Многообразие видов и форм любви. Их классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:37, реферат

Краткое описание

Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я поставила для себя целью ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. А для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего, определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии любви каждой из эпох.

Файлы: 1 файл

реферат по филисофии.docx

— 38.80 Кб (Скачать)

Введение

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами  “высшие человеческие чувства”, “любовь”, как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые (как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности, и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я  поставила для себя целью ознакомиться с тем, как менялось понимание  и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. А  для этого необходимо осуществить  целый ряд задач. И прежде всего, определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений  среди других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии любви каждой из эпох.  
 

  Многообразие видов и форм любви. Их классификации

Духовный  мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных  наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых  является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в  ней сливаются в одно целое  и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

“Любовь - единственный удовлетворительный ответ  на вопрос о проблеме существования  человека”- говорит Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность появляется, прежде всего, из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и власти. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская. Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы.

Что соединяет  до крайностей разнообразные страсти, влечения, привязанности под общим  названием “любовь”? Как они  соотносятся? На все эти вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.

Широкое истолкование древними философами понятия  любви в средние века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя  противоположного пола.

В связи  с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются, прежде всего, не на различных формах ее проявления, а на “ранговых” отношениях между людьми.

Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности существования трех видов любви:

  • любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)
  • любовь низших существ к высшим (например, почитание)
  • любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую  трактовку понятия любви новые  идеи. Сфера определения влияния  этого чувства расширяется, и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

  • романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;
  • родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;
  • братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над другом, но идут навстречу один другому;
  • харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;
  • “поклонение” литературному или какому-либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;
  • влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;
  • “измена”, когда один обладает и властью и статусом, а другой - только властью. Как в случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой  и ясностью, является, тем не менее, абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус - очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом “любовь”: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с “влюбленностью”, безответной любовью.

Таким образом, очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.

Опираясь  на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или  так называемые “модусы”. К видам  любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию - любовь.

Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви  в виде девяти “ступеней” или “кругов”. Рассмотрим эту теорию более подробно.

К “первому кругу” можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Эти два вида - парадигмы  всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда  слово “любовь” встречается вне  контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую  любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту  и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс  писал своей жене: “Не любовь к фейербаховскому “человеку”, к молешотовскому “обмену веществ”, к пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова человеком в полном смысле этого слова”- и таким образом определяет этот вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической лестницы и говорит о том, что “и у  животных, и у человека половая  любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни”.

Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует  это понятие и во всех формах дружеских  и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или  к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного  понятия, будто всякая любовь - это  эротическая любовь.

Любовь  человека к самому себе является важной предпосылкой его существования  как личности и, значит, условием всякой любви. А так как любовь “основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует”.

Второй  “круг любви” - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк считал любовь к ближнему “зачатком истинной любви”; а русский мыслитель Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь - два существенно - противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.

Третий  “круг любви” - любовь к человеку, которая включает любовь человека к  самому себе, любовь к ближнему и  любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к  будущим поколениям и связанная  с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего  как качественно, так и количественно.

К четвертому “кругу любви” принадлежит любовь к родине, к жизни и любовь к  богу. Любовь к богу не является результатом  рассуждения и анализа. Она возникает  в глубинах человеческой души и, как  и всякая другая любовь, не терпит излишней рассудочности. Иногда это чувство  достигает такого накала, что пересиливает все другие его страсти, включая  и саму любовь к жизни. Яркое описание “святому чувству” дает М.Шелер: “люди, переполненные ею, выносят любую  боль и саму смерть не с неохотой и терзанием, но охотно и с блаженством, ибо в счастье и блеске этого  чувства все радости жизни  бледнеют и теряют свое значение”.

По Фрейду же религиозная любовь - это перенесение  полового влечения в духовную деятельность. Он считал, что верующий погружается  в мир религиозных фантазий, чтобы  там найти заменяющее удовольствие. Вследствие чего называет религию то “сублимированным продуктом сексуальных влечений”, то “коллективной иллюзией, возникшей вследствие подавления первичных природных влечений”.

В христианстве любовь к богу не оставалась постоянной, она менялась в своей форме  и в своей интенсивности. Достигнув  высшего напряжения в средние  века, она стала постепенно утрачивать свою возвышенность и непосредственность.

К “пятому  кругу” любви относится любовь к  природе и в частности космическая  любовь, которая, направленная на мир  в целом, говорит о единстве человека и мира и об их взаимовлиянии. С  точки зрения П.Т. де Шардена, “всеобъемлющая, космическая любовь не только психологически возможна, она единственно полный и конечный способ, которым мы можем  любить”. Космическое чувство единства с Вселенной проявляется перед лицом красоты, при созерцании природы, в музыке. Чувство всеобщей любви, по мнению многих философов, - это стремление к единению, свойственное как живой, так и неживой природе.

Шестой  “круг” включает в себя , любовь к истине, к добру, к прекрасному, любовь к справедливости. Внутреннее единство всех этих видов любви очевидно: в каждом из них существенную роль играет социальная составляющая, вследствие чего эти чувства оказываются менее личностными и во многом являются выражением групповых чувств, объединяя людей в коллективе. В отличии, например, от эротической любви, которая объединяет двоих, отсоединяя их от общества.

Так, понятие  справедливости - одно из центральных  в морали, праве, экономике, политике, идеологии. И нет, пожалуй, такой  области человеческих отношений, где  не вставал бы вопрос об их справедливости и несправедливости. Еще Сократ высказал убеждение, что нельзя ставить ничего выше справедливости - ни детей, ни жизнь. Но уже Аристотель замечал, что все  люди высоко ценят справедливость, но каждый воспринимает ее по-своему.

Высокую оценку стремлению к справедливости дает Ф.Ницше: “Поистине никто не имеет больших прав на наше уважение, чем тот, кто хочет и может  быть справедливым. Ибо в справедливости совмещаются и скрываются высшие и редчайшие добродетели, как  в море, принимающем и поглощающем в своей неизведанной глубине впадающие в него со всех сторон реки.”

Информация о работе Многообразие видов и форм любви. Их классификации