Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:56, реферат
Николай Александрович Бердяев, один из самых блестящих представителей русской религиозной философии России XX в., родился в 1874 г. в Киеве, в аристократической семье потомственных военных. В 1884 г. его отдали в кадетский корпус. Затем Бердяев поступил в Киевский университет Святого Владимира сначала на естественный факультет, а потом перевелся на юридический. Но его внимание все более приковывала к себе философия. Он занимался в семинаре талантливого педагога, философа и логика Г. И. Челпанова.
Биография Н.А. Бердяева, основные периоды жизни.
Духовное бытие человека, примат свободы над бытием, творчество – основные темы трудов Н.А. Бердяева.
Русская идея в философии Бердяева.
Заключение.
Литература.
Министерство сельского
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова
Реферат по философии
на тему: «Н.А. Бердяев. Жизнь и сочинения»
Выполнила студентка
3 курса группы ТОП-302
Куданович Л. А.
Саратов, 2009 г.
Содержание
Николай Александрович БЕРДЯЕВ (1874-1948)
ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
1. Биография Н.А. Бердяева, основные периоды жизни
Николай Александрович Бердяев, один из самых блестящих представителей русской религиозной философии России XX в., родился в 1874 г. в Киеве, в аристократической семье потомственных военных. В 1884 г. его отдали в кадетский корпус. Затем Бердяев поступил в Киевский университет Святого Владимира сначала на естественный факультет, а потом перевелся на юридический. Но его внимание все более приковывала к себе философия. Он занимался в семинаре талантливого педагога, философа и логика Г. И. Челпанова. В студенческие годы Бердяев увлекся изучением марксизма, стал посещать социал-демократические кружки. Участие в студенческом движении не прошло даром: в 1898 г. его исключили из университета. Более того, тогда же он на месяц попал в тюрьму, а 1901 — 1902 гг. провел в вологодской, а затем житомирской ссылке, где познакомился со ссыльными представителями разных ветвей российского оппозиционного движения — А. Луначарским, Б. Савинковым, Б. Кистяковским, А. Богдановым и др.
Влияние марксизма в этой среде было доминирующим. Тем не менее Бердяев с его рано сформировавшейся интеллектуальной самостоятельностью стал искать в марксизме свой, оригинальный путь. В чем нашел понимание и поддержку у тех мыслителей, которые основали критическое направление в российском марксизме, — у так называемых легальных марксистов П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка. Первые работы Бердяева как политического писателя и социального философа (статья «А. Ф. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму», 1899; книга «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском», 1901) и были оформлением идей «критического марксизма».
Прошло несколько лет. В 1904 г. в журнале «Новый путь» появились публикации, из которых стало ясно: верх в мировоззренческих раздумьях Бердяева берет религиозная христианская философия, отношение к марксизму и материализму становится не просто критическим, но по сути негативным.
В 1905 — 1906 гг. Бердяев много занимался философией и журналистской деятельностью. Вместе с Сергеем Булгаковым он редактировал журнал «Вопросы жизни». Путешествие в Париж пришлось на 1907 — 1908 гг. Вернувшись в 1908 г. в Москву, Бердяев общался с кругом отечественных философов, объединенных вокруг издательства «Путь» (Е. Трубецкой, В. Эрн, С. Булгаков, П. Флоренский и др.). Тогда же он принял участие в сборнике «Вехи».
Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным ренессансом начала XX в. В это время наблюдается бурный рост философских обществ, кружков, издательств. Происходит сближение философии с русской культурой и прежде всего с литературой. Из многочисленных представителей этого периода отметим прежде всего В. Розанова, Д. Мережковского, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Эрна, Вяч. Иванова, С. Трубецкого, А. Лосева и др.
В этой среде формировались его философские идеи, которые нашли выражение в книге «Философия свободы» (1911). Зиму 1912—1913 гг. Бердяев провел в Италии, работая над книгой «Смысл творчества». Это важнейшее его сочинение было за кончено в 1914 г., но опубликовано только в 1916 г.
Наступил 1917 год. Как и многие другие
свободолюбиво настроенные
в 1918 г., Бердяев принял участие в создании Вольной академии духовной культуры. Собственно, ему нужно было место, где он смог бы читать свои лекции и вести семинары. Там и были читаны курсы лекций по философии истории, был проведен знаменитый семинар по Достоевскому. В 1920 г. на историко-филологическом факультете Бердяев был избран профессором. А вот в 1921 г. он, выдающийся философ, вместе с другими людьми, составлявшими славу России, попал в ЧК, подвергся допросам. Начался постыдный процесс группы интеллигенции, который получил название «дела философов». И летом 1922 г. так называемый философский корабль навсегда увез и Бердяева из России.
