Н.А. Бердяев. Жизнь и сочинения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:56, реферат

Краткое описание

Николай Александрович Бердяев, один из самых блестящих представителей русской религиозной философии России XX в., родился в 1874 г. в Киеве, в аристократической семье потомственных военных. В 1884 г. его отдали в кадетский корпус. Затем Бердяев поступил в Киевский университет Святого Владимира сначала на естественный факультет, а потом перевелся на юридический. Но его внимание все более приковывала к себе философия. Он занимался в семинаре талантливого педагога, философа и логика Г. И. Челпанова.

Оглавление

Биография Н.А. Бердяева, основные периоды жизни.
Духовное бытие человека, примат свободы над бытием, творчество – основные темы трудов Н.А. Бердяева.
Русская идея в философии Бердяева.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Внутренний источник «трагизма жизни» опять-таки связан со свободой человека. Свобода —  это его сущность, связанная с  его духом, это его «внутренняя  творческая энергия». Она не только важнее справедливости, но и самой жизни: «Для свободы можно и должно жертвовать жизнью, для жизни не должно жертвовать свободой». (Бердяев НА Судьба России. С. 290).

Именно в ней главный  источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно  отягощена и ограничена природой человека.

Речь, таким образом, идет о неразрешимом в этом дуалистическом мире противоречии жизни человека —  между бесконечным и конечным в нем, между духом и природой, между творчеством и смертью. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования.

Важнейшей для философа является проблема творчества. Одной из самых интересных и в то же время спорных книг Бердяева является «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Вопрос о творчестве – центральный в антропологии Бердяева, поскольку в нем сосредоточена проблема различия между человеком – творцом и человеком - обыденщиной, не исполняющей своего назначения. Творчество — это главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле — о «миротворчестве», которое находит свою «объективацию» в культуре, науке, искусстве и т.д. Творчество есть тайна жизни, созидание нового и небывалого, предполагающее как дар от Бога (гениальность), так и материал для творения чего-либо. При этом обнаруживается существенное противоречие самого творчества. В акте творчества человек свободен, но любой творческий акт воплощается «объективизируется» и в произведении становится застывшим. И в результате творчества человек опять возвращается в сферу «объективации», которая всегда «антиперсоналистична», обезличивает человека, создает психологию раба. В этой связи следует отметить, что Бердяев находит рабство и в богословии, которое рассматривает Бога как «Господа» и тем самым унижает человека. По его мнению, на отношения между Богом и человеком были перенесены отношения между господином и рабом, взятые из социальной жизни.

Объективизация творческого  процесса осмысливается Бердяевым  как вечная неудовлетворенность, «великая печаль и горечь», так как он покоится на холодных законе и норме и не знает тайны индивидуального. Ведь человек все воспринимает не просто рассудочно, но эмоционально и чувственно, очень лично. Мало того, «жизнь эмоциональная есть основной факт и фон человеческой жизни, без эмоциональности невозможно и познание».

Личностный мотив звучит во всяком исследовании Бердяева, который  к тому же облекает свои откровенные  мысли в четкие и афористичные формулировки. Его анализы экзистенциальных явлений исполнены особой глубины. Так, примечательны его рассуждения о страдании: «Есть не одно, а два страдания – есть страдание светлое и искупляющее, страдание к жизни, и есть страдание темное и адское, страдание к смерти. Человек может пережить страдание благостно и просветленно и возродиться к новой жизни от пережитого страдания. Все ниспосланные человеку страдания – смерть близких людей, болезнь, бедность, унижения и разочарования – могут быть очищающими, возрождающими и поднимающими. Но страдания могут окончательно раздавить человека, озлобить его, уничтожить в нем жизнь, убить всякое чувство смысла жизни».

Итак, цель философии Бердяева – реализовать этику творчества, раскрыть всю потаенную сложность человеческого существования. Через это прояснилось бы отношение к наличным этическим учениям – законнической (фарисейской), христианской (этики искуплении) и гуманистической (Руссо, Кант). Открылось бы, что никакая другая этика не оправдывает человека, оставляя его один на один с «падшим миром». Всякая другая этика –«символична» и только этика творчества – конкретна, реальна и адекватна.

 

3. «Русская идея» в  философии Н. А. Бердяева

С философской антропологией  связана и социальная философия  Бердяева, понимание им отношений  между личностью и обществом. Общество — объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. При этом, с точки зрения его экзистенциальной философии, «общество является частью личности, ее социальной стороной», а не личность — частью общества. Объективированное общество подавляет личность, в нем царит разобщение людей. В таком обществе существует коммуникация, но нет общения, личность существует только как функция, господствует всеобщее отчуждение, власть техники и государства. В этой связи он пишет: «Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности (Gemeinschaft). Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом» (Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской Философии: В 2 ч. Ч. 1. С. 23).

В таком обществе за каждой личностью признается абсолютная ценность. Поэтому Бердяев выступает как против изолированного индивидуализма, так и против механистического коллективизма, за общинность и соборность. «Необходимо, — по его мнению, — стремиться к синтезу аристократического, качественного принципа личности и демократического, социалистического принципа справедливости и братского сотрудничества людей»2.

Для социального переустройства общества на такой основе, по Бердяеву, нужно прежде всего не техническое  переустройство, а духовное возрождение.

Много внимания в своих  произведениях Бердяев уделял России. Он писал, что самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным  единством Востока и Запада, но по своему действительному эмпирическому  положению она представляет собой  неудачную смесь Востока и Запада. Для Бердяева беды России коренятся в неправильном соотношении в ней мужского и женского начал. Если у западных народов мужское начало возобладало в основных силах народа, чему способствовал католицизм, который воспитал дисциплину духа, то «русская душа оставалась неосвобожденной, она не осознавала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна воздвигать половинчатое царство культуры».

В книге «Русская идея»  Бердяев описывает эти черты  национальной русской мысли, которые  направлены на эсхатологическую проблему конца, на апокалипсическое чувство  надвигающейся катастрофы.

Главной отличительной  чертой русской идеи является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий все общество, его культуру и сознание. Суть «русской идеи» — осуществление царства божия на земле. Ее самобытность заключена прежде всего в «коммунитарности», в «идее братства людей и народов». Бердяев осуждает крайности и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, считал он, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их.

 

4. Заключение

Русская философия cpaвнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствовании мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и на правлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм. Из ее истории и ее целостного содержания нельзя произвольно исключать никакие фрагменты, школы или течения. Любые купюры, по каким бы причинам они ни существовали, ведут лишь к обеднению ее содержания и искажению ее реального смысла и значения. Поэтому философия Бердяева, представляющая собой наиболее яркое выражение русской мысли, в которой сделана очередная попытка выразить христианское мировоззрение в его оригинальной форме, оказала влияние на развитие философии не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Русская философия —  это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.

 

5.Литература

    1. Философия: Учебник под ред. проф. В.Н. Лавриненко.М., Юристъ . 2004.
    2. Великие философы. Л.В. Блинников. М., «Логос», 1998.
    3. История философии: Запад-Россия-Восток. М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. 1999.
    4. История философии. Коллектив авторов. М., ИКЦ «Март» 2006.



Информация о работе Н.А. Бердяев. Жизнь и сочинения