Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:42, реферат
Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.
Введение
Понятие мировоззрения, его структура и основные типы.
Философия как тип мировоззрения.
Основные философские проблемы, предметное поле философии
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.
Как пишет В.С.
Соловьев «задача философии –
не одна какая-то сторона существующего,
а все существующее, вся вселенная
в полноте своего содержания и смысла;
она стремится не к тому, чтобы определить
точные границы и внешние взаимодействия
между частями и частицами мира, а к тому,
чтобы понять их внутреннюю связь и единство».
1.
Понятие мировоззрения,
его структура и основные
типы.
По мере становления
и развития человека и общества росла
потребность разобраться в
Понятие «мировоззрение»
неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение
– способ духовной ориентации человека
в окружающей действительности, определенный
взгляд на мир. Это система наиболее
общих представлений и знаний
о мире и месте человека в нем, ценностях
и убеждениях личности. Комплекс таких
представлений необходим индивиду для
организации его деятельности, поведения,
общения, для самоутверждения, определения
линии жизни и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами
мировоззрения являются: во-первых, образ
самого субъекта; во-вторых, картина мира
и в третьих, жизненная стратегия индивида.
При изучении мировоззрения
выделяют также ступени
Анализируя структуру
мировоззрения, можно выделить его
следующие стороны: познавательную,
аксиологическую, праксеологическую.
Каждая из этих сторон мировоззрения представляет
собой сложную подсистему, где также можно
выделять отдельные компоненты (аспекты).
Познавательная
сторона мировоззрения обязательно
включает в себя так называемые натуралистический
и гуманитарный аспекты. Натуралистический
аспект познавательной стороны мировоззрения
– это знания и представления о природе,
космосе, универсуме, природной сущности
человека. Здесь рассматриваются вопросы
о том, как возник мир, что такое жизнь
и в каком отношении она относится к неживому,
в каких формах жизнь существует во Вселенной.
Гуманитарный
аспект познавательной стороны мировоззрения
— это осознание своей
В системе мировоззрения
важное место занимает аксиологическая
(ценностная) сторона
мировоззрения. Понятие «ценность» используется
для указания на человеческое, социальное
и культурное значение явлений действительности;
наиболее актуальное значение ценностная
сторона мировоззрения всегда приобретала
в эпохи крушения культурной традиции
и дискредитации мировоззренческих устоев
общества.
Двумя типами ценностного
отношения человека к миру являются так
называемые предметные и субъектные ценности.
Предметные ценности включают многообразие
предметов человеческой деятельности,
общественных отношений и включённых
в их круг природных явлений, которые рассматриваются
с точки зрения этической проблематики.
Субъектные ценности – это способы и критерии,
на основании которых производятся процедуры
оценивания соответствующих явлений.
Это установки и оценки, императивы и запреты,
цели и проекты, которые закрепляются
в общественном сознании в форме нормативных
представлений и выступают ориентирами
деятельности человека. Они формируются
в процессе социализации личности.
Таким образом,
аксиологическая сторона
Назначение
праксеологической
подсистемы — обеспечивать тесную связь
познавательного и ценностного компонентов
мировоззрения с деятельностью человека.
Это духовно-практическая сторона мировоззрения,
поскольку здесь мировоззрение осуществляет
своеобразное «вписывание» различных
программ деятельности, поведения и общения
в практическую ситуацию. Таким образом,
мировоззрение включает в себя определённые
регулятивы духовной и практической деятельности
индивида. Такие регулятивы могут задаваться
через мифологические, религиозные, научные,
философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов
и принципов, праксеологическая сторона
мировоззрения включает и такой компонент
как убеждение. Убеждение — это форма
углубления, укоренения знаний и ценностей
в систему мировоззрения, это вера в правоту
усвоенных идей. Знания могут и не переходить
в убеждения, но убеждения основываются
на рациональных знаниях. Убеждения —
это звено перехода от знания к практике.
Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями,
они становятся элементом мировоззрения
(поэтому зачастую мировоззрение определяют
как совокупность убеждений личности).
Убежденность помогает человеку в жизни,
дает возможность осуществлять выбор
и разрешать сложные ситуации, которые
порой кажутся не разрешимыми.
Итак, праксеологическая
сторона мировоззрения включает
в себя регулятивные принципы деятельности,
поведения, общения и убеждения.
В убеждениях синтезируются знания
и взгляды мировоззренческого характера,
вера в их истинность, социальные ценности
и идеалы, готовность человека к действию.
Таким образом, цепочка мировоззренческого
становления человека включает: знания,
ценности, убеждения и волю к действию.
Мировоззрение
как форма осмысления человеком
окружающей реальности существует столько,
сколько существует человечество в его
современном понимании. Однако его содержательное
наполнение существенно различается в
разные исторические эпохи, а так же у
отдельных людей и социальных групп. Условно
можно выделить основные исторические
типы мировоззрения.
Исторически первым
типом явилось мировоззрение, основанное
на мифологии. Ощущение человеком бытия,
эмоциональное восприятие и доступное
ему понимание природы
По мере дальнейшего
развития общества мифологическое мировидение
утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые
его элементы могут воспроизводиться
в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация
вызвала к жизни новые типы мировоззрения
- религию и философию. Главные признаки
религиозного мировоззрения – вера в
сверхъестественные силы и существование
двух миров (высшего - совершенного, горнего
и низшего - несовершенного, земного). В
отличие от мифологического, религиозное
мировоззрение только частично опирается
на антропоморфные представления, ориентируя
человека на осмысление своих отличий
от природного мира и осознание своего
единства с человеческим родом.
На всех вышеназванных
уровнях в различной степени
присутствует обыденное (житейское) мировоззрение,
которое представляет собой совокупность
воззрений на природную и социальную
реальность, нормы и эталоны поведения
человека, основанные на здравом смысле
и повседневном опыте многих поколений
в различных сферах своей жизнедеятельности.
В отличие от мифологического и религиозного
мировоззрения оно ограниченно, несистемно
и неоднородно. Содержание обыденного
мировоззрения варьируется в довольно
широком диапазоне, отражая специфику
образа жизни, опыта и интересов определенных
социальных групп.
Параллельно с
обыденным формируется и
Все типы мировоззрений
имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое
и религиозное мировоззрение
по-своему, зачастую стихийно, осуществляют
связь поколений, закрепляют и передают
систему социальных ценностей, идеалов
и норм поведения. Вместе с тем, действительность
воспринимается в них в иллюзорном, искаженном
виде, противореча данным науки. Научное
мировоззрение опирается на рациональное
осмысление мира, не допуская интуитвного,
иррационального понимания мира, и оно
также не в полной мере может отразить
и описать существующую реальность и рассмотреть
все проблемы, связанные с пониманием
человеком мира.
На основе мифологического
и религиозного мировоззрений, а
так же основ научных знаний складываются
культурно-исторические предпосылки генезиса
философского мышления. Философское мировоззрение
возникло из потребности рационального
и иррационального объяснения мира. Оно
является исторически первой формой теоретического
мышления. Объединяет и дополняет все
недостающие моменты предшествующих типов
мировоззрений. Философское мировоззрение
является наиболее общим: оно касается
отношения человека к миру, а все явления
рассматривает с точки зрения не столько
содержательных характеристик, сколько
с позиции ценности их непосредственно
для человека. Для данного типа мировоззрения
характерно стремление выработать универсальные
теоретические понятия (категории) и принципы
и на их основе дать сущностный анализ
действительности, выявить предельные,
всеобщие основания, закономерности существования
и развития человеческой культуры.