Мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Оглавление

Введение
1 Понятие "мировоззрение", его структура
2 Типы мировоззрения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания  действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент мировоззрения  составляют идеалы как решающие жизненные  цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда  оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности.

Мировоззрение как форма  осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном  понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается  в разные исторические эпохи, а так  же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское.

Житейское (обыденное) мировоззрение  порождается непосредственно условиями  жизни и передающимся из поколения  в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения  отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.

Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически - преобразованную картину мира, связанную  с признанием сверхъестественного  мирового начала, и выражается преимущественно  в эмоционально-образной форме (опирается  на веру).

В философском мировоззрении  теоретически обобщается опыт духовного  и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и  обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые  умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум.

Исторически первым типом  явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное  ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних  мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие  и т.д.) в них проявились сходные  представления человека о мире, его  устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в  виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между  естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что  сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В  мифе слиты воедино мышление и  действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение  утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые  его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни  новые типы мировоззрения - религию  и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с  человеческим родом.

На всех вышеназванных  уровнях в различной степени  присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения  человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений  в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического  и религиозного мировоззрения оно  ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

Параллельно с обыденным  формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему  представлений о мире, его структурной  организации, месте и роли в нем  человека; эта система строится на основе научных данных и развивается  вместе с развитием науки. Научное  мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его  познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют  свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение  по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов  и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается  на рациональное осмысление мира, не допуская интуитивного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

На основе мифологического  и религиозного мировоззрений, а  так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки  генезиса философского мышления. Философское  мировоззрение возникло из потребности  рационального и иррационального  объяснения мира. Оно является исторически  первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие  моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения  человека к миру, а все явления  рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для  данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные  теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования  и развития человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Слово "мировоззрение" широко употребляется в обычном  языке и в философских дискуссиях, и его смысл представляется достаточно ясным. Однако одно дело знать, как это  слово осмысленно использовать в  своей речи, и совсем другое - понимать, какая сеть взаимосвязанных понятий  и содержаний, скрывается за ним. Об этом говорит хотя бы наличие многочисленных и отличных друг от друга определений  того, что составляет суть мировоззрения. Этот феномен отличается значительным многообразием культурно-исторических форм и способов выражения.

В мировоззрении в общем  смысле представлены познание, ценность и поведенческие подсистемы и  их взаимосвязи. Эмоционально психологическую  сторону мировоззрения на уровне настроений, составляет мироощущение. Эмоциональный настрой может  быть радостным, оптимистичным или  же мрачным. В настроениях сказываются  обстоятельства жизни людей, различая их национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровье.

Мировоззрение - комплексная  форма сознания, объемлющая самые  разные «пласты» человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки  повседневности, конкретного места  и времени, соотносить данного человека с другими людьми включая и  тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается  опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей  преобращаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного  обоснования и веры, убеждений  и сомнений, общественно значимого  и личностного, традиционного и  творческого мышления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  2. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000
  3. Лекция с сайта http://referatik.com.ua/
  4. Светлов В. Философия Учебное пособие.- Спб.: питер,2011.-304 с.: ил. .(ГУП ОЦ Московский Дом Книги).
  5. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 366
  6. http://pedlib.ru/Books/2/0279/2_0279-41.shtml

 


Информация о работе Мировоззрение