В эмиграции Бердяев опубликовал целую серию работ. Это «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», написанная в 1918 году, «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (Берлин, 1923); «Миросозерцание Ф. М. Достоевского» (Прага 1923); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931); «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939); «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Некоторые работы Бердяева были опубликованы после его смерти (например, «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (Париж, 1952) и «Истина и откровение» (Париж, 1954 — на французском языке).
Высылку и жизнь за границей Бердяев воспринимал как трагедию. Он тосковал по родине, много писал о России. Уже после второй мировой войны, в 1946 г., в Париже Бердяев опубликовал книгу «Русская идея. Основные проблемы русской мысли конца XIX века и начала XX века». Вместе с тем он много занимался и западной философией, изучал ее ведущие направления. Бердяев был критическим исследователем. Все господствовавшие тогда философские течения, так или иначе, подвергались его придирчивому анализу — феноменология Гуссерля и Шелера, философия Хайдеггера, онтология Николая Гартмана. Но поскольку сам Николай Бердяев был религиозным мыслителем, то такие философы, как Ж. Маритен, Э. Жильсон, Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт, т. е. представители самых разных ответвлений западной религиозной мысли, привлекали особенно пристальное его внимание. С ними он лично встречался и стал одним из самых, если не самым популярным философом России за рубежом. В самой же Советской России он был забыт или проклят.
Умер Николай Бердяев в 1948 г. в пригороде Парижа.
2. Духовное бытие человека, примат свободы над бытием, творчество – основные темы трудов Н.А. Бердяева
Основная тема трудов Бердяева — духовное бытие человека. «Философия, – пишет он в своей работе «Мое философское миросозерцание» – есть наука о духе. Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании. Именно в человеческом существовании раскрывается смысл бытия». Суть экзистенциальной философии Бердяева — «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Поэтому естественно, что в центре его творчества находится проблема человека.
По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии.
В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух — это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа — это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же — нечто объективное, множественное и дели мое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика.
Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверхрационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически.
Бог сотворил мир из ничто. Ничто — это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме, отождествляя его с божественным ничто. Порождение мира у Бердяева тесно связано с его решением проблемы свободы.
Для Бердяева существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональная свобода (иcполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в «ничто», из которого Бог создал мир. Сначала Бог-творец сам возникает из божественного ничто, а уже потом создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, так как она коренится уже в божественном ничто; Бог- творец не ответствен за ту свободу, которая порождает зло. «Бог-создатель, — пишет Бердяев, — является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над не сотворенной свободой». Во власти свободы создавать и добро, и зло.
Поэтому, по мнению Бердяева, действия человека абсолютно свободны, так как неподвластны Богу, который не может да же их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю человеческих существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле, и тогда теодицея не была бы возможна.
Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество — часть личности. Личность— это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой личности — бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному.
В человеке постоянно существует божеское, а в Божестве — человеческое. Творческая деятельность человека — это дополнение к божественной жизни.
Исходным пунктом его
Бытие проявляется и
открывается в человеке и через
человека. Он есть микрокосмос, сотворенный
по образу и подобию Бога, а потому он является существом
беспредельным, свободным и творческим.
Но в то же самое время он является существом
природным и ограниченным. Человек, таким
образом, есть пересечение двух миров
— высшего и низшего. Одна сторона его
связана со свободой, творчеством, личностью,
Богом. Другая — с необходимостью, природой,
материей. На этой основе Бердяев различает
понятия «личность» и «индивид»: «Личность
следует отличать от индивида, — пишет
он. — Личность есть категория духовно-религиозная,
индивид же есть категория натуралистически-
Человеку изначально присуща свобода, которая не детерминирована «ни снизу, ни сверху». Со стороны этой свободы, которая объясняет возможность творчества в мире, человек и выступает как личность.
Двойственная природа человека выражается также в том, что «он есть бесконечность в конечной форме, синтез бесконечного и конечного» (Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 239).
Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность — с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог, то это самое безнадежное и ничтожное.
Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность, как это имеет место, например, у Ницше. Если на место Бога заступает человек, то люди могут стать на путь «человекопоклонства». С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека «есть форма идолопоклонства».
Если нет Бога, то нет победы над смертью, все лишено смысла и абсурдно. Двойственная природа человека рождает по Бердяеву, вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное он подчинен необходимости и не может вырваться за ее рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью, «царством Духа» и «царством Кесаря» неразрешимы в этом мире. Решение этой проблемы связано с преодолением дуализма человека, которое может быть достигнуто только в «царстве Божьем».