Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:40, реферат
Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлением о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них.
Философия и мировоззрение.
Основы современной философии.
Философия как мировоззрение.
Мировоззрение - общие идейные
представления и принципы деятельности
человека по отношению к окружающему
миру и самому себе. Как сложное
духовное явление оно включает в
себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения,
интересы, ценностные ориентации, принципы
познания, нравственные нормы, эстетические
воззрения и др. Все эти элементы
мировоззрения в своей
Мировоззрение формирует
не только философия, но и научные (естественные,
технические, общественные) дисциплины,
а также различные формы
Мировоззрение существует на 2 уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном - на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира (спорно). Оно основывается на теоретическом обосновании объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.
Философское мировоззрение
формировалось исторически в
связи с развитием самих
В современном обществе существуют
различные типы мировоззрения: материалистическое,
идеалистическое, научное, религиозное,
утилитарное, нигилистическое и
др. По своей сущности они подразделяются
на: повседневно-утилитарные, связанные
с обыденной жизнью; и реакционные,
направленные на разрушение социальных
начал. Содержание мировоззрения определяется
практическими результатами деятельности
людей на его основе. Мировоззрение
неразрывно связано с практикой.
Практика формирует мировоззрение,
определяет его содержание в связи
с целевыми установками личности,
социальной группы, класса и т.д. Но,
если оно не соответствует объективным
реалиям, то требуется его корректировка
(!). Формирующейся ныне информационной
цивилизации может
Введение в философию.
Говоря о мировоззрении
в большом общественно-
^ Но, кроме типовых, суммарных
черт, мировоззрение каждой эпохи
живет, действует во множестве
групповых и индивидуальных
Мировоззрение = обобщенные знания (повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные) + система ценностных ориентаций.
Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей.
В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение.
Познавательно-интеллектуальную
сторону мировоззрения
^ Разум и чувства входят
в ткань мировоззрения не
Мировоззрение - сложное, напряженное,
противоречивое единство знаний и ценностей,
интеллекта и эмоций, миропонимания
и мироощущения, разумного обоснования
и веры, убеждений и сомнений,
общественно значимого и
Специальный критический анализ, осмысление воззрений, формирующих мысли и действия, осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия.
Понятие «мировоззрения» охватывает более широкий круг явления, чем понятие «философии». В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Алексеев, Панин.
^ Мировоззренческие функции философии.
На первом месте среди
функций философии в
^ Социально-аксиологическая
функция - с конструктивно-ценностной,
интерпретаторской и
^ Культурно-воспитательная
функция - знание философии, в
том числе требований к
^ Объяснительно-информационная
функция - одна из главных задач
философии - разработка мировоззрения,
соответствующего современному
уровню науки, исторической
^ 2. Предмет и метод философии. Структура философского знания.
(Алексеев, Панин).
Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является всеобщее в системе «мир-человек». Эта система при первичном подразделении распадается на 2 относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяются на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами – на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
В предмет философии входит
всеобщее в материальном бытии и
всеобщее, характеризующее целостное
бытие человека (здесь отличие
от частных наук – степень общности
законов). В него входит только то из
материально-всеобщего, что включено
в создаваемую человеком
^ Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Метод философии (не знаю то ли это, что нужно – нигде ничего).
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.
^ Эвристическая функция
– состоит в содействии
Философский метод способен
оказывать положительное
Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формировании гипотез и теорий.
^ Координирующая функция
– сущность ее состоит в
координировании методов в
Философский метод не может
привести к успеху в науке, если при
решении частных задач
^ Интегрирующая функция
– связана с представлением
об объединяющей роли
^ Логико-гносеологическая
функция – в разработке
^ Средства познания в
философии (наверно, тоже
Обнаруживается зависимость философского метода от философского мировоззрения. Методом философского исследования является диалектика. Диалектический метод формировался постепенно.
Кроме того: индукция (пример – формирование представления об основных законах развития). Также формально-логическая дедукция: выведение частного из общего и общего из общего.
Важным средством философского исследования является мысленный эксперимент.
Другое: герменевтика – нацелена на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла; кроме того, этот метод для философии охватывает все, во что вложены человеческие действия, мысль и чувства.
Трансцендирующий способ наряду с герменевтикой играет важную роль в постижении объектов философии – включает в себя медитацию, элементы мистики и философскую веру. Также большое место в творческом процессе философов занимает интуиция.
Таким образом, основные интрасубъективные средства философского исследования следующие: 1) средства логики, диалектической или формальной; 2) интеллектуальная интуиция; 3)герменевтическая интерпретация; 4) экстраполяция; 5)мысленный эксперимент; 6)трансцендирование.
Если в самом общем плане характеризовать средства исследования в философии:
Научные (здесь – отличие
от средств обыденного познания, от
средств религии); умозрительные (в
отличие от экспериментальных наук);
всеобще-категориальные (что отграничивает
их от теоретических частных наук);
критически-конструктивно-
^ Структура философского знания: это знание имеет сущностные признаки, свойственные - естественно-научному знанию (см. билет № 3); идеологическому знанию (общественным наукам); гуманитарному знанию; художественному знанию; трансцендирующему постижению (религии, мистике); обыденному, повседневному знанию людей.
Можно утверждать, что философское знание есть комплексный, интегральный вид знания.
^ 3. Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм.
(Алексеев, Панин).
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям.
Со временем основной вопрос
мировоззрения (вопрос о мире в целом
и об отношении человека к миру)
и ответ на него, как и на множество
с ним связанных вопросов, обрел
научную форму, а новое по содержанию
мировоззрение оказалось
Итак, в 2 моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием.
^ Генетический аспект
научности философии