Мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Оглавление

Введение
1 Понятие "мировоззрение", его структура
2 Типы мировоззрения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

Московский гос. ун-т имени М.В. Ломоносова

Факультет государственное  управление

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии  на тему « Мировоззрение »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняла

студентка

106 группа

Медведева Василиса Игоревна

 

 

 

 

Москва, 2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Понятие "мировоззрение", его структура

2 Типы мировоззрения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Современный этап исторического  развития характеризуется небывалым  усложнением взаимосвязей между  всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами.  Преобразования, происходящие во  всем мире, обострение глобальных  проблем значительно усилили  интерес к общим  вопросам  общественного развития. Концептуальное  исследование этих вопросов имеет  важное методологическое значение  для изучения процессов, происходящих  в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории  человечества. В этой обстановке  усиливается значение философского  осмысления человеком своего  отношения к действительности, поскольку  речь идет о способности и  возможностях человека ориентироваться  в условиях, когда происходит  изменение глубинных мировоззренческих  установок, принятых в данном  обществе.

Слово "мировоззрение" широко употребляется в обычном  языке и в философских дискуссиях, и его смысл представляется достаточно ясным. Однако одно дело знать, как это  слово осмысленно использовать в  своей речи, и совсем другое - понимать, какая сеть взаимосвязанных понятий  и содержаний, скрывается за ним. Об этом говорит хотя бы наличие многочисленных и отличных друг от друга определений  того, что составляет суть мировоззрения. Этот феномен отличается значительным многообразием культурно-исторических форм и способов выражения

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности  человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая  форма представляет собой не только отражение определенной стороны  действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает  направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем  проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ", ЕГО СТРУКТУРА

 

По мере становления и  развития человека и общества росла  потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место  в нем человека, является ли человек  творцом своей судьбы,  может  ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь  счастья, в чем смысл человеческого  существования и мн. др. При анализе  такого рода вопросов от общих рассуждений  разум неизбежно переходит к  конкретным измерениям человеческого  бытия: как строить свое отношение  к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться?  Ответы на эти и другие вопросы  дает мировоззрение, формирующееся  в культуре.

Понятие «мировоззрение»  неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение  – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим  индивиду для организации его  деятельности, поведения, общения, для  самоутверждения, определения линии  жизни и стратегии поведения.

В многообразии вариантов  исторически изменяющихся мировоззрений  можно выделить ряд укрупненных  градаций, типов. Мировоззрение - образование  интегральное. В нем принципиально  важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные  сочетания элементов, их пропорции  дают разные результаты, так нечто  подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или  отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное создание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, общаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного  мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего  поля мировоззрения. Кроме знаний о  мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается  также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле  и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы  жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют  под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируется нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное создание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез - сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина  мира и в третьих, жизненная стратегия  индивида.

При изучении мировоззрения  выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления  человека, представляющая собой чувственное  осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему  определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных  основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может  быть  как положительно, так и  негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности  существования). Миропонимание —  высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение  со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с  наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями  о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени  неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя  целостный образ мира и своего места в нем.

Структура мировоззрения  состоит из:

1) мироощущения – сенсорной  и эмоциональной стороны, где  представления об окружающей  действительности формируются, как  на основе образов, полученных  при помощи пяти чувств, так  и тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека  объект или ситуация;

2) мировосприятия – категориально-классификационной  стороны, в которой происходит  фиксация и распределение информации  о действительности на основе  определённых классов категорий,  т.е. на основе проблематики, которая  лежит в основе различной духовной  деятельности человека. Поэтому  восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться  посредством искусства, в соответствии, формируются и различные типы  знания;

3) миропонимания - познавательно-интеллектуальной  стороны, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ  мира в рациональном и иррациональном  виде на основе рассуждения  человека;

4) миропредставления – которое вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда можно отнести фантазии, предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения.

Отметим, что данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный  процесс, влияют на течение друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются  друг в друге.

Анализируя структуру  мировоззрения, можно выделить его  следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона  мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический  и гуманитарный аспекты. Натуралистический  аспект познавательной стороны мировоззрения  – это знания и представления  о природе, космосе, универсуме, природной  сущности человека. Здесь рассматриваются  вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком  отношении она относится к  неживому, в каких формах жизнь  существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это  осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды  и представления индивида. Как  устроено и функционирует общество, какова направленность исторического  процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения  важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для  указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала  в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих  устоев общества.

Двумя типами ценностного  отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений  и включённых в их круг природных  явлений, которые рассматриваются  с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы  и критерии, на основании которых  производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки  и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме  нормативных представлений и  выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая  сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Информация о работе Мировоззрение