение
«О достоинстве приумножении наук» —
первая часть «Великого восстановления
наук». Бэкон пробует перо и в жанре модной
в XVII в. философской утопии — он пишет
«Новую Атлантиду». Среди других сочинений
выдающегося английского мыслителя следует
упомянуть также «Мысли и наблюдения»,
«О мудрости древних», «О небе», «О причинах
и началах», «История ветров», «История
жизни и смерти», «История Генриха VII»
и др.
Зимой
1626 года Бэкон проводил эксперименты с
целью изучения того, как холод воздействует
на сохранение мяса. В холодную погоду он набивал выпотрошенную
курицу льдом и снегом, простудился и умер.
Умер как ученый на своем посту, написав
незадолго до смерти в письме к знакомому, что «опыт прошел
успешно». В историю Бэкон, однако, вошел
не как нечистоплотный политик, а как выдающийся
философ, по-новому осмысливший задачи
и предназначение философии и науки.
Учение об «идолах», или «призраках», Бэкон отнес ко второй части «Великого восстановления наук», к своему учению о методе, ибо устранение препятствий к познанию со стороны этих «призраков» необходимо для успешного применения индукции. «Призраки и ложные понятия, которые уже захватили человеческий разум и глубоко в нем укрепились», затрудняют доступ истине. Они же преградят ей путь «при самом обновлении наук ... если только люди — предостереженные — не вооружатся против них, насколько возможно». Поэтому учение о «призраках» в отношении индукции представляет собой то же, что и «учение об опровержении софизмов — для общепринятой логики».
Для успешной борьбы против «призраков» Бэкон считал важным их детальное изучение и классификацию. Он проводил различие между «призраками» врожденными и приобретенными. Врожденные «присущи природе самого разума», они воздействуют на интеллект «иди в силу самих особенностей общей природы человеческого рода, или в силу индивидуальной природы каждого человека, иди как результат слов, т. е. в силу особенностей самой природы общения. Первый вид мы обычно называем идолами рода, второй — идолами пещеры и третий — идолами площади». Приобретенные же «призраки» «вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств» - это «идолы театра».
Задачу учения о «призраках» Бэкон видел не в их полном искоренении, ибо они «не могут быть полностью удалены» из человеческого разума. Если призраки приобретенные устранить трудно, то врожденные и вовсе невозможно. Тем не менее, ни те, ни другие не составляют непреодолимой преграды для познания, ибо, изучив их, можно нейтрализовать причиняемый ими вред. Поэтому, утверждал Бэкон, «здесь нет извинения для скептицизма». Неоценимую помощь в критике «идолов» должен оказать новый индуктивный метод: «Построение понятий и аксиом через истинную индукций» есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы отвратить и удалить призраки».
В самом деле, ведь для Бэкона разум не подобен «чистой доске». Поэтому если на доске «нельзя написать новое, пока не стерто старое, то в разуме нельзя стереть старое иначе, как написав новое». Отсюда следует, что избавиться от заблуждений можно, лишь заменив их истинными понятиями.
Бэкон о «призраках» рода, пещеры и театра. Что же такое «призраки» рода? Это те препятствия познанию, которые «находят основание в самой природе человека, в племени или в самом роде людей», т. е. определяются устройством и функционированием органов чувств и разума, «механизмом» эмоций и их воздействием на разум и чувства. Влияние этих «призраков» нашло выражение в попытках судить о природе «по аналогии с действиями и поступками человека», подобных «ереси антропоморфитов, родившейся в уединенных кельях глупых монахов».
Препятствия познанию обнаруживаются уже на его чувственной ступени. Поэтому Бэкон решительно выступает против мнения Протагора, будто «чувство есть мера вещей». «Недостаточность чувств, — продолжает он, — двояка: они или отказывают нам в своей помощи, или обманывают нас». Органы чувств бесполезны, когда в силу их слабости от нас ускользает множество вещей.
А каким образом «призраки рода» порождаются свойствами человеческого разума? Разум, замечает Бэкон, «оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства». Этот вывод, безусловно, направлен против возвеличения схоластиками спекулятивного мышления и принижения чувств Вселенная бесконечна, разум же отдельного человека ограничен, «из его ограниченности» как раз и вырастают «призраки».
Так возникают те «идолы», которые связаны с антропоморфным взглядом на природу, усматривающим повсюду цели; конечные причины «имеют своим источником скорее природу человека, нежели природу вселенной, и, исходя из этого источника, удивительным образом искажают философию».
Наконец, указывает Бэкон, «призраки рода» возникают «из внушения страстей», овладевающих духовной жизнью человека. «Человеческий разум, — утверждает Бэкон, — не холодный свет, его питают воля и чувства», а это порождает субъективные искажения истины. Многообразны страсти, губительно влияющие на познание: «Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Он отвергает трудное, потому что нет терпения расследовать; трезвое, — ибо оно угнетает надежду; высшее в природе — из-за суеверия; свет опыта — из-за надменности и презрения к нему, чтобы не оказалось, что ум погружается в низменное и непрочное; парадоксы — из-за общепринятого мнения. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, чувство пятнает и портит разум». Вслед за Бэконом для многих выдающихся мыслителей нового времени, например, для Декарта и Спинозы, стало характерным исследование искажающего влияния аффектов на познание истины и способов его устранения.
Второй род «призраков», выделенный Бэконом, — это «идолы пещеры», коренящиеся в индивидуальных особенностях познания. Бэкон ссылается на известный образ пещеры из произведения Платона «Государство».Но если Платон невысоко оценивал чувственное познание человека, то Бэкон стремится к выяснению трудностей с целью их преодоления. Бэкон согласен с Гераклитом, который «правильно сказал», что люди ищут знаний в собственных малых мирах, а не в большом, или общем, мире. Таковы схоластики, которые ищут истину не в изучении вещей, а в «тайниках» своего ума. «Призраки пещеры, — утверждает Бэкон, — суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы.
Информация о работе Метод научного познания Френсиса Бэкона и его значение в развитии науки