Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:28, реферат
Цель данной работы: разобраться, как и почему появились наука и мифология.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить что такое миф?
2. Узнать что такое мифологическое мировоззрение?
3. Выяснить существуют ли современные мифы?
4. Определить, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным?
5. Узнать когда появляется наука?
6. Какие существуют науки?
Введение 3
1. Что такое миф? 5
2. Мифологическое мировоззрение 8
3. Современные мифы 10
4. «От мифа к логосу» 12
5. Когда появляется наука? 14
6. Различные науки 17
Заключение 19
Список литературы 21
Живучесть
некоторых стереотипов
Такая ситуация, к сожалению, зависит не только от власти, но и от общества, желающего "знать ответы на главные проблемы современности", а после низложения выполнявшей эту роль церкви, наука поневоле должна была ее в той или иной степени заменить. Исходя из этого, ясно, что вся социальная и политическая мифология, любая идеология, каждая политическая доктрина хотя и рассчитана на чувства, но всегда строится на определенного рода доказательствах. Мы можем им верить или в них сомневаться, доказывать их или опровергать, понимать, что они делают упор не на логику, а на убеждение, не на разум, а на подсознание, но для тех, на кого они рассчитаны, они будут бесспорными доказательствами их явной исторической и научной правоты.
Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образного строя поэтических шедевров.
Но не только этим ценна мифология для современности. Если подходить к ней не как к «сумме заблуждений» древних (а с таким взглядом наука давно покончила), а как к огромному пласту культурного развития, через который прошло всё человечество, как к важнейшему явлению культурной истории, господствовавшему над его духовной жизнью в течение десятков тысяч лет, значение мифологии для самопознания человечества станет самоочевидным.
"Логос"
переводится буквально как "
Процесс
отделения объективных
Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным, античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления. В работе Грушевицкой Т. Г., Садохина А. П. «Концепции современного естествознания» они четко сформулированы. Попробуем разобраться в них:
Это значит, что если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархия причин и следствий соответствует иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.
Другими
словами, древние рассказывали мифы,
вместо того, чтобы производить анализ
событий и делать выводы. Например,
мы сказали бы, что определенные
атмосферные изменения
Основное отличие современной научной мысли – это различие между субъективным и объективным. На этом различии научная мысль строит критический и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся универсальным законам. Мы видим восход и заход Солнца, но думаем, что Земля движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. Нам снится умерший родственник, но мы думаем об этом четком видении как о продукте нашего собственного подсознания. Даже, если мы и не способны доказать, что эти почти невероятные научные взгляды верны, мы все же принимаем их, ибо знаем: можно доказать, что они обладают большей степенью объективности, чем наши чувственные впечатления. Однако в мгновенности первобытного переживания нет места для критического расщепления восприятий. Первобытный человек не может отвлечься от присутствия явлений, поэтому различие между субъективным и объективным знанием лишено для него смысла.
Но сложившиеся исторические факторы, все, же заставили задуматься некоторую группу людей и поразмышлять об окружающем мире, природе и о законах, действующих там. Правда, переход от мифологии к науке был довольно медленным, и на этом пути было сделано много проб и ошибок, но если бы не это, трудно было бы сказать кем, как не древними греками, начавшими развивать первобытную науку, и когда был бы сделан этот первый шаг «от мифа к логосу».
Оказывается, уже по этому поводу существуют различные точки зрения.
Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире. Так, Джон Бернал в книге «Наука в истории общества» пишет: «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека...»
Другие считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н.э. в Древней Греции, где появляются первые программы исследования природы.
Некоторые историки связывают возникновение естествознания с постепенным освобождением мышления от догм аристотелианских воззрений, которое связано с деятельностью оксфордских ученых XII-XIV вв. – Роберта Гроссета, Роджера Бэкона и др. Эти исследователи призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на авторитет мифа или философской традиции.
Большинство историков науки считают, что о естествознании в современном смысле слова можно говорить, только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона. Рождение науки, естествознания отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. – Парижская Академия Наук.
Существует точка зрения, что современное естествознание возникло в конце XIX века. В это время наука оформляется в особую профессию благодаря, в первую очередь, реформам Берлинского университета, проходившим под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольдта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещалось с исследовательской деятельностью. Процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.
Наконец, популярен подход, в котором выделяют следующие этапы эволюции науки:
На самом деле, если следовать идеалам научного метода, то в поисках «колыбели» науки как специфического способа познания мира мы должны аргументировано ответить всего, лишь на один вопрос – «когда и где познание приобретает те специфические черты, которые мы сформулировали только что?» И сразу становится понятным, например, что ни о какой системности или доказательности нельзя говорить, наблюдая за познавательной деятельностью древних людей каменного века, какими бы разумными они не казались.
Версия
о возникновении науки в
Из
этого можно заключить, что в
древневосточных цивилизациях не существовало
науки, но были подготовлены предпосылки
для появления науки и
И лишь в античный период познание приобретает почти весь набор сформулированных выше специфических черт – от системности до доказательности.
Именно
в античности познание приобретает
черты системности (картина мира
Аристотеля, геометрия Эвклида –
образцы системности), рациональности
(древнегреческие
Наука12 – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
Рассмотрим в первую очередь науку, которая изучает фундамент природы, – физику.
Знанием о физических процессах обладает каждый нормальный человек. Но не всякое знание может быть научным. Древние индейцы объясняли падение тел на Землю тем, что дух матери-земли взывает к духу камней. Великий древнегреческий философ Аристотель считал, что тела падают на землю в силу их стремления к своему естественному месту. Ни утверждения древних индейцев, ни мнение Аристотеля невозможно подтвердить на основе экспериментальных данных. Единственное рациональное зерно в рассматриваемых воззрениях состоит в том, что тела действительно падают на землю. Но сам факт падения тел не находит приемлемого объяснения.
Конституирование физики как науки связано в первую очередь с гениальными открытиями Г. Галилея и И. Ньютона (XVII в.). Особенно значительны научные прозрения Ньютона, сумевшего первым записать физические законы в форме дифференциальных уравнений и тем самым приблизившего физику к потенциалу математики. В этой связи ему суждено было наряду с Г. Лейбницем стать создателем математического анализа. Изобретенную им теорию, которую часто называют классической механикой, или механикой Ньютона, он представил в фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии» (1678), т. е. более 300 лет тому назад.