Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:28, реферат
Цель данной работы: разобраться, как и почему появились наука и мифология.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить что такое миф?
2. Узнать что такое мифологическое мировоззрение?
3. Выяснить существуют ли современные мифы?
4. Определить, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным?
5. Узнать когда появляется наука?
6. Какие существуют науки?
Введение 3
1. Что такое миф? 5
2. Мифологическое мировоззрение 8
3. Современные мифы 10
4. «От мифа к логосу» 12
5. Когда появляется наука? 14
6. Различные науки 17
Заключение 19
Список литературы 21
СОДЕРЖАНИЕ
В одной из работ я нашел интересную мысль о мифе и науке:
«Нельзя считать, что мифология предшествует науке и, что наука появляется из мифа. Миф всегда практичен, насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями, но это – не начало науки»1.
Мне захотелось порассуждать на эту тему. На самом деле с этим можно согласиться, а можно и сказать, что это не так. Я скорее не соглашусь. В философском энциклопедическом словаре есть такая цитата:
«Если брать реальную науку, т. е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука, решительно всегда, не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции»2.
Примеры существуют в работах различных философов. Например, Декарт – основатель новоевропейского рационализма и механицизма – мифолог, так как начинает свою философию с всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология. Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что мифологическое мышление не исчезло и по сей день. Многие из нас до сих пор любят читать древние мифы и сказки, а кто-то просто сочиняет новые.
Так что же такое мифология? Сказки для взрослых? Почему так называемые "взрослые" не могут расстаться с героями мифов, не могут оставить их в своем далеком детстве и время от времени возвращаются к образам, созданным несколько веков назад? Отчасти в этом виноваты исторически сложившиеся традиции и мы, поневоле вспоминаем имена мифологических героев, употребляя в жизни те или иные слова или крылатые выражения.
Мир современного человека наполнен именами и понятиями, пришедшими из "сказок древности". Многие крупные торговые компании устанавливают перед входом в здания фирм статуи Гермеса, как бы испрашивая его покровительства. Изображения мифологических существ часто используются в современной геральдике. В символах Всемирной организации здравоохранения, Американской медицинской ассоциации используются посох Асклепия и кадуцей Гермеса. Грифон стал одним из королевских символов Англии, символом банка "Мидланд Банк", присутствует на символах автомобильных компаний "Сааб" и "Воксхолл". Пегас, вместе с Беллерофонтом на спине, в годы Второй мировой войны был утвержден как отличительный знак Британских воздушно-десантных войск. Феникс в качестве эмблемы был выбран Елизаветой I и шотландской королевой Марией, а в средние века его, в качестве символа, использовали алхимики. Лавровые венки, как символ бессмертия, носились римскими императорами, а в более поздние времена, на английских монетах, в них изображались Карл II, Георг I, Георг II, Елизавета II. Пять звезд из созвездия Плеяд украшают эмблему автомобильной компании "Субару" (субару по-японски – Плеяды).
Цель данной работы: разобраться, как и почему появились наука и мифология.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. понятие миф имеет два значения. Миф3 – это:
Советская энциклопедия трактует так: «Это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые»4.
Слово
«миф», как только оно произнесено,
у большинства людей
Значение слова «миф» в моем понимании означает некий своеобразный способ, согласно которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. В связи с тем, что на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала, то при передаче знаний от человека к человеку что-то терялось, что-то приукрашивалось.
Хочу так же привести несколько примеров суждения о значении слова «миф» другими, более известными людьми, хотя эти толкования скорее имеют философский характер.
Например, как указывает С. С. Аверинцев, греческое «mythos» было многозначным понятием, и далеко не все его смыслы относились к художественным и вообще конкретным текстам.
Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и «...иное себе... иносказание или символ».
Советские и зарубежные исследователи Платона С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи, Г. Керк, Т. Ллойд и др. показали, что в семантическом контексте греческого философа «миф» может означать чудесный рассказ о богах, о героях, о давних временах, но может значить и «слово» – священное слово, мнение, вообще речь.
И
есть, наконец, совершенно неожиданный
смысл, на который указывает А. Тахо-Годи:
«Платон вместе с тем именует
мифом чисто философские
Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские корни означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать». Миф сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или образец, – поясняет эту позицию исследователь его школы О’Флайерти, – а через активизацию наших эмоций».
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:
Мировоззрение8 – это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности.
Если рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становиться понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя, при котором мир воспринимался, как жизнь одной огромной родовой общины, и в мифе они обобщали всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений. На примере мифа о Прометее, можно увидеть какими особенностями обладало мифологическое мировоззрение:
Сам Прометей подал богам идею о создании людей, и в мифе он воспринимает людей, как некоторого одного человека, заботится о нем, как о продукте своего творения, нет никакого выделения человека из общества в целом.
Прометей – это положительный герой, а Зевс, и другие боги, наказавшие его – отрицательные, потому что за благие дела для людей они, как казалось Прометею, а также и людям, несправедливо обрекли его на страдания и мучения. Здесь видно, что миф мыслит противоположностями, что добро и зло, плохое и хорошее обретают здесь конкретные формы его персонажей.
По мере чтения мифа можно отметить, что образ Прометея включает в себя такие понятия как человеколюбие, свобода, справедливость, твердость, решимость, доброта и т.д. В нем собрано много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.
Процитируем строку из мифа: «…Когда Зевс победил и привел мир в порядок…»9. Ни в одном мифе нет ссылок на конкретное время действия его героев или время, когда это происходило, и даже течение времени в мифе о Прометее довольно-таки прозрачно выражено: «…Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея…»10.
Все мучения и страдания, выпавшие на долю Прометея, наполнены чувствами и переживаниями, и человек, проникшийся идеей мифа, это чувствует очень остро. Высокие и благородные цели Прометея, опираются именно на веру в себя и свою правоту, они просто не подвергаются никакому сомнению или разумному осмыслению с точки зрения того времени.
Какую
же роль играли мифы и мифотворчество
в истории человеческого
Мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не меньше мифотворчество существует в науке XX в.
Следственно, литература и наука в эпоху мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымыслом стираются. Например, очень много рассказывают и показывают по разным телеканалам историй про пришельцев с других планет, про летающие тарелки и т.д.
Идеология – это система понятий идей, отражающих, в конечном счете, классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместо идеологии выступала мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова.
Так современный социальный и политический миф воспринимается не только вненаучно и интуитивно, он опирается на социальный и политический "опыт" государств, классов, народов и может быть, вполне доказуем.
Свидетельством тому являются социальные и политические мифы о руководящей и направляющей роли КПСС, о преимуществах социализма и его победе в СССР; учения о коммунизме, прогрессе и всеобщем равенстве; лозунги в духе мессианства США, доктрины времен холодной войны. Эти мифы не просто опирались на чувства, а именно доказывались множеством примеров, статистических данных, научных положений и расчетов.