Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлением о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них.

Файлы: 1 файл

Философия и мировоззрение.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

Философия и мировоззрение.

 

 

Основы современной философии.

 

Философия как мировоззрение.

 

Мировоззрение - общие идейные  представления и принципы деятельности человека по отношению к окружающему  миру и самому себе. Как сложное  духовное явление оно включает в  себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную  позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение - исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком  окружающего мира.

 

Мировоззрение формирует  не только философия, но и научные (естественные, технические, общественные) дисциплины, а также различные формы общественного  сознания - политического, религиозного и др. Однако целостный и завершенный  вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие  установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников.

 

Мировоззрение существует на 2 уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном - на уровне разума как  миропонимание, логическое обоснование  процессов и явлений. Мировоззрение  на рациональном уровне является самым  глубоким пониманием мира (спорно). Оно  основывается на теоретическом обосновании  объективных процессов. Но оно может  осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или  других людей), поэтому мировоззренческое  понимание мира необходимо рассматривать  в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

 

Философское мировоззрение  формировалось исторически в  связи с развитием самих философских  знаний. Мировоззренческие установки  на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме  мифов, преданий, сказаний и т.д. В  поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих  позиций формировала мировоззренческие  установки в связи с представлением о сотворении мира, происхождении  людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы и религия не ушли в историю вместе с первобытным  обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о  них. Мифологическо-религиозное мировоззрение  продолжало сопутствовать общественному развитию на всех его последующих этапах, но уже в качестве не единственных форм мировоззрения, а как оставшиеся от прошлого воззрения, сосуществующие наряду с философской формой.

 

В современном обществе существуют различные типы мировоззрения: материалистическое, идеалистическое, научное, религиозное, утилитарное, нигилистическое и  др. По своей сущности они подразделяются на: повседневно-утилитарные, связанные  с обыденной жизнью; и реакционные, направленные на разрушение социальных начал. Содержание мировоззрения определяется практическими результатами деятельности людей на его основе. Мировоззрение  неразрывно связано с практикой. Практика формирует мировоззрение, определяет его содержание в связи  с целевыми установками личности, социальной группы, класса и т.д. Но, если оно не соответствует объективным  реалиям, то требуется его корректировка (!). Формирующейся ныне информационной цивилизации может соответствовать  только научно-материалистическое мировоззрение, опирающееся на современную научную  картину мира и учитывающее содержание и направленность новых социальных процессов.

 

 

Введение в философию.

 

 

Говоря о мировоззрении  в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающее  на том или ином этапе истории  предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, т.е. выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя  той или иной эпохи.

 

^ Но, кроме типовых, суммарных  черт, мировоззрение каждой эпохи  живет, действует во множестве  групповых и индивидуальных вариантов.

 

Мировоззрение = обобщенные знания (повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные) + система  ценностных ориентаций.

 

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание  мира, места в нем человека и  вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей.

 

В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в  их взаимосвязи.

 

Эмоционально-психологическую  сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение.

 

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

 

^ Разум и чувства входят  в ткань мировоззрения не обособленно,  а во взаимосплетении, кроме  того, они сочетаются с волей.

 

Мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания  и мироощущения, разумного обоснования  и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого  мышления.

 

Специальный критический  анализ, осмысление воззрений, формирующих  мысли и действия, осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит  и философия.

 

Понятие «мировоззрения»  охватывает более широкий круг явления, чем понятие «философии». В отличие  от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность как  содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

 

 

Алексеев, Панин.

 

 

^ Мировоззренческие функции  философии.

 

На первом месте среди  функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека - гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности (она  нам вообще ничего не дает), но она помогает осмыслить эту жизнь, найти ее смысл и укрепить свой дух. В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, А. Швейцер - представители гуманистической линии в философии.

 

^ Социально-аксиологическая  функция - с конструктивно-ценностной, интерпретаторской и критической  подфункциями - это разработка представлений  о ценностях. С конструктивно-ценностными  задачами философии переплетаются  и составляют единство задачи  по интерпретации социальной  действительности и по критике  ее структур, состояний, тех или  иных социальных действий. Интерпретация  и критика связаны с ориентацией  на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности  под соответствующим углом зрения.

 

^ Культурно-воспитательная  функция - знание философии, в  том числе требований к познанию, способствует формированию у  человека важных качеств культурной  личности: ориентации на истину, доброту, правду (!). Философия способна  оградить человека от поверхностных  и узких рамок обыденного типа  мышления; она динамизирует теоретические  и эмпирические понятия частных  наук с целью максимально адекватного  отражения противоречивой, изменяющейся  сущности явлений.

