Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:40, реферат
Люди, далекие от науки, представляют научное познание в виде механического накопления фактов и теорий, с помощью которых эти факты объясняются. Но в действительности это не так. Наука – не набор готовых рецептов и непреложных, раз и навсегда данных истин.
Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Хотя наука в переводе с латинского («scientia») означает «знание», дать однозначное определение науки трудно, так как это сложное и многофункциональное явление. В одном из американских словарей наука определяется как «наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений». Но оно не полно и не раскрывает всей сущности науки.
Истинная и законная цель
всех наук состоит в том,
чтобы наделять жизнь чело-
веческую новыми приобрете-
ниями и богатствами.
Ф.Бэкон
Наука,
основные черты.
Люди, далекие от науки, представляют научное познание в виде механического накопления фактов и теорий, с помощью которых эти факты объясняются. Но в действительности это не так. Наука – не набор готовых рецептов и непреложных, раз и навсегда данных истин.
Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Хотя наука в переводе с латинского («scientia») означает «знание», дать однозначное определение науки трудно, так как это сложное и многофункциональное явление. В одном из американских словарей наука определяется как «наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений». Но оно не полно и не раскрывает всей сущности науки.
В самом широком смысле наука-это и вид человеческой деятельности, направленный на познание мира, и часть духовной культуры общества, и форма общественного сознания, и социальный институт, и непосредственная производительная сила, и система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Все перечисленные моменты, характеризующие различные аспекты науки, возникли в разное время. Именно поэтому не так просто ответить на вопрос: «Когда и почему возникла наука?» Наука – это целый многообразный мир человеческих знаний, которые позволяют человеку преобразовывать и приспосабливать природу для удовлетворения своих потребностей. Она имеет свои законы развития.
Можно сказать, что наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, это особый способ приобретения знаний и сами знания. Наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний об окружающем мире и законах его развития. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не является научным знанием. Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Поэтому и говорят, что наука является частью культуры, представляющей собой совокупность объективных знаний о бытие. Но наука не только важнейший элемент культуры и высшая форма человеческий знаний, это еще и базовый показатель национальной культуры, гарант прогрессивного развития государства.
Любознательность и стремление накапливать знания были присущи людям с древних времен. Первобытный человек копил знания и использовал их – таково было начало прикладной науки .Затем он начал систематизировать знания, применять их и размышлять над ними. В современном понимании наука никогда не являлась просто скоплением информации. Ученые не просто собиратели, коллекционеры знаний, они «роются» в фактах и событиях, чтобы достичь более глубокого понимания, пытаясь извлечь общие идеи из наблюдаемых событий. Они стремятся узнать, что произошло и как произошло, размышляют над тем, почему произошли те или иные события. Эта тяга к познанию имела существенное значение хотя бы для того, чтобы человек смог выжить: поколение, подетски не желающее ничего понимать и выяснять, вряд ли сможет существовать. Стремление к приобретению знаний могло возникнуть и по необходимости, диктуемое, например, страхом.
Но был и другой фактор – интеллектуальное наслаждение природой, наслаждение пониманием того, что происходит, наслаждение, получаемое от создания науки. Оно могло родиться в те далекие времена, когда первобытные люди рассказывали своим детям об окружающем мире, о природе, о богах, создавали свои рисунки на камне. Подобное удивление и восхищение характерно для каждого века, когда ученые создавали науки как искусство понимать природу. Страх и беспокойство, удивление и восхищение – вот два аспекта движущей силы науки и религии. «Наука освобождает человека от страха перед богами,» – писал Лукреций 2000 лет назад. Возникнув, наука развивается в силу собственных внутренних законов, в силу собственной логики развития.
Один из важнейших признаков науки – наблюдение явлений, процессов или событий, происходящих в окружающем нас мире. В процессе наблюдения исследователь чувственно воспринимает материальные объекты и явления. Когда-то считалось, что наука начинается с наблюдения, теперь говорят – с проблемы. В настоящее время наблюдение все более вытесняется экспериментальным исследованием. Но все же есть области, где наблюдение выступает основным и единственным методом исследования (например, в астрономии, вулканологии и др.).
Эксперимент – метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он предполагает определенное воздействие на объект исследования, требует определенного инструментария, методики проведения и т.д. В ходе эксперимента исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно может вмешиваться в их естественный ход путем воздействия на изучаемый процесс, изменяя условия, или проводить измерения. Важную роль в науке играет мысленный эксперимент, который заключается в мысленном подборе тех или иных положений и ситуаций, позволяющих обнаружить и установить важные особенности исследуемого объекта (явления или процесса). Мысленный эксперимент часто имеет эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем.
Результаты наблюдений или экспериментов, выдержавшие проверку, становятся научными фактами только в том случае, если они повторены другими исследователями. Именно опора на проверяемые наблюдения и эксперименты закрепила за научной информацией репутацию «точной» и «объективной». Научные знания объективны благодаря ограничению кругозора науки, которая имеет дело с вещами, явлениями или процессами, поддающимися наблюдению и исключению любой информации, которую нельзя проверить. При наблюдении каждый раз приходится решать,что существенно, а что не важно. В этом нам помогают логика и интуиция.
