Наука и мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: разобраться, как и почему появились наука и мифология.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить что такое миф?
2. Узнать что такое мифологическое мировоззрение?
3. Выяснить существуют ли современные мифы?
4. Определить, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным?
5. Узнать когда появляется наука?
6. Какие существуют науки?

Оглавление

Введение 3
1. Что такое миф? 5
2. Мифологическое мировоззрение 8
3. Современные мифы 10
4. «От мифа к логосу» 12
5. Когда появляется наука? 14
6. Различные науки 17
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат наука и мифология.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Химия – это комплекс наук о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.

     Термин  «химия» имеет, видимо, как древнеегипетское, так и древнегреческое происхождение. Одно из старинных названий Египта «Хеми(я): черная земля. Древнегреческое слово «химевскис» означает смешивание.

     В эпоху античности рассуждали о четырёх  космических стихиях (воде, земле, воздухе и огне) и даже об атомах (Левкипп, Демокрит). Ни один из мудрецов античности не был способен написать уравнение даже простейшей химической реакции. Атомы древнегреческих философов – это не атомы химиков XVIII–XX вв., а сущности, наделенные весьма необычными свойствами, отнюдь не теми, о которых рассуждает современный химик. Четыре космические стихии – это отнюдь не те химические системы (газовые, жидкие, твёрдые, дисперсные), о которых толкуют настоящие химики.

     Античные  и средневековые химики рассуждали на основе выдуманных ими теорий, которые никогда не удовлетворяли по-настоящему критерию подтверждаемости, что, кстати, требует развитых экспериментальных методов, почти полностью отсутствовавших в те далекие времена. Подтверждаемость – это главный критерий научного знания.

     Биология  – это комплекс наук о живой  природе.

     Настойчивые попытки представить знание о  живом в систематическом виде предпринимались, начиная с античности (Гипократ, Аритсотель) и вплоть до наших дней. Так К. Линней (1735) создает систему классификаций растений и животных, знание которой обязательно для каждого биолога.

     С Дарвина и Менделя начинается биологическая теория. Все, что было в биологии до них, разумно считать  преднаукой, пранаукой.

     «Гениальность Дарвина была в том, что он первым увидел в природе принцип естественного отбора, естественно-исторический механизм эволюции живых существ»13.

     «Гениальность Менделя была в том, что он дал  ясную и неоспоримую интерпретацию  тем результатам, которые он получил  в своих опытах с горохом»14.

 

    Заключение

     Слово «миф» у большинства людей  ассоциируется с Древней Грецией  или Древним Римом, потому что  самые известные мифы родились именно там.

     Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более  или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Наиболее важными мифологическими циклами являются:

  1. Космогонические мифы – о происхождении мира и вселенной.
  2. Антропогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества.
  3. Эсхатологические мифы – рассказы-пророчества о «конце мира».
  4. Мифы о культурных героях – о происхождении и введении тех или иных культурных благ.

      В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним временам».

     И, таким образом, миф прост и сложен одновременно, поверхностно наивен и непосредственен и при этом символически неисчерпаем и универсален. Он делает простое сложным, обыкновенное необыкновенным и загадочным.

     По  мнению А. Ф. Лосева: "Миф ни с какой стороны не научен и не стремится к науке, он… – вненаучен", поскольку "абсолютно непосредственен и наивен"15.

      Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку  в ней имеются представления  о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Но, тем не менее, мифологическое мышление располагает обширным материалом, точными знаниями, особенно ботаническими и зоологическими.

      В XX в. происходит сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии, имеет место как использование различных традиционных мифов (при этом смысл их резко меняется), так и мифотворчество, создание собственного языка поэтических символов.

     Существует  несколько точек зрений относительно возникновения науки, но все они сводятся к тому, что наука возникает именно в Древней Греции.

      Наука – это сфера деятельности человека, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Не всякое знание считается научным.

      «Теория считается научной лишь в том  случае, когда она подтверждается фактами»16.

      Таким образом, основной критерий научного знания – это подтверждаемость теории.

      Наука появилась значительно позднее  мифологии, потому что для ее появления  были нужны соответствующие исторические факторы.

     Я считаю, что миф предшествовал  появлению науки, и многие античные научные теории либо опирались, либо отрицали мифологические представления о мире. И, скорее, именно с отрицания мифов началась вся первобытная наука.

     Действительно, миф очень эмоционален и больше ориентирован на внутренний мир человека, чем на законы внешнего мира, но ведь именно обобщение, отбор, обработка объективных данных о природе, собранных в мифах, дали начало многим естественным наукам. Например, биологии, химии и даже физике. Конечно, миф воспринимался как некий неизменный постулат, как аксиома, он принимался на веру, зато наука началась именно с того, что начали проверять и сомневаться в правдивости и правильности мифологического представления о мире.

 

    Список литературы

  1. Библия, Новый  Завет.
  2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 1998.
  3. Канке В. А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е,испр. – М.: Логос, 2007.
  4. Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: «Золотая аллея», 1993.
  5. Кун Н. А. Боги Древней Греции. – М.: «Панорама», 1992.
  6. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Самое само: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
  7. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. – М.: «Республика», 1992.
  8. Мифологический тип мировоззрения, реферат, Елецкий пединститут, 1997.
  9. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская Энциклопедия», 1987. – т. 1. А – К.
  10. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений – 4-е издание, доп. – М.: Азбуковник, 1999.
  11. Тимофеев-Ресовкий Н. В. Генетика, эволюция и теоретическая биология. – М.: РАЕН,1996.
  12. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева. – М.: «Советская энциклопедия», 1983.

Информация о работе Наука и мифология