 

^ Объяснительно-информационная  функция - одна из главных задач  философии - разработка мировоззрения,  соответствующего современному  уровню науки, исторической практике  и интеллектуальным требованиям  человека.

 

 

^ 2. Предмет и метод философии.  Структура философского знания.

 

(Алексеев, Панин).

 

Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется  из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в  целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является всеобщее в системе «мир-человек». Эта система  при первичном подразделении  распадается на 2 относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы –  «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяются на уровни, а взаимоотношения между этими  сторонами – на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

 

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и  всеобщее, характеризующее целостное  бытие человека (здесь отличие  от частных наук – степень общности законов). В него входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную  картину мира под призмой его  понятий об Истине, о Красоте, Добре  и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить  человеку в качестве элемента для  формирования мировоззрения.

 

^ Философия – это система  взглядов на мир в целом  и на отношение человека к  этому миру.

 

Метод философии (не знаю то ли это, что нужно – нигде ничего).

 

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько  функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую  и логико-гносеологическую.

 

^ Эвристическая функция  – состоит в содействии приросту  научных знанийЮ в том числе  для создания предпосылок для  научных открытий.

 

Философский метод способен оказывать положительное воздействие  на научную работу не только своими понятиями или категориальными  блоками, но и принципами.

 

Рассмотрение эвристической  функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных  наук весьма значительна, особенно в  отношении формировании гипотез  и теорий.

 

^ Координирующая функция  – сущность ее состоит в  координировании методов в процессе  научного исследования.

 

Философский метод не может  привести к успеху в науке, если при  решении частных задач применяется  в отрыве от общенаучных и специальных  методов.

 

^ Интегрирующая функция  – связана с представлением  об объединяющей роли философского  знания по отношению к какому-либо  множество элементов, составляющих  систему или способных образовать  целостность.

 

^ Логико-гносеологическая  функция – в разработке состоит  самого философского метода, его  нормативных принципов, а также  в логико-гносеологическом обосновании  тех или иных понятийных и  теоретических структур научного  знания.

 

^ Средства познания в  философии (наверно, тоже нужно).

 

Обнаруживается зависимость  философского метода от философского мировоззрения. Методом философского исследования является диалектика. Диалектический метод формировался постепенно.

 

Кроме того: индукция (пример – формирование представления об основных законах развития). Также  формально-логическая дедукция: выведение  частного из общего и общего из общего.

 

Важным средством философского исследования является мысленный эксперимент.

 

Другое: герменевтика – нацелена на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла; кроме того, этот метод для философии охватывает все, во что вложены человеческие действия, мысль и чувства.

 

Трансцендирующий способ наряду с герменевтикой играет важную роль в постижении объектов философии  – включает в себя медитацию, элементы мистики и философскую веру. Также  большое место в творческом процессе философов занимает интуиция.

 

Таким образом, основные интрасубъективные  средства философского исследования следующие: 1) средства логики, диалектической или  формальной; 2) интеллектуальная интуиция; 3)герменевтическая интерпретация; 4) экстраполяция; 5)мысленный эксперимент; 6)трансцендирование.

 

Если в самом общем  плане характеризовать средства исследования в философии:

 

Научные (здесь – отличие  от средств обыденного познания, от средств религии); умозрительные (в  отличие от экспериментальных наук); всеобще-категориальные (что отграничивает  их от теоретических частных наук); критически-конструктивно-рефлексивные.

 

^ Структура философского  знания: это знание имеет сущностные  признаки, свойственные - естественно-научному  знанию (см. билет № 3); идеологическому  знанию (общественным наукам); гуманитарному  знанию; художественному знанию; трансцендирующему  постижению (религии, мистике); обыденному, повседневному знанию людей.

 

Можно утверждать, что философское  знание есть комплексный, интегральный вид знания.

 

 

^ 3. Философия и наука.  Сциентизм и антисциентизм.

 

 

(Алексеев, Панин).

 

 

Философия формировалась  на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения  к природным, причинным связям.

 

Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом  и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество  с ним связанных вопросов, обрел  научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифологического и от религиозного сознания.

 

Итак, в 2 моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось  содержательно переплетенным с  естественнонаучным знанием.

 

^ Генетический аспект  научности философии дополняется  структурным аспектом. Философия  постоянно получает и обрабатывает  информацию, имеющуюся в разных  областях познания, в том числе,  и в науках о природе; эта  информация поступает к ней  по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциоанальной  и др.

Информация о работе Философия и мировоззрение