Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:40, реферат
Люди, далекие от науки, представляют научное познание в виде механического накопления фактов и теорий, с помощью которых эти факты объясняются. Но в действительности это не так. Наука – не набор готовых рецептов и непреложных, раз и навсегда данных истин.
Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Хотя наука в переводе с латинского («scientia») означает «знание», дать однозначное определение науки трудно, так как это сложное и многофункциональное явление. В одном из американских словарей наука определяется как «наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений». Но оно не полно и не раскрывает всей сущности науки.
• Резко возросшее количество ученых
Если на рубеже XVIII-XIX вв. во всем мире было всего около тысячи ученых, то в конце нашего века их стало свыше пяти миллионов. Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличивалось после Второй мировой войны.
• Рост научной информации
В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10–15 лет. Например, в 1900 г. было около 10 тысяч научных журналов, в настоящее время – несколько сотен тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений было сделано в XX в. Такой огромный рост научной информации создает особые трудности для выхода на передний край развития науки. Серьезной проблемой становится растущая невостребованность информации. Противоречие между объемом получаемой информации и возможностью ее использования усиливает значение упорядоченности информационного пространства. При этом создаются предпосылки перехода в новую информационную структуру общества.
• Мир современной науки
В настоящее время наука охватывает огромную область знаний. Она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все более тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей. Наука сегодня изучает все, даже самую себя – то, как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную и духовную жизнь общества.
• Возможности науки
Сегодня ученые вовсе не считают, что они постигли все тайны мироздания. В сознании современных ученых есть ясное представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения наших представлений о мире и его преобразовании. Особые надежды в этом отношении возлагаются на науки о живом, человеке и обществе. По мнению многих видных ученых, достижения в этих науках и широкое использование их в реальной практической жизни будут во многом предопределять особенности XXI в. Прогнозируется, что лидером естествознания станет биология.
• Ученый как особая профессия
До недавнего времени наука была свободной деятельностью некоторых людей, она мало интересовала бизнесменов и практически не привлекала внимания политиков. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Вплоть до конца XIX в. у большинства ученых научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в университетах, а ученые зарабатывали себе на жизнь преподавательской работой. Одна из первых научных лабораторий была создана в 1825 г. Сегодня ученый –особая профессия. Миллионы ученых работают в специальных исследовательских институтах и лабораториях. В XX в. Появилось понятие «научный работник». Теперь при выработке и принятии решений по разнообразным вопросам жизни общества не обходятся без участия ученых.
• Внимание к науке со стороны государства
Наука стала приоритетным направлением в деятельности государства. Для решения многочисленных проблем науки во многих странах существуют особые правительственные ведомства, не забывают о ней и главы государств. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2 − 3 % (и более) всего валового национального продукта. При этом финансируют не только прикладные науки, но и фундаментальные.
Часто говорят, что в настоящее время наука – это дорогое «удовольствие», ибо она требует не только подготовки научных кадров, оплаты труда ученых, но и обеспечения научных исследований приборами, установками, материалами, информацией, которые очень дороги. Однако оценки показывают, что общая стоимость фундаментальных исследований от Архимеда до наших дней примерно составила 30 млрд американских долларов, что меньше стоимости 12-дневной продукции США, получаемой с помощью приспособлений и машин, появление которых в значительной степени связано с успехами предшествующего развития науки (В.Вайскопф, 1975).
• Деформация науки под воздействием общества
Наука, став непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики, испытывает сегодня огромное давление со стороны общества. Как заметил П. Капица, наука стала богатой, но потеряла свою свободу и превратилась в рабыню. Коммерческая выгода или интересы политиков в какой-то мере определяют сегодня приоритеты в области научно-технических исследований. Как говорится, «кто платит, тот и заказывает музыку». Убедительным свидетельством этого является тот факт, что в XX в. около 40% ученых были так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам. Но общество влияет не только на выбор актуальных для исследования проблем. В определенных ситуациях оно посягает и на выбор методов исследования и даже на оценку полученных результатов.
Безудержное желание использовать природу в собственных целях привело не только к нарушению экологического равновесия, но и препятствует развитию самого человека. К. Юнг отмечал, что мы стали богаче в познаниях, но бедны мудростью. Наука позволила разложить космос на атомы, в познании победил анализ, но в итоге нарушена гармония природы, общества и человека. Внутренний душевный кризис человека представляет сегодня большую опасность. Кризис общества находит свое выражение в росте суеверий и мистицизма.
Одной из центральных проблем, которые характеризуют особенности современной науки, является вопрос об ответственности ученых перед обществом: «Насколько и в какой мере ученые ответственны за последствия применения их идей или технических разработок? В какой мере они причастны к многочисленным и многообразным негативным последствиям использования достижений науки и техники в XX столетии?» Наибольшую остроту эти вопросы приобрели после того, как американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, и они действительно правомерны, так как массовые уничтожения людей в войнах, разрушение природы и даже распространение низкопробной культуры не были бы возможны без использования результатов современной науки и техники.
Наука позволяет лучше понять мир. Знания также используются и для достижения конкретных целей. Но наука не может указать, к каким целям следует стремиться, какие задачи следует решать. Такого рода решения определяются ценностным подходом, т.е. моральными, религиозными, этическими или эмоциональными сторонами нашей жизни. Например, наука позволила понять свойства атомов, а вот решение, следует или нет эти знания использовать для создания ядерного оружия, основано на ценностном подходе, весьма далеком от науки. В то же время научные знания помогают понять истинные ценности, предсказывая последствия конкретных действий. Более того, наука не требует от нас придерживаться определенных принципов и теорий. Она лишь может предсказать, что может случиться, если их игнорировать.
Но наука и не всесильна. Поэтому к ней необходимо относиться здраво, видя в ней силу, но не мифическую и не магическую. Научный метод познания истины не является единственным. Р. Оппенгеймер писал, что «...на сегодняшний день у нас нет ясности относительно того диапазона проблем, который будет доступен науке. Мы не знаем, в какой мере человеческое поведение поддается объективному, часто неожиданному изучению, именуемому наукой...мы, возможно, живем сегодня в состоянии некоего несоответствия между уровнями наших знаний о физическом мире, зачатками познания живого мира и уровнем наших знаний о внутреннем мире. Я, однако, глубоко убежден в том, что те научные познания о человеке, которыми мы, возможно, будем обладать (а они столь незначительны сегодня), всегда останутся, так же как и наше знание физического мира, весьма неполными, а следовательно, научные достижения не всегда будут помогать осознанию нами необходимости жить и действовать в соответствии с традициями, здравым смыслом и мудростью нам следует помнить, что по большей части нынешнее положение вещей является результатом не того, что мы познали, а того, как наши знания применяются в области техники». (Р. Оппенгеймер. «Летающая трапеция: Три кризиса в физике».)
Наука –
это только одна из сфер культуры человека
cо свой спецификой и задачами, и сама по
себе не может считаться высшей ценностью
человеческой цивилизации. Наука – только
средство в решении различных проблем
человеческого существования. Мы должны
позаботиться о том, чтобы научное знание
не распространялось на другие области,
где оно не приложимо. М. Борн говорил,
что человеческие и этические ценности
не могут целиком основываться на научном
мышлении. Одной науки для этого мало,
но, чтобы достичь желаемого, вовсе не
надо отворачиваться от науки. Человек
постигает реальность также в искусстве,
литературе, в философских исканиях т.п.
В нормальном гармоничном обществе должно
находиться место и для науки, и для философии,
и для религии, и для всех частей человеческой
культуры.