Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:11, доклад
Революция в науке – это перерыв постепенности, разрыв формально- логической последовательности развития, скачок в историческом движении знаний. Определение революции дано В. И. Лениным – «революция есть такое преобразование, которое ломает старое в самом основном и коренном, а не переделывает его осторожно, медленно, постепенно, стараясь ломать как можно меньше». Научная революция вызывает ломку существующих научных представлений, пересмотр фундаментальных понятий и приводит к рождению новых научных открытий, новой системы знаний, являющихся движущей силой в развитии техники.
История науки – накопление научных знаний, которые показывают развитие науки, а следовательно и техники, наряду с эволюционным также революционным путем.
Революция в науке – это перерыв постепенности, разрыв формально- логической последовательности развития, скачок в историческом движении знаний. Определение революции дано В. И. Лениным – «революция есть такое преобразование, которое ломает старое в самом основном и коренном, а не переделывает его осторожно, медленно, постепенно, стараясь ломать как можно меньше». Научная революция вызывает ломку существующих научных представлений, пересмотр фундаментальных понятий и приводит к рождению новых научных открытий, новой системы знаний, являющихся движущей силой в развитии техники.
Первая научно-техническая революция (15-17 вв.) опровергла систему Аристотеля и геоцентрическое учение Птолемея, преодолела средневековую схоластику и усилиями Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Ньютона и других ученых создала научные основы математики, астрономии, механики, медицины, т.е. естествознание. Этот период характеризуется развитием промышленного производства. На смену феодальной общественно-экономической формации приходит капиталистическая, развиваются производительные силы и усложняются производственные отношения.
Вторая научно-техническая революция (19 в.) разрушила метафизические идеи неизменности природы и утвердила диалектические идеи всеобщего развития и всеобщей связи в природе на основе атомистической теории и периодического закона в химии, учения о сохранении и превращении энергии в физике, а также клеточной и эволюционной теории в биологии. Влияния науки еще больше проявляется в развитии производительных сил, появляются новые отрасли производства, обостряются противоречия с производственными отношениями в капиталистическом обществе.
Третья научно-техническая революция (с конца 19 в.) началась с разрушения концепции неделимого атома и создания квантовомеханической системы миропонимания, характеризующейся количественными физическими свойствами микросистем. В ходе этой революции наука оказывает революционизирующее влияние на развитие производства и производственных отношений. При этом обостряется классовая борьба, в результате которой утверждается новый более прогрессивный общественный способ производства – социалистический.
Научно-техническая революция (НТР), начавшаяся в физике, распространилась затем на химию, теоретическую и техническую кибернетику, космоведение и другие науки. К середине 50-х годов она охватила биологию и приобрела, таким образом, всеобщий характер.
Четвертая научно-техническая революция (с конца 20 ст.) охватила интеллектуальную деятельность, начиная с информационных образов в экономике, искусственного интеллекта в новых технологиях и продолжается в биологии, информатизации общества, развивается мировая глобализация в науке и технике.
Кто владеет информацией, тот владеет миром – так характеризуется информационная революция, которая распространяется во всех отраслях науки, техники, производстве, социологии, обществе.
Развитие
науки и техники связано с
усложнением методов и форм научных
исследований, использованием сложной
аппаратуры (атомных реакторов, машинных
комплексов и т. п.). Сейчас крупные научные
исследования производятся большими коллективами,
а ученый является их активным участником.
Таким образом, научно-техническая революция
вызывает индустриализацию науки.