Для объяснения научных фактов строятся научные теории, которые являются другим важнейшим признаком науки. Научная теория – это знания, опирающиеся на определенную научную форму и содержащие методы объяснения и предсказания некоторой предметной области, это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов или явлений, представляющая собой целостную систему утверждений и доказательств, это отражение законов природы. Научные теории никогда не выводятся непосредственно из наблюдений. Они создаются для описания и объяснения полученных из опыта фактов путем размышления и осмысления их человеком. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных и выводов, получаемых на основе законов логики. Поэтому говорят, что наука дает нам рациональные знания.
Современная наука подразделяется на множество отраслей знаний или частных наук, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методу познания выделяют науки о природе – естествознание, и обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки, объекты изучения которых созданы самими людьми, т.е. искусственные, о познании, мышлении (логика, гносеология и т.д.)). Отдельную группу составляют технические науки и технологии. Очень своеобразной наукой является математика. Каждая группа наук подвержена более подробному разделению, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд научных дисциплин. Наука о наиболее общих законах действительности – философия, которую нельзя, однако, полностью отнести только к науке. Несмотря на такое деление, наука остается многогранным, но вместе с тем целостным образованием, отдельные компоненты которого в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях тесно связаны между собой.
Существуют и другие критерии для классификации наук. По удаленности от практики науки разделяют на два крупных типа: фундаментальные (чистые), где нет прямой ориентации на практику – они основаны только на стремлении человека к расширению кругозора, и прикладные (включая технологии), направленные непосредственно на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Здесь широко используются принципы и законы природы, полученные фундаментальной наукой. Фундаментальная наука, в свою очередь, зависит от техники и технологии, которые для нее разрабатывает приборы и другое оборудование, и является ”испытательным” полигоном для новых теорий. Отметим, что границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Наука, как форма познания и социальный институт, сама себя изучает с помощью целого ряда специальных дисциплин, например, истории и логики науки, науковедения и др. В настоящее время активно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, логико-методологические аспекты и т.д. Несмотря на такое разделение, наука остается единой и существуют лишь различные формы ее приложения и использования, в том числе и в образовании, как отмечал еще Л. Пастер.
В. Вайскопф
образно сравнивал науку с деревом,
ствол которого образуют фундаментальные
науки, более старые в основании, более
новыми и менее известными у вершины, где
происходит рост и проникновение в новые
области. Ветви представляют собой прикладные
направления. Нижние – самые большие,
соответствуют прикладным наукам, развившимся
из старых фундаментальных наук; более
высокие и меньшие являются побегами более
современных фундаментальных исследований.
Верхушка ствола –передний край фундаментальных
исследований, пока не дает никаких ветвей.
Наука
и другие области
культуры.
Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство это отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве – в форме художественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийного характера научного мышления диалектика общего, особенного и единичного в научном познании выступает иначе, чем в искусстве. В науке диалектическое единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое диалектическое единство выступает в форме такого образа, который сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления.
Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука – это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь наличное, объективное.
Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука это продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге. В искусстве же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Но художественный вымысел допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, а не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола и субъективизма. Если художник выражает общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художественное произведение, а схематизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художественное произведение, а натуралистическая копия.
В науке же главное – элиминировать, устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий, категорий. Форма всеобщности в мире – это закон. Поэтому научное познание – это познание законов мира.
Вместе с тем, возникновение науки и ее развитие есть неотъемлемая часть истории человечества. На выбор предмета научного исследования, на характер использования ее результатов оказывают влияние многие общественные факторы, в том числе и духовная культура, просвещение.
Наука имеет свои корни в искусстве и искусство, в свою очередь, питает науку информацией. В сущности, все современные знания об окружающем мире, овладеть которыми задался целью будущий эрудит, так или иначе связаны с уходящими в глубокую древность образами и представлениями. Они помогают найти объяснение тех или иных «загадочных» явлений природы, проследить путь человека от незнания к знанию. Эволюция взглядов на окружающий мир, скажем, шумеров, вавилонян, ассирийцев, населявших в древности долины Тигра и Евфрата, прослеживается в изобразительном искусстве до середины шестого тысячелетия до н. э. В ту далекую историческую пору сознание людей весьма тесно было связано с мифическими образами, последние выступали как бы ключом к разгадке и толкованию многих явлений действительности
Первые шаги научного объяснения мира зарождались в рамках других форм общественного сознания, например, религии. Но научное знание коренным образом отличается от веры, то есть от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доказательству. Вера (слепая) в бога, в чудеса, в сверхъестественное, вера как предрассудок, как суеверие, как вера в приметы и в сны ничем не доказывается. Она только внушается.
Если
наука делает человека могущественным
перед силами природы, то религия, вера,
наоборот, дезориентирует человека, вселяет
в него беспомощное чувство обреченности.
В противоположность вере, научные знания
есть верное, практически обоснованное,
логически доказательное отражение действительности.
Вот почему аргументированный результат
научного познания выступает как нечто
всеобщее и приобретает убедительную
силу для людей, обладающих необходимой
культурой мышления.
Особенности
современной науки
Современная наука – наука XX столетия – сама оказывается удивительным феноменом, радикально отличающимся от того ее образа, который сложился в предыдущие века. Не зря ее часто называют ”большой наукой”. Выделяют следующие ее основные